Об этом не принято открыто говорить, но почти все, когда проходят квесты, пользуются прохождениями. Я и сама этим грешу, до этого года лишь один квест был честно пройден мной без любого рода подсказок. Это была игра Broken Sword: The Sleeping Dragon, и оттого, что я мучилась с ней месяца три, она запомнится мне навсегда. Я училась в школе, интернета ещё не было, диск с игрой мне дал одноклассник, который, сколько бы я ни расспрашивала его, не мог рассказать об игре абсолютно ничего, остальные о ней и слыхом не слыхивали, так что я могла рассчитывать только на себя.
Квест, пройденный в юном возрасте без единой подсказки, – это история, которую можно внукам рассказывать! 15 лет прошло, а я помню, как растворяла грим в пластиковом стаканчике с помощью лампочки на полу сцены (потому что это была одна из причин самых длительных буксований в прохождении), и негра с мерзейшим непонятным акцентом, который, коверкая слова, приставал к Нико (потому что с ним столько раз пришлось говорить, пока я не поняла, как поступать дальше), и ряды папок над столом убитого ботана, которые так мне понравились, что я повторила их в собственной комнате, решив, наконец, проблему хранения своих рисунков, рассказов и прочих бумаг. Сейчас одна из этих папок до отказа набита распечатками и вырезками прохождений игр.
Половину из них занимают прохождения необъятной серии детективов для девочек Nancy Drew. Сестра снабжала меня собственноручно записанными дисками, заботливо прикладывая с ним распечатку с прохождением, на всякий случай. Этот случай наставал всегда, потому что головоломки там... выматывающие. В каждой игре необходимо было что-то записывать, зарисовывать, чтобы потом сравнивать эти записи с вещами, спрятанными по всему очередному поместью, а это как минимум лень делать. Сейчас думаю, что стоило всё-таки помучиться вручную, но тогда мне не терпелось дойти до конца, выяснить все детали любопытного сюжета и перейти к следующей ожидающей меня игре. Среди них нет той, которая забылась бы бесследно, но прохождение с подсказками подпортило опыт.
На новогодние праздники в этом году я решила пройти всю серию квестов Blackwell от Wadjet Eye Games. Вот тут я действительно спешила – после долгожданного отдыха снова последовали бы рабочие будни, когда после четырёх часов дороги, давки, стресса и домашних дел не хочется, да и нет сил погружаться даже в самую интересную игровую историю. В последней части серии я торопилась больше всего, но ради получения всех достижений проходила её дважды, так что успела узнать её как следует. Но мне этого было мало, и я захотела успеть пройти ещё и Kathy Rain. Я прошла её за два дня, Стим насчитал 8,4 часа моего нахождения в игре, и это включая предварительный фарм карточек, когда я в игру не играла. Мне даже теперь стыдно за то, как быстро я её пробежала, сверяясь с прохождением в Стиме, лишь бы скорее узнать развязку интересной загадочной истории. В результате она запомнилась хуже всех. Не так чтобы совсем плохо, многие считают такой уровень «погружения» нормой, но можно было сделать как надо, чтобы удивительная атмосфера, чувствовавшаяся во время прохождения, осталась со мной дольше, возможно, на несколько лет.
Следующий квест, Technobabylon, я решила пройти... нет, попытаться пройти самостоятельно, без заглядываний в прохождение. Попытаться – потому что в 2013 году я уже принимала подобное решение с квестом Primordia, но всё из-за того же нетерпения не удержалась и стала сверяться с прохождением. Было интересно, на сколько меня хватит на этот раз, ведь, будучи избалованной приходящими извне решениями, я обязательно с непривычки буду тупить. Стимовского форума по игре тоже пришлось избегать. Правда, я разрешила себе приходить за помощью к любимому человеку, который категорически против нечестных прохождений: я посчитала, что это старое-доброе обращение к другу, допускавшееся во времена, когда не было интернета. Это не чёткая инструкция, а мозговой штурм, если хотите. Он помог мне со сценой в комнате ожидания, где я попросту не заметила один из ключевых предметов, и умные головоломки этой сцены так его впечатлили, что на своём аккаунте он тоже стал проходить Technobabylon, правда, потом разочаровался. Во второй раз я обратилась к нему за помощью в последней главе, но при совместном прохождении этого места ключевую вещь в итоге заметила сама.
Теперь буду гордиться, что без прохождений прошла два квеста. Это всё равно что гордиться, что за всю жизнь прочитал две книги, но мне всё равно радостно. Стим насчитал 30 часов, это учитывая предварительный фарм карт, мои уходы при включенной игре на кухню и то, что на маленьком ноутбуке персонажи передвигаются ооочень медленно. В настройках игры можно регулировать эту скорость, и чтобы почувствовать, каково было мне на самой высокой, можете выставить себе значение, близкое к самому малому. И, опять же, я проходила её дважды (второй раз – как десятая часть первого, когда уже знаешь, что делать), второй раз – с комментариями разработчика, издателя, композитора и художника, было любопытно.
Так что Technobabylon пополнила список игр, которые я знаю вдоль и поперёк. Я могу ответить, какими тремя способами можно взломать дверь в квартиру Гила ван дер Уола, сколько личностей нужно перемешать в синте-охраннике для получения одного из достижений и как без сюжетного жульничества быстро выиграть партию в гравболл. Наверное, я не скоро всё это забуду. Не то чтобы это были важные знания... но для разнообразия приятно сохранить в памяти нечто подобное, перемешанное с ностальгией.
Хочется пойти дальше, так же честно поиграть в свежеподаренную Shardlight всё того же издателя, но я тут вспомнила, что в Primordia и Downfall собраны не все достижения. Я буду рада вернуться в два этих потрясающих квеста, потормозить в забытых местах, может быть, заметить что-то новое для себя.
Игра с подсказками из интернета – как донат: стоит только начать – и уже не остановишься, а опыт игры уже будет совершенно не тот. Можно искренне считать, что «вот этот маленький разок я подсмотрю, а больше не буду», но однажды открыв эту дверь, ты будешь пользоваться ей всё чаще, потому что это легко, и ничего плохого после этого не происходит. Скажу так: с прохождениями хорошо, а без них – ещё лучше.