Это продолжение поста " Одри Флэк и ее замечательные скульптуры"https://www.liveinternet.ru/users/babeta-liza/post474700260/
"Это была статуя, которой никогда не было: бронзовый, украшенный драгоценностями памятник британской королеве, который в 1990-х годах намеревался поднять на пять этажей на Куинсской стороне Ист-Ривер, напротив здания Организации Объединенных Наций
Поддержанный миллионами долларов частных средств и большим количеством ажиотажа, проект более десяти лет находился в разработке и строительстве.
Но в 1998 году он погряз в расовых и политических протестах, которые закончились тем, что проект был свернут, а почти завершенная бронзовая статуя переплавилась на металлолом.
Несмотря на то, что спор о статуе в значительной степени забыт, споры о статуях были чем-то вроде предвестника текущих споров, закрученных в национальном масштабе и в Нью-Йорке, по поводу статуй, считающихся оскорбительными из-за историй фигур, которые они изображают.
В конце 1980-х годов португальская группа предложила статую в честь Екатерины Брагансской, португальской принцессы 17-го века, которая вышла замуж за короля Англии Карла II и стала, как многие считают, эпонимом района Квинс.
В 1992 году художница Одри Флэк выиграла конкурс на получение заказа на создание 35-футовой фигуры на 15-футовой основе. Десять лет она создавала модели меньшего размера, а затем - глиняную фигурку в натуральную величину, которую отливали из бронзы.
Но к 1998 году чернокожие активисты, педагоги, духовенство и выборные должностные лица начали протестовать против того, что Екатерина, как член английского королевского двора, получила бы выгоду от работорговли и не заслуживала прославления.
![](https://static01.nyt.com/images/2017/10/28/nyregion/00QUEENSSTATUE1/00QUEENSSTATUE1-superJumbo.jpg?quality=90&auto=webp)
89-летняя г-жа Флэк все еще хранит несколько небольших предварительных моделей скульптуры в ее доме в Ист-Хэмптоне, штат Нью-Йорк, где она работает, когда ее нет в манхэттенской студии. Она указала на четырехфутовую бронзовую фигуру статуи, которую одна из протестующих в 1997 году, Бетти Допсон, которая с тех пор умерла, назвала «окровавленной убийством миллионов африканцев».
![](https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/57473dc2f85082557b257eaa/1492549354489-X8WIX6O6L5BX17G0HATD/ke17ZwdGBToddI8pDm48kAk39iLDaE9QZ2F0wbfr6uRZw-zPPgdn4jUwVcJE1ZvWQUxwkmyExglNqGp0IvTJZUJFbgE-7XRK3dMEBRBhUpwePfePp3Zk5KqURGQPgZv50x6_CFDFZSe0zvalvppTulo_SGVnfLh35iQ-EcWjZUE/slides025.jpg?format=750w)
Сторонники статуи назвали заявление о рабстве дезинформированным и попросили профессора истории колледжа взвесить в то время, что не было никаких доказательств того, что королева владела рабами или извлекала выгоду из их торговли, а скорее откладывала деньги на покупку рабов их свободы.
В некотором смысле протесты напоминали протесты против статуи Христофора Колумба на площади Колумба, которую некоторые недоброжелатели хотят убрать из-за порабощения исследователя и убийства коренных жителей Карибского бассейна. Мэр Билл де Блазио сумел избежать большого шумихи, сформировав комиссию для разработки руководящих принципов в отношении того, как город должен относиться к определенным общественным памятникам.
В 1997 году такой комиссии не было. Протестующие призвали Клэр Шульман, тогдашнего президента района Квинс, отказаться от своей поддержки. Г-жа Шульман возглавляла почетный комитет, поддерживающий статую, в который входили такие имена, как Д'Амато, Динкинс, Джулиани, Патаки и Трамп.
«Я действительно не знала, что делать, потому что это был совершенно новый выпуск», - вспоминала Шульман, имея в виду переоценку проблемных статуй.
Она решила провести публичные слушания в Borough Hall, которые превратились в зажигательный форум.
Как вспоминала г-жа Флэк: «Протестующие шли в пуговицах с большой прорезью на моей статуе со словами« Королева рабов »».
Г-жа Шульман, которая покинула офис в 2002 году, сказала, что проекту способствовали яркие концерты по сбору средств, обеды в отеле Plaza и даже мероприятие, на котором из Португалии на торжества были привезены белые липицанские жеребцы.
«Нам никогда не приходило в голову», что статуя может быть оскорбительной, сказала она. «Как вы связываете женщин с рабством? Женщины не участвовали в подобных вещах. Но внезапно возник вопрос о расе, и нам пришлось отнестись к этому очень серьезно, потому что многие люди были очень расстроены ».
![](https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/57473dc2f85082557b257eaa/1493236947247-FMNTCTFML4MB1WG2JXKN/ke17ZwdGBToddI8pDm48kDHPSfPanjkWqhH6pl6g5ph7gQa3H78H3Y0txjaiv_0fDoOvxcdMmMKkDsyUqMSsMWxHk725yiiHCCLfrh8O1z4YTzHvnKhyp6Da-NYroOW3ZGjoBKy3azqku80C789l0mwONMR1ELp49Lyc52iWr5dNb1QJw9casjKdtTg1_-y4jz4ptJBmI9gQmbjSQnNGng/SCIM2113.jpg?format=1500w)
Столкнувшись с политическим давлением, г-жа Шульман решила в 1998 году отказаться от поддержки проекта, и предложение использовать участок Ист-Ривер было снято . Проект застопорился и умер.
«Я была раздавлена - это действительно просто убило меня», - сказала г-жа Флэк, которая сказала, что посвятила почти десятилетие работы над статуей, больше всего в своей карьере.
«Я исследовала ее, и если бы она была плохим, злым человеком, я бы не стала этого делать», - сказала она о королеве. «Она была хорошим человеком». Г-жа Флэк добавила: «У нее темная португальская кожа, и за это ее высмеивали».
Г-жа Флэк сказала, что она визуализировала выдающийся памятник сильной женщине в городе с очень небольшим количеством женских статуй.
«В то время мне сказали, что это была бы самая большая статуя в мире общественного искусства, созданная женщиной в мире, - сказала она, - и уступающая по высоте только Статуе Свободы».
Г-жа Флэк продолжила: «Как женщина и художник, я хотела красивую, умную женщину. В Квинсе самое большое этническое разнообразие из всех районов, и я хотел, чтобы она была целительной силой, объединяющей людей ».
Она решила изобразить лицо королевы с многорасовыми чертами и порвать с традициями более классического греко-римского образа.
Г-жа Флэк сказала, что она попросила двоюродного брата позировать для лица, и ей пришлось переделывать лицо, возможно, 100 раз, используя глиняные модели, чтобы добиться баланса черт, которые могли бы сойти за различные расовые и этнические смеси.
«Я хотела создать лицо нового тысячелетия», - сказала г-жа Флэк.
«Если подумать, сколько эта статуя могла значить для молодых женщин, особенно цветных, представителей разных рас и разного этнического происхождения, которые никогда не видели свое изображение публично на какой-либо статуе или в каком-либо музее», - сказала она. «Это была моя мечта».
Протесты попали в заголовки газет , и сбор средств на ввод в эксплуатацию прекратился, что привело к прекращению выплат литейному производству, где полноразмерная статуя оставалась частично отлитой из бронзы, почти законченной, сказала г-жа Флэк.
Когда г-жа Флэк узнала, что литейный цех, все еще намереваясь закончить статую, нанял ее бывшего помощника, чтобы завершить ее, в 1999 г. г-жа Флэк успешно подала в суд, чтобы остановить работу.
По словам Барбары Хоффман, адвоката г-жи Флэк по иску, этот иск помог определить и расширить правовую защиту работ художника.
![](https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/57473dc2f85082557b257eaa/1494865490795-8O6END85IX80GVJO4M8C/ke17ZwdGBToddI8pDm48kH5H5KyfgQjip46rhlBH-Nh7gQa3H78H3Y0txjaiv_0fDoOvxcdMmMKkDsyUqMSsMWxHk725yiiHCCLfrh8O1z5QPOohDIaIeljMHgDF5CVlOqpeNLcJ80NK65_fV7S1UQDeiuh1psDZ6QM0jU7DId5afa9b3bwuNGj2fNmfp7ef4kxh30TfDJXvBTVkjAGMHw/Catherine1.jpg?format=1500w)
«По крайней мере, она оставляет законное наследие, которое помогает художникам», - сказала г-жа Флэк о статуе.
Две предварительные модели меньшего размера были приобретены музеями для демонстрации: гипсовая модель высотой 11 футов была приобретена три года назад Институтом американского искусства Батлера в Янгстауне, штат Огайо, а бронзовая голова была отправлена в Мемориальный художественный музей Аллена в Оберлин-колледже. в Огайо.
«Нам никогда не приходило в голову», что связь модели со спорным проектом стала сдерживающим фактором для приобретения модели, - сказал Лу Зона, директор Института Батлера.
По его словам, решение было принято «строго из соображений эстетики великого художника».
Андрия Дерстайн, директор музея в Оберлине, сказала, что сотрудники музея считают, что связь бронзовой головы с неоднозначным проектом может стимулировать дискуссии о рабстве, мультикультурализме и женщинах в искусстве.
«Это произведение, которое можно использовать для начала разговора, и мы не уклоняемся от этого», - сказала она.
Г-жа Флэк сказала, что в конце концов она получила «гроши» в качестве оплаты за многолетний труд.
«Но это был труд любви», - сказала она. «Насколько я понимаю, статуя потеряна».
Кори Килганнона, 9 ноября 2017 г., The New York Times.