-Метки

аватарки англия архитектура весна видео выпечка германия города и страны городской пейзаж дача девушки декор день влюбленных день рождения дети дизайн дневник древние знания друзьям живопись животные загородный дом здоровье зима идеи идеи для сада иллюстрации интересное интерьер искусство история кинематограф кино клипарт кнопки коллаж комменты компьютер кофе кошки куклы кулинария летнее солнцестояние личное любовь макро маска мода и стиль музыка напитки настроение натуральная косметика натюрморт новый год обои на рабочий стол осень открытки париж пасха пейзаж песня пин-ап поздравления позитив полезное портрет праздники природа птицы путешествия рамки рецепт рисунок рождество россия сад санкт-петербург свадьба сказка советы спектакль стихи тест травник травы традиции урок уход флешка фон фото фотошоп франция цвет цветы цитаты чехия эротика эссе юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ленутка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.06.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 55882


Фаина Раневская об Анне Ахматовой

Вторник, 12 Февраля 2013 г. 23:50 + в цитатник
Цитата сообщения Милая_странница

Фаина Раневская об Анне Ахматовой

Фаина Раневская.

Дневник на клочках

АННА АХМАТОВА

0_8e07c_eff8105e_XL (543x600, 67Kb)

* * *

Меня спрашивают, почему я не пишу об Ахматовой, ведь мы дружили... Отвечаю: не пишу, потому что очень люблю её.

* * *

Любила, восхищалась Ахматовой. Стихи ее смолоду вошли в состав моей крови. Есть еще и посмертная казнь, это воспоминания о ней ее "лучших" друзей.

* * *

Сегодня у меня обедала Ахматова, величавая, величественная, ироничная и трагическая, веселая и вдруг такая печальная, что при ней неловко улыбнуться и говорить о пустяках.

Как удалось ей удержаться от безумия - для меня непостижимо. Говорит, что не хочет жить, и я ей абсолютно верю.

Торопится уехать в Ленинград. Я спросила: зачем? Она ответила: "Чтобы нести свой крест". Я ей сказала: "Несите его здесь" Вышло грубо и неловко.

Но она на меня не обижается никогда. Странно, что у меня, такой сентиментальной, нет к ней чувства жалости. Не шевелятся во мне к ней эти чувства, обычно мучающие меня по отношению ко всем людям с их маленькими несчастьями.

* * *

Вот что вспоминается. -  А.А. лежала в Боткинской больнице (в тот период моей жизни я еще могла входить в больницу). Часто ее навещала. Она попросила меня приехать после похорон Пастернака и рассказать ей все, что я видела.

Смерть Б.Л. ее очень угнетала. Я делилась с ней моими впечатлениями и сказала, что была нестерпимая духота, что над нами, над огромной толпой, висели свинцовые тучи, а дождя не было, что гроб несли на руках до самой могилы, что Б.Л. в гробу был величавый, торжественный.

А.А. слушала внимательно, а потом сказала: "Я написала Борису стихи". Запомнилось не все, но вот что потрясло меня:

Здесь все принадлежит тебе по праву.

Висят кругом дремучие дожди.

Отдай другим игрушку мира - Славу,

Иди домой и ничего не жди...

Да, висели дремучие дожди, и мысли у всех нас были о славе, которая ему больше не нужна, обо всем, что было в этих строках.

0_8e07d_245ad67f_XL (600x431, 19Kb)

* * *

Ленинград без Ахматовой для меня поблек, не могу себя заставить съездить на ее холмик взглянуть.

Зачем? У меня в ушах ее голос, смех...

0_8e07f_f2351051_XL (600x450, 114Kb)

* * *

...Смерть Анны Андреевны - непривычное мое горе. В гробу ее не видела, вижу перед собой ее живую. В Комарове она вышла проводить меня за ограду дачи, которую звала "моя будка". Я спешила к себе в дом отдыха, опаздывала к ужину...

Она стояла у дерева, долго смотрела мне вслед. Я все оборачивалась, она помахала рукой, позвала вернуться. Я подбежала. Она просила меня не исчезать надолго, приходить чаще. Но только во вторую половину дня, так как по утрам она работает, переводит.

Когда я пришла к ней на следующий день, она лежала. Окно было занавешено... Я подумала, что она спит: "Нет, нет, входите, я слушаю музыку, в темноте лучше слышится....

" * * *

Сначала бессонница, потом приходит сон, когда просыпается дом и дети сбегают с лестницы, торопятся в школу. Боюсь сна... боюсь снов... Вот вошла в черном Ахматова, худая, — я не удивилась, не испугалась.

Спрашивает меня: "Что было после моей смерти?" Я подумала, а стоит ли ей говорить о стихах Евтушенко "Памяти Ахматовой"... Решила не говорить:

Ахматова двувременной была.

О ней и плакать как-то не пристало.

Не верилось, когда она жила,

не верилось, когда ее не стало.

Она ушла, как будто бы напев

уходит в глубь темнеющего сада.

Она ушла, как будто бы навек

вернулась в Петербург из Ленинграда...

Евг. Евтушенко

Милая странница

Серия сообщений "О ПОЭТАХ...":
Часть 1 - «Сражаюсь, верую, люблю» Э. Асадов
Часть 2 - Ахматова Стихи о любви
Часть 3 - Н. ГУМИЛЕВ СТИХИ О ЛЮБВИ
Часть 4 - АННА АХМАТОВА - Сборники ее стихотворений — истинные книги женской души.
Часть 5 - Фаина Раневская об Анне Ахматовой

Серия сообщений "ЖЗЛ":
Часть 1 - Далида. Трагическая судьба
Часть 2 - Анна Ахматова и Сергей Есенин
...
Часть 16 - Edith Piaf L'Hymne l'amour
Часть 17 - И снова Одри
Часть 18 - Фаина Раневская об Анне Ахматовой
Часть 19 - Девушка-смычок
Часть 20 - ~ Правда доброты ~ Памяти Евгения Павловича Леонова
...
Часть 41 - От «Крестного отца» до примерного семьянина
Часть 42 - Лик женщины, но строже, совершенней Природы изваяло мастерство./Немецкий живописец Франц Ксавьер Винтерхальтер
Часть 43 - «СОЛНЕЧНОМУ КЛОУНУ» - 85!... ОЛЕГ ПОПОВ

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Ела2012   обратиться по имени Среда, 13 Февраля 2013 г. 13:54 (ссылка)
Спасибо за интересный пост! Цитирую с радостью и благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Февраля 2013 г. 15:13ссылка
Да, пост замечательный! Спасибо автору - Наташеньке!!!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку