Грядки и
плодовые деревья – это хорошо. А если при этом ещё и весь сад красив – ещё лучше! Поэтому вполне понятен интерес к
ландшафтному дизайну. Ведь неважно, сколько у вас в наличии соток – эта наука позволяет и 2 сотки превратить в произведение искусства. Тем более, что информации по ландшафтному дизайну много, и она доступна. Особенный интерес, конечно, представляют
конкретные приёмы, с помощью которых и создаётся красивый сад.
Но что получается в результате? Информации много, да не везде она даётся подробно и с разъяснениями. В основном, это самые общие, хотя и эффектные постулаты, которые можно понимать по-разному. Поэтому при попытках использовать эти приёмы в своём саду допускают так много ошибок.
Ну что же, проводим работу над ошибками! А для этого нужно знать, о чём на самом деле говорят нам «волшебные» приёмы ландшафтного дизайна.
Ошибка 1. Не организована связь дома и сада
О приёме «связь дома с садом» слышали очень многие — в том смысле, что она обязательно должна быть и что она как-то обеспечивается за счёт
растений. В результате эту связь воплощают так:
Вроде бы всё сделали, но по-прежнему палисадник отдельно, дом — отдельно. Особой разницы нет. А нет ее потому, что связь дома и сада – это не только растения.
Она заключается в повторении мотивов.
-
Проще всего это сделать за счёт повторения различных элементов отделки, материалов, цвета, форм. Облицовочный материал дома, например, может повторяться в отделке каких-то конструкций сада. Формы и линии дома дублируются на ландшафте и т. д.
-
Также необходимо обеспечить присутствие переходных элементов от дома к саду: патио, террас, ступеней, подпорных стенок. При этом все переходы должны быть плавными, постепенными. А вот потом уже это всё необходимо «обыграть» растениями.
-
И не забудьте посмотреть, как именно выглядит ваша входная зона: к ней предъявляются особенно строгие требования. Потому что первое, что здесь бросается в глаза, это сам дом, калитка, растения и аксессуары, находящиеся рядом, и общий стиль сада. Вот из таких разных элементов и складывается первое впечатление. Входная зона словно играет, как оркестр, «увертюру» вашего сада. И главное — чтобы она не выбивалась из общего единства, не «спорила» с садом ни в чём.
Например, на этом фото дом отдельно, сад — отдельно:
А вот здесь дом и сад связаны:
Ошибка 2. Неправильное зонирование участка
Ландшафтный дизайн говорит:
зонирование необходимо. Оно выявляет художественное «содержание» вашей садовой композиции, выделяет все её элементы и подчёркивает их взаимосвязь. В результате мы испытываем чувство гармонии.
Если у сада нет структуры, то сложно говорить о дизайне, даже если там есть отдельные, весьма достойные и со вкусом оформленные объекты. Огромные возможности для красивого оформления представляет уже само
функциональное назначение каждой зоны. Например:
Небольшой водоем и мостик
И так вы можете устроить столько красивых «комнат», сколько вам нужно.
Для чего нужны функциональные зоны, понятно всем. А вот
как их располагать и где установить границы — знает далеко не каждый. Между тем, такие места определены правилами. Границы располагают (и это естественно) в переходах от зоны к зоне, в местах их «стыковки». Но таких мест у каждой зоны много, поэтому нужно из них выбрать «стратегическую» точку:
-
Это место, во-первых, должно хорошо «прочитываться» из различных частей сада.
-
И, во-вторых, оно должно быть оправдано практически. То есть перегородка должна стоять там, где она создаст уют и сформирует хороший микроклимат, а это зависит от того, как спланировано место отдыха в данной зоне, какие объекты и посадки там размещены.
-
В-третьих, это место должно быть таким, чтобы перегородка, установленная в нем, не закрывала красивый вид, открывающийся из этой точки сада.
Все «садовые комнаты» должны быть соединены
дорожками. Неплохо, если у этих дорожек будет много пересечений.
Следующие ошибки – это выбор вида самих перегородок, а также установка слишком большого их количества. В том числе
сплошных перегородок, которые не подходят для небольшого участка.
Неудачная перегородка из туй не соответствует масштабу коттеджа
Здесь их нужно ставить по-минимуму, отдав предпочтение ажурным.
Ажурные перегородки – это разнообразные сетчатые и фигурные
шпалеры,
перголы,
арки, садовые экраны.
Изящная перегородка не утяжеляет небольшой сад
Можно использовать и отдельно стоящие конструкции для вертикального озеленения, и объединить несколько таких конструкций вместе. Они могут быть деревянными, металлическими (коваными), сделанными из синтетической сетки или проволоки, натянутой на каркас. Сейчас в продаже огромный ассортимент таких изделий, но их можно сделать и самостоятельно.
Все эти конструкции на вид изящные, лёгкие, рисунок переплетений может быть различным. Они красивы даже зимой, когда на них нет растений. А летом превращаются в самые настоящие вертикальные «клумбы».
Отличительная особенность этих конструкций в том, что они прозрачные и не ограничивают восприятие пространства. А видимость сквозь них легко регулировать с помощью вертикального озеленения.
Например,
арка – наиболее открытая перегородка, как бы и не перегородка вообще, но она выделяет садовые зоны просто великолепно! Можно установить одну арку, а можно – несколько, в виде тоннеля.
Можно установить одну арку, а можно — несколько, в виде тоннеля.
Неплохо бы оформить растениями и подножие арки. Если вы хотите, чтобы она каждый раз выглядела по-новому, лучше использовать
летники. Например, увить арку можно плетистой
настурцией, а снизу оформить
агератумом. Или взять голубую
ипомею и
бархатцы, лучше кустовых сортов. Даже два растения уже гарантируют эффект, не говоря о большем количестве.
Арка хороша ещё и потому, что она
прекрасно стилизуется. Свои арки есть во всех
стилях, поэтому, установив соответствующую арку, вы уже этим заявляете о выбранном стиле.
Для ажурных перегородок также можно использовать:
-
красивые штакетники;
-
металлические окрашенные трубы;
-
гнутые металлические элементы;
-
частокол из бруса или бамбука – как ряд из отдельных элементов или соединненных канатами;
-
можно сплести перегородку из толстой веревки, получится своеобразная «сеть»;
-
есть новомодные перегородки, состоящие из множества отдельно стоящих ажурных металлических конструкций. Их даже можно и не украшать растениями – настолько они красивы.
Садовая перегородка из металлических труб
Перегородки могут не только стоячими,
но и подвесными: из того же
бамбука, канатов, цепей и даже из группы подвешенных вместе длинных «мобилей».
Чтобы перегородок было немного, нужно просто сделать условные границы. Стены, стены и стены – это слишком примитивно. А вот условное деление – уже профессионально. Условные границы — это:
-
стыки различных мощений,
-
переход от дорожки к мощению из другого материала,
-
соединение дорожки с декоративным элементом типа «садового модуля»,
-
канал или ручей,
-
пересечение двух газонов разной формы, цветника и газона.
Эти границы уже существуют, но их нужно сделать более заметными, подчеркнув их растениями, каменистой осыпью, аксессуарами.
Границей также может быть:
-
стык двух разных уровней,
-
мостик,
-
крупный камень,
-
экзотическое или особенно броское растение,
-
отдельное необычно сформированное дерево,
-
обелиск,
-
колонна,
-
крупный стильный горшок,
-
скульптура,
-
композиция из светильников или один необычный светильник.
Словом, какой-то объект, но не простой, а объект-акцент, который притягивает взгляд. Кстати, на роль садовой перегородки вполне подойдёт не только предмет или садовая композиция, но и небольшое строение: например,
беседка,
навес или садовый павильон.
Ошибка 3. Интересная структура сада создаётся с помощью вертикального озеленения
Это вряд ли. Конечно, вертикальное озеленение – это красиво. Но даже если его много, то оно всё равно существовать будет отдельно от сада. При этом часто бывает, что сад как был на плоскости, так и остался.
Одно вертикальное озеленение не создаёт структуру сада
На самом деле структура сада создаётся с помощью приёма «вертикальный сад». А это – 4 принципа:
-
многоуровневость,
-
зонирование,
-
декоративные объекты, развивающие идею вертикали,
-
и только в последнюю очередь — вертикальное озеленение и вертикальные конструкции.
О
зонировании мы уже поговорили, вертикальные конструкции – тоже вполне понятная вещь.
Что же такое многоуровневость? Это архитектурные элементы, хотя бы и самые простые. Все уровни в вертикальном саду выполняют «полезную работу», обязательно задействованы. А вот как – зависит от размера.
-
Если это терраса большой площади — на ней можно поместить большую зону отдыха с барбекю для большой компании.
-
Совсем маленькая терраса может одновременно быть и оригинальной «встроенной» скамейкой, нужно только предусмотреть соответствующее покрытие для сидения.
Вертикальный сад
Если между созданными террасами есть перепад
рельефа, его также можно использовать. Уровни создаются чаще всего искусственно, поскольку большинство участков всё-таки ровные. И они небольшие, так как для ровного участка слишком большая высота неестественна. Для получения отличного эффекта достаточно небольшой высоты и наличия 3-4 уровней с разницей хотя бы в 20 см. Создать недостающий рельеф можно частично за счёт завоза грунта и создания насыпных подпорных стенок. Частично – за счёт специальных конструкций разной высоты: тех же подиумов и смотровых площадок. А ещё – за счет зон, расположенных ниже основного уровня, так называемых «утопленных». Подиумы, помосты и смотровые площадки могут быть устроены на высоком фундаменте, а могут закрепляться на сваях. Разнообразные мостики, как настоящие, так и чисто декоративные, могут располагаться над настоящими водоёмами, а могут и над так называемыми
«сухими» ручьями — из гальки или цветов.
«Утопленные» садики и зоны отдыха – штучная «дизайнерская» вещь, пока они ещё редко встречаются в наших садах. Они представляют собой чрезвычайно красивые садовые объекты и создают впечатление большей площади участка, чем есть на самом деле.
Безусловно,
альпийские горки и вообще альпийские идеи – первые помощники в создании «вертикального» рельефа. Для них не требуются террасы, они сами по себе дают впечатление террасирования.
Вполне соответствует идее «вертикального сада» и беседка, расположенная на высоком фундаменте, со ступеньками, в которые «встроены» небольшие цветники. Или расставлены растения в горшках. Или эти ступеньки одновременно служат и скамьями.
Приподнятые клумбы — тоже элементы приёма «вертикальный сад».
Ошибка 4. Забор – это не элемент дизайна, а техническая необходимость
А вот и нет.
Забор – это «рама» для картины вашего сада. А картина воспринимается только вместе с рамой. Увы, но первое, что бросается в глаза на стандартном участке (после дома, конечно), – это забор. А он вещь монотонная, и красоты такому саду уж точно не добавит.
Такой забор вряд ли украсит сад
Ну конечно, главная роль забора совсем не «дизайнерская», а что ни на есть практическая: забор – это средство безопасности и комфорта. На участке обязательно должно создаваться чувство уюта и защищённости. А если ваш участок доступен любому взгляду, о каком уюте может идти речь! Но именно поэтому забор всегда заметен. Он является неотъемлемой частью композиции сада и поэтому просто обязан украшать сад, гармонировать с ним. Если гармонии не будет, забор станет постоянно «резать глаза», и с этим будет очень трудно бороться. Поэтому оформление забора так важно.
Каким бы ни он был, в вашей власти его украсить, привнести какие-то интересные элементы. Например:
-
Отдельные элементы штакетника в секции могут быть разной длины и скомпонованы так, что вместе все они составляют красивые «треугольники».
-
Секции могут быть волнистыми. Да ровными им быть и необязательно: гнутые элементы очень эффектны.
-
Очень красив деревянный забор с различными вставками. Например, в виде крупных ромбов, квадратов, кругов, прямоугольников из деревянной диагональной «сетки» на сплошном фоне.
А ведь забор можно и украсить
Забор можно украсить не только вставками, но и коваными накладками или узорами из мелких элементов, вырезанных из алюминиевых банок. Выглядят такие узоры очень необычно.
-
Есть вариант продублировать отдельные секции ещё одной изгородью – кованой. Очень интересный вариант, красиво всегда: и летом, и зимой.
-
Сами секции забора совсем не обязательно должны быть прямоугольными, можно их фигурно «подрезать», используя профиль, который необходим вам по стилю.
-
Можно специально установить опорные столбы из труб большого диаметра и покрасить их в цвет забора. Или, наоборот, в очень яркий контрастный.
-
Если у забора бетонные или кирпичные столбы, можно облицевать их камнем или галькой. Это особенно эффектный вариант. Камень можно уложить различными способами – впечатление также будет разным. Вместо натурального камня можно использовать искусственный: он несколько дороже, но очень лёгкий, более стойкий, и облицовка им намного проще, чем натуральным камнем.
-
Ну и, конечно, растения – вот главный декоратор!
Продолжение следует.