Подготовка соломы для плетения.
Для плетения используют преимущественно ржаную солому,
заготовленную специально вручную в период молочно-восковой спелости.
Длинный, тонкий и ровный стебель ее делится на 4 - 5 междоузлий-коленец,
верхнее - около 50 см.
Толщина отрезков между узлами равномерно уменьшается к верхушке стебля,
что особенно важно при плетении.
Ржаная соломка отличается довольно высокой прочностью и упругостью.
Поэтому она наиболее пригодна для плетения изделий, испытывающих
значительные нагрузки: корзин, сумок, ковриков.
В то же время распаренная и вымоченная в воде, солома становится настолько
гибкой, что из нее можно плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.
В художественных изделиях особенно ценятся интенсивный переливчатый блеск и разнообразная окраска ржаной соломки, имеющая широкую гамму оттенков -
от белого и желто-лимонного до бурого и красно-коричневого.
Пригодна для плетения и пшеничная солома, но она короче, грубее
и толще ржаной.
Мягкую, красивую, с оттенками желтого и зеленоватого цветов овсяную - солому применяют в основном для плетения небольших деталей и в декоративной
отделке изделий.
Заготовленную солому сушат в закрытом, хорошо проветриваемом помещении,
разложив ее нетолстым слоем и периодически переворачивая.
Зеленая солома, высушенная в тени, сохраняет свой цвет.
Если же выдержать ее на солнце примерно 1- 2 дня, она приобретет равномерную
и насыщенную золотистую окраску .
Высушенную солому предварительно обрабатывают.
У каждой соломины ножницами отрезают нижнюю часть стебля и колос,
снимают листья, а затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы.
Нарезанные коленца сортируют по длине и толщине и связывают в пучки.
Для плетения лучше всего использовать два наиболее тонких верхних коленца стебля, которые имеют равномерную толщину по всей длине.
Остальные части пригодятся в плетении декоративных деталей либо
для аппликации соломкой.
Часть соломы следует оставить в снопах неразрезанной - она может понадобиться
при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.
Перед плетением солому необходимо замочить или пропарить.
Чем жестче солома, тем больше времени потребуется для ее запаривания. Свежезаготовленную солому достаточно подержать в воде при комнатной
температуре до 30 мин.
Прошлогоднюю или жесткую солому следует залить кипятком или прокипятить
15 мин и выдержать до тех пор, пока она не станет гибкой (не будет ломаться).
Замоченную солому заворачивают в полиэтиленовую пленку или плотную влажную
ткань и работают, вынимая оттуда необходимое количество соломин.
Не следует замачивать больше дневной нормы материала.
Оставшуюся солому нужно просушить, чтобы она не чернела.
Если на заготовленной соломе появились темные пятна, чтобы
восстановить ее декоративные качества, солому можно отбелить.
Отбеливают солому также и в тех случаях, когда необходимо получить материал
с серебристым оттенком или добиться более яркого и чистого цвета
при окрашивании, например анилиновыми красителями.
Солому при желании можно окрасить в любой цвет натуральными или анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.
С помощью натуральных красителей солома окрашивается в зеленый, бурый,
коричневый, красный и близкие к ним цвета.
Так, при кипячении в воде с добавлением луковой шелухи усиливается желтый цвет соломки, с шишками ольхи или дубовой коры она окрашивается в коричневый цвет.
Солома, окрашенная анилиновыми красками, имеет яркий, насыщенный цвет, который
как бы усиливает переливчатый блеск природного материала.
Окраску производят основными или активными анилиновыми красителями.
Из основных применяют следующие марки: аурамин-пасту, фиолетовый К,
синий К, бирюзовый, желтый, родамин Ж, родамин С.
Из активных красителей рекомендуются золотисто-желтый КХ, ярко-желтый 53Х,
ярко-красный 5СХ, фиолетовый 4К, ярко-голубой КХ.
Способы окрашивания анилиновыми красителями указаны на упаковке,
в которой они продаются.
Можно воспользоваться также бытовыми анилиновыми красителями в порошке для хлопчатобумажных тканей или краской «Спектр» в тюбиках для шерсти.
Можно поэкспериментировать с другими красителями, больше фантазии
и различных приемов в работе – большой залог успеха!
Подготовка соломы для плетения.
Для плетения используют преимущественно ржаную солому,
заготовленную специально вручную в период молочно-восковой спелости.
Длинный, тонкий и ровный стебель ее делится на 4 - 5 междоузлий-коленец,
верхнее - около 50 см.
Толщина отрезков между узлами равномерно уменьшается к верхушке стебля,
что особенно важно при плетении.
Ржаная соломка отличается довольно высокой прочностью и упругостью.
Поэтому она наиболее пригодна для плетения изделий, испытывающих
значительные нагрузки: корзин, сумок, ковриков.
В то же время распаренная и вымоченная в воде, солома становится настолько
гибкой, что из нее можно плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.
В художественных изделиях особенно ценятся интенсивный переливчатый блеск и разнообразная окраска ржаной соломки, имеющая широкую гамму оттенков -
от белого и желто-лимонного до бурого и красно-коричневого.
Пригодна для плетения и пшеничная солома, но она короче, грубее
и толще ржаной.
Мягкую, красивую, с оттенками желтого и зеленоватого цветов овсяную - солому применяют в основном для плетения небольших деталей и в декоративной
отделке изделий.
Заготовленную солому сушат в закрытом, хорошо проветриваемом помещении,
разложив ее нетолстым слоем и периодически переворачивая.
Зеленая солома, высушенная в тени, сохраняет свой цвет.
Если же выдержать ее на солнце примерно 1- 2 дня, она приобретет равномерную
и насыщенную золотистую окраску .
Высушенную солому предварительно обрабатывают.
У каждой соломины ножницами отрезают нижнюю часть стебля и колос,
снимают листья, а затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы.
Нарезанные коленца сортируют по длине и толщине и связывают в пучки.
Для плетения лучше всего использовать два наиболее тонких верхних коленца стебля, которые имеют равномерную толщину по всей длине.
Остальные части пригодятся в плетении декоративных деталей либо
для аппликации соломкой.
Часть соломы следует оставить в снопах неразрезанной - она может понадобиться
при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.
Перед плетением солому необходимо замочить или пропарить.
Чем жестче солома, тем больше времени потребуется для ее запаривания. Свежезаготовленную солому достаточно подержать в воде при комнатной
температуре до 30 мин.
Прошлогоднюю или жесткую солому следует залить кипятком или прокипятить
15 мин и выдержать до тех пор, пока она не станет гибкой (не будет ломаться).
Замоченную солому заворачивают в полиэтиленовую пленку или плотную влажную
ткань и работают, вынимая оттуда необходимое количество соломин.
Не следует замачивать больше дневной нормы материала.
Оставшуюся солому нужно просушить, чтобы она не чернела.
Если на заготовленной соломе появились темные пятна, чтобы
восстановить ее декоративные качества, солому можно отбелить.
Отбеливают солому также и в тех случаях, когда необходимо получить материал
с серебристым оттенком или добиться более яркого и чистого цвета
при окрашивании, например анилиновыми красителями.
Солому при желании можно окрасить в любой цвет натуральными или анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.
С помощью натуральных красителей солома окрашивается в зеленый, бурый,
коричневый, красный и близкие к ним цвета.
Так, при кипячении в воде с добавлением луковой шелухи усиливается желтый цвет соломки, с шишками ольхи или дубовой коры она окрашивается в коричневый цвет.
Солома, окрашенная анилиновыми красками, имеет яркий, насыщенный цвет, который
как бы усиливает переливчатый блеск природного материала.
Окраску производят основными или активными анилиновыми красителями.
Из основных применяют следующие марки: аурамин-пасту, фиолетовый К,
синий К, бирюзовый, желтый, родамин Ж, родамин С.
Из активных красителей рекомендуются золотисто-желтый КХ, ярко-желтый 53Х,
ярко-красный 5СХ, фиолетовый 4К, ярко-голубой КХ.
Способы окрашивания анилиновыми красителями указаны на упаковке,
в которой они продаются.
Можно воспользоваться также бытовыми анилиновыми красителями в порошке для хлопчатобумажных тканей или краской «Спектр» в тюбиках для шерсти.
Переплетая соломку таким способом, можно получить красивые и прочные ленты, из которых впоследствии создают различные предметы – панно, сумки, шляпы. Эти же ленты используют и для соломенной скульптуры.
Иногда для плетения подобных лент длины соломины не хватает, в таком случае ее можно удлинить тремя способами:
1. В срез соломины, которая закончилась во время плетения, вставьте другую, более толстую соломину или наоборот.
2. Концы соломин наложите один на другой на 2 см и дальше заплетайте их вместе.
3. Расщепите стебель закончившейся соломины другой соломиной.
Чтобы рисунок при плетении получался четким и красивым, необходимо соблюдать следующие правила:
¦ для плоского плетения старайтесь выбирать соломины, одинаковые по толщине по всей длине. Обычно такую соломку заготовляют из средней части стебля. Если же такой соломки недостаточно, а ленту необходимо сплести длинную, пред началом плетения складывайте соломины разными концами: одни стебли более толстыми концами, а другие – концами потоньше. В таком случае не придется наращивать толстые соломины тонкими и наоборот и плетенка будет равномерной;
¦ наращивайте соломину лишь после того, как заплели предыдущий стык;
¦ четко зафиксируйте загибы краевых соломин под нужным углом и проглаживайте их большим пальцем правой руки;
¦ плетите плотно, так как при высыхании соломы плетение ослабевает;
¦ до высыхания прокатайте законченную плетенку деревянной скалкой, чтобы она стала ровной и плотной.
Можно поэкспериментировать с другими красителями, больше фантазии
и различных приемов в работе – большой залог успеха!
Чтобы понять технику плетения, проиллюстрируем этапы работы при помощи схем плетения в 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 соломинок (см. иллюстрации). В результате получаем длинные сплетённые из соломин ленты. Для выполнения одной шляпы необходимо от 18 до 20 метров ленты. Плетеные ленты помещают в чистый сосуд и кипятят 30 минут. Затем воду сливают и при помощи гладкого и плоского деревянного молотка на деревянной доске ленту слегка пристукивают для выравнивания, после чего гладят утюгом, разогретым до температуры 120–130 °C, скатывают в рулон для предотвращения деформации и кладут в полиэтиленовый пакет, чтобы не высыхала.