-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Leoisschewsky

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2020
Записей: 2608
Комментариев: 131
Написано: 3991


Выдающиеся харьковские мастера пейзажной живописи.

Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 19:04 + в цитатник

Наиболее выдающимися  харьковскими пейзажистами конца ХIХ и начала ХХ веков заслуженно cчитается знаменитая четверка живописцев:  Сергий Василькивский, Михаил Беркос, Михаил Ткаченко и Петро Левченко. Пост о Сергее Василькивском не так давно опубликован Leon Meusi. К нему и отсылаю. Единственный среди четверки,кто не был коренным харьковчанином,это Беркос.  С него и начну свой рассказ. Михаил Андреевич Беркос родился 3 сентября 1861 года в Одессе.Отец художника Андрей Игнатьевич Беркос был подданным Греции и служил в фирме «Беллино-Фендер», мать — Марфа Ивановна — происходила из знатного русского дворянского рода. Семья жила в Одессе в собственном доме на Пушкинской улице.

7016885_Berkos_Mih__Andr_ (194x259, 6Kb)

Михаил Беркос.

Михаил Беркос изучал живопись сначала в Одесской рисовальной школе, а затем продолжил своё образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где его педагогами были  Михаил Клодт и Владимир Орловский, котрые обучали и наших земляков: Василькивского и Ткаченко. Михаил Беркос близко сошелся с обеими. Во время каникул они    неоднократно приезжали вместе в Харьков,где выходили на совместные пленэры.

7016885_Sergii_Vasilkivskii_1_ (195x258, 6Kb)7016885_Sergii_Vasilkivskii_1_ (195x258, 6Kb)/7016885_Tkachenko_Mih__Step__1_ (204x247, 3Kb)

Сергий Василькивский и Михаил Ткаченко.

В 1889 году Михаил Беркос окончил академию с золотой медалью и званием классного художника первой степени, что дало ему право путешествовать в течении четырех лет за казённый счет по Европе. За это время он не только изучил живопись музеев Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии, но и много писал, совершенствовался в технике рисования. Это было время расцвета импрессионизма, который оказал заметное влияние на творчество художника. Однако Беркос не копировал слепо находки европейских импрессионистов, а применял их для развития собственной творческой манеры, активно используя в работе богатую цветовую палитру, присущую этому направлению живописи. После возвращения из Европы Беркос некоторое время жил в Санкт-Петербурге, представляя свои картины на выставках обществ художников. Ниже привожу несколько картин, в которых отразились его европейские впечатления и которые мне удалось разыскать в интернете.

7016885_Kapri (354x265, 21Kb)

Капри

7016885_Amalfi_1_ (550x436, 155Kb)

Амальфи.

7016885_picfull_Amalfi (700x501, 175Kb)

Амальфи.

7016885_Villa_Tivoli (550x355, 108Kb)

ВиллаТиволи.

7016885_Italyanskii_peizaj (506x700, 142Kb)

Итальянский пейзаж.

7016885_Kapri3 (550x374, 106Kb)

Капри.

7016885_Ostrov_Iskriya (550x344, 117Kb)

Остров Истрия.

7016885_Na_reide_vblizi_Venecii (550x375, 117Kb)

На рейде вблизи Венеции.

7016885_BerkosMihailAndreevichSorrento650x408 (650x408, 106Kb)

Сорренто.

7016885_Sorrento2_4_ (550x388, 148Kb)

Сорренто.

7016885_Ryini_Rima_ (277x182, 11Kb)

Руины Рима.

7016885_1280pxLandscape_in_Auvergne__France (700x458, 139Kb)

Пейзаж в Оверни. Франция

7016885_Osennii_tyman_nad_abbatstvom (550x351, 122Kb)

Осенний туман над аббатством.

Говорят, что в молодости Беркос был необычайно красив и пользовался успехом у женщин.Друзья называли его на французский манер "бо Мишель"(красавец Мишель).Но сердце Беркоса долго оставалось свободным, и лишь в 1889 году , когда он в возрасте 28 лет переехал на постоянное жительство в Харьков, у него стали возникать мысли о создании семьи. В это время он преподавал в Харьковском художественном училище, выполняя обязанности завуча. Кроме художественного таланта  Беркос обладал незаурядными организаторскими способностями. Он приложил много усилий для пополнения коллекции Харьковского художественно-промышленного музея (ныне Харьковский художественный музей), который он возглавлял несколько лет. Беркос был также активным членом Харьковского литературно-художественного кружка, и его работы украшали стены помещения, под крышей которого собирался кружок. Все полотна Беркоса этого периода характеризуются яркостью и материальной наполненностью цветов. Беркос - настоящий художник земли, с любимым зеленым цветом, который ее символизирует. О его ориентации на зеленый колорит также свидетельствует и преобладание горизонтального формата картин с завышенной линией горизонта.Поэтому Михаила Беркоса справедливо стали называть "земным художником". Картины Беркоса, "Лен цветет" "Сирень" и другие, где изображено цветение растений просто завораживают.

7016885_Len_cvetet (512x358, 97Kb)

Лен цветет.

7016885_8ad0ab67bad6Nyjn_ (700x414, 95Kb)

Июнь. Маки расцветают.

7016885_Siren_cvetyot (550x420, 126Kb)

Сирень цветет.

7016885_624dd6df48b6 (700x619, 423Kb)

Маки цветут.

7016885_1280pxThistlesNyjn_ (700x531, 413Kb)

Будяки (чертополох).

7016885_Bez_nazvaniya_1Nyjn_ (291x173, 14Kb)

Пионы.

7016885_120021218_1Dikanka (699x393, 337Kb)

Диканька

7016885_Malaya_Danilovka (550x290, 116Kb)

Малая Даниловка.


7016885_296053nyjn_ (624x500, 118Kb)

Лето. Харьковщина.

Вскоре по приезду Беркоса в Харьков в него влюбилася генеральская вдова Мария Рейнике, которая жила в районе нынешней Сортировки на Большой Панасовской улице. Ныне городской район Сортировка ассоциируется у харьковчан прежде всего с железной дорогой. Между тем, на рубеже XIX–XX веков здесь был уютный дачный поселок, рядом с которым располагалась слобода Малая Даниловка. Покойный муж завещал Марии все имущество при условии, что она никогда больше не выйдет замуж. Мария  была молодой симпатичной женщиной, но официально не могла быть ничьей женой, поскольку ей, естественно, не хотелось расставаться с богатством. Поэтому они стали жить с Беркосом гражданским браком. У  супругов  родилось  две дочери — Кира и Алла. Беркос всецело отдавался живописи и  его жизнь можно было бы считать счастливой,если бы не ревнивый и неуровновешенный характер жены. Мария оказалась плохой Музой - не вдохновляла, а подавляла талант художника. Тем не менее Беркос продолжал творить.

7016885_Na_Hytore (700x466, 59Kb)

На хуторе Малая Даниловка.

7016885_Malaya_Danilovka2 (550x439, 135Kb)

Слобода Малая Даниловка.

7016885_800pxHydojnik_M_Berkos__Kartina__Rychei_ (700x445, 101Kb)

Ручей.

7016885_Hunter_and_prey_Ohotnik_i_dobicha1899Chastn__sobr_ (700x386, 103Kb)

Охотник и добыча.

7016885_unnamednado (512x372, 124Kb)

Малая Даниловка. Парники.

7016885_Boloto__Selo_Blagodatnoe (550x473, 168Kb)

Болото. Село Благодатное.

7016885_Bez_nazvaniyalyg (280x180, 7Kb)

Луг.

7016885_Ohota_v_starom_parke (400x282, 60Kb)

Охота в старом парке


Как мы видим, основной темой искусства художника на протяжении всей его жизни в Харькове был украинский пейзаж, специфические особенности природы, характер растительности,которую Беркос любил писать при буйном цветении. Для него характерны сельские улочки с белыми домами и пышными деревьями, реже жанровые сценки из украинской  сельской жизни.Над некоторыми деталями картины художнику приходилось работать очень настойчиво.Так у него,например долго не получалось изображение пыли на картине "Улица в Умани". Беркос  даже нанял извозчика специально для того, чтобы тот про­ехал несколько раз подряд и хорошенько поднял пыль на дороге.

7016885_Ylica_v_Ymani_ (512x340, 81Kb)

Улица в Умани.


7016885_Prachki__Yman__chastnaya_koll_ (530x377, 51Kb)

Прачки в Умани.

7016885_Prazdnichnii_den_1905 (700x468, 119Kb)

Праздничный день.

7016885_Yrojai_kapysti (550x355, 152Kb)
Урожай капусты.

7016885_Molotbanyjnoe (512x335, 87Kb)
Молотьба.

7016885_Domik_y__reki (512x356, 61Kb)
Домик у реки.

7016885_Na_podvore (512x354, 69Kb)
Подворье.

7016885_Devyshka_y_zabora (550x454, 130Kb)
Девушка у забора.

7016885_Berkos_Mihail_Andreevich_Letom (700x513, 184Kb)

Летом

 

И еще одна особенность творчества Беркоса, которую мне удалось подметить: пейзажи у Беркоса преимущественно весенние и летние. В интернете  мне встретились всего только три зимних пейзажа. Привожу их ниже.

 

7016885_unnamedZima (512x362, 53Kb)

Зима.

 

7016885_Rybka (512x265, 65Kb)

Рубка леса.

7016885_Selskaya_doroga (700x319, 152Kb)

Сельская дорога.

 

Среди приведенных зимних пейзажей, как мне кажется, выделяется пейзаж "Зима", написанный художником на Полтавщине. Он притягателен бело-голубой цветовой  гаммой, сквозь которую вверху прорезаются полутона розоватых отблесков.Подчеркнутая декоративность сюжета создает у зрителя праздничное настроение. Говорят, что похожие чувства возникают обычно также  при чтении пушкинского "Зимнего утра".

7016885_vesna_cvetyt_yabloni_ (700x435, 292Kb)

Весна. Цветут яблони.

 

Щемящее чувство охватывает, когда смотришь на картину "Весна. Цветут яблони", написанную художником в последнюю отпущенную ему весну 1919 года. Вокруг — грабежи, убийства, разруха, но природа живет по своим законам, и художник, как в мирное время, рисует белопенное цветение яблони, словно заклиная Жизнь вернуться к красоте и гармонии. Этой картиной Беркос как бы прощался со всем тем, что любил в этой жизни, но прощался без надрыва, светло и мудро. Ныне художественное наследие Беркоса составляет около 350 уцелевших картин, находящихся в музейных фондах Харькова, Киева, Москвы и Санкт-Петербурга, в других заграничных музеях и частных коллекциях. К сожалению большая часть картин из домашней коллекции Беркоса, увы, была сожжена вдовой художника вскоре после его смерти в декабре 1919 года. Причины такого поступка мы не знаем. По-видимому, впоследствии вдова неоднократно сожалела об этом, ибо она долгое время жила тем, что продавала его работы. Их охотно покупали и частные коллекционеры, и картинные галереи, в том числе и харьковская. Рассказывают, что после прихода к власти большевиков Марии удалось сохранить права на дом благодаря тому, что некогда, отдыхая в Италии, Михаил и Мария познакомились с Лениным. И когда в начале 1920-х годов власти намеревались реквизировать собственность вдовы Беркоса, она написала старому знакомому, и тот любезно выдал охранную грамоту.

7016885_Bez_nazvaniya_3 (700x474, 36Kb)

Дом, где предположительно жила семья Михаила Беркоса.

Есть версия, что  дом, где жил Беркос сохранился и находится он на улице,  Большой Панасовской, 234.Несмотря на то, что дом обезображен аляповатой надстройкой второго этажа, следы старинной архитектуры в нем хорошо видны. К сожалению, в Центре охраны культурного наследия никаких данных об этом здании нет, как нет сведений и о могиле художника. Так что краеведам и любителям искусства еще предстоит поискать архивные документы и выяснить, действительно ли это тот дом, в котором жил Михаил Беркос и который посещали Сергей Василькивский, Петр Левченко и другие известные художники. Если это так, то здание должно стать памятником истории местного значения и, конечно, его должна украсить мемориальная доска.

Текст поста частично заимствован из публикации Татьяны Буряковской "Харьковские топонимы: в честь художника, увековечившего пейзажи Слобожанщины" в харьковской газете "Время " за 14 сентября 2018 года, иллюстрации взяты из Интернета.

7016885_111498675_large_55 (229x231, 60Kb)

Рубрики:  Известные люди/Художники
Известные люди/Харьковчане
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 17 пользователям

babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 19:30 (ссылка)
Чудесные работы! С благодарностью цитирую! Приятного вечера и хорошего настроения Леня!!привет!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 25 Мая 2020 г. 09:31ссылка
Благодарю, Лиз за внимание. Забыл вчера взять под кат. Сегодня вспомнил об этом и ужаснулся, пришлось отредактировать. В свою цитату внеси изменения самостоятельно.Удачи тебе и хорошего настроения в ожидании лета.
images (221x228, 21Kb)
belorusochka-ja   обратиться по имени Понедельник, 25 Мая 2020 г. 05:53 (ссылка)
Добрый день,Лёня!С благодарностью за приобщение к искусству.Харьков богат на знаменитых живописцев!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 25 Мая 2020 г. 09:36ссылка
Спасибо,Галочка, за твой комментарий. Так приятно встретить своих давнишних верных друзей. Удачи тебе во всем!
images (1) (194x260, 11Kb)
izogradinka   обратиться по имени Вторник, 26 Мая 2020 г. 07:26 (ссылка)
Спасибо, дорогой Ленечка!
Очень красивые пейзажи!
335д (480x325, 38Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Leoisschewsky   обратиться по имени Вторник, 26 Мая 2020 г. 09:07 (ссылка)
И тебе спасибо, Изочка!Всегда восхищаюсь твоими путешествиями и красочными познавательными репортажами с различных мест земного шара.Как замечательно иметь такую подруженьку и радоваться каждой встрече с тобой.
Ответить С цитатой В цитатник
Мила_Елизарова   обратиться по имени Четверг, 28 Мая 2020 г. 12:59 (ссылка)
Понравились картины, спасибо, что познакомил, Ленечка! А это Диканька та самая, что у Гоголя, "Вечера на хуторе близ Диканьки"?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Мая 2020 г. 14:23ссылка
Благодарю, Людочка за посещение. Диканька та самая, что описана Гоголем. Бывал там. Надо будет пост обязательно написать.


 
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Мая 2020 г. 14:26ссылка
Обязательно сделай, очень интересно.
valniko77   обратиться по имени Вторник, 02 Июня 2020 г. 16:08 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост, Ленечка! Прекрасных летних денечков и хорошего здоровья!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Июня 2020 г. 17:05ссылка
Спасибо, солнышко наше!
getImageCA0H3S3Z (640x480, 62Kb)
svetikya   обратиться по имени Среда, 17 Июня 2020 г. 18:49 (ссылка)
Спасибо! Работы замечательные!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 18 Июня 2020 г. 09:40ссылка
Спасибо, Светланка! Рад, что тебе понравилось.
7016885_IMG20180603WA0005 (320x325, 30Kb)
Goodwine   обратиться по имени Вторник, 28 Июля 2020 г. 18:28 (ссылка)
, спасибо за интересную информацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 29 Июля 2020 г. 15:40ссылка
И Вам спасибо за внимание и комментарий.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку