Безусловно, требования вступившего в силу Закона о торговле, декларируют общедоступность информации о критериях выбора поставщиков (в Интернете или в 14-дневный срок после соответствующего запроса), но фактически ситуация на местах по-прежнему сводится к тому, что помимо официальных требований существуют и неофициальные (которые и «делают погоду» в сети). Тоже самое относится и к различным бонусам, «входным билетам» и т.п. платежам: в Законе о торговле заявлено, что вознаграждение не может превышать 10% процентов от цены приобретенных сетью товаров, но на самом деле этот запрет все так же легко обходится, как и во времена «до Закона». И пути обхода заложены в самом же Законе о торговле! Ведь в тексте Закона в качестве формы взаимодействия поставщика с закупщиком указан только договор поставки! А на самом-то деле этим договором взаимодействие сторон ни в коем случае не исчерпывается. Существуют также: договор товарного кредита, договор оказания услуг и т. д. Соответственно, в рамках этих договоров может быть прописано все то, что необходимо поставщику и закупщику для наиболее эффективного взаимодействия. Так, например, бонусы, официальный размер которых превышал 10% , поставщики заменят такими же скидками в пользу закупщика. Также по отдельным договорам оплачиваются услуги маркетинга (по сути это та же самая плата за полочное пространство и другие услуги). Таким образом, Закон о торговле не внес сколько-нибудь заметных корректив в трейд-маркетинговую деятельность.
Все ли поставщики дают взятки? Согласно имеющихся данных, более 56% поставщиков дают взятки, около 33% их не дают и не собираются, а 10% и готовы бы дать, но не знают, как это сделать. Такова статистика.
И особенно эта тенденция заметна на рынке товаров FMCG, где традиционно существует большое количество сходных товаров. И здесь взятка служит своеобразным «индикатором» того, подходит ли товар данной сети и готов ли он отдать ему свои полки. Кроме того, такие платежи могут быть своего рода «страховкой» сети на тот случай, если товар «не пойдет». Но, с той же долей вероятности, эти платежи могут осесть в карманах отдельно взятых личностей.
В принципе, этого явления в той или иной форме избежать, скорее всего, невозможно. И такая ситуация будет сохраняться до тех пор пока будет существовать переизбыток товаров.
При этом, такой способ «поощрения» все равно должен быть задействован в комплексе с вышеперечисленными составляющими работы с каналами оff-trade! Потому как взятки хотя и решают проблему «входа» в сеть и занятия выгодных мест, но продаж как таковых сделать не смогут.
Серия сообщений "МАРКЕТИНГ":
Часть 1 - Процесс обучения продукту
Часть 2 - Трейд-маркетинг
Часть 3 - Трейд-маркетинг в каналах оff-trade
Часть 4 - Трейд-маркетинг в каналах on-trade
Часть 5 - Закон о торговле: влияние на ритейл
Часть 6 - Явление ителлектуальной рецепции
Часть 7 - Агенты влияния или Психологические методы как способ повышения эффективности рекламных коммуникаций
...
Часть 21 - Prod&Prod. Рынок водки и способы продвижения
Часть 22 - Новые тенденции в упаковочной отрасли
Часть 23 - Digital marketing (Диджитал маркетинг, цифровой маркетинг)