Когда собираешь 100% достижений в более-менее сложной игре, поневоле становишься в ней специалистом. Ура! Не верится, что я, наконец, получила 100% в D4, потому что в 2016 году, когда я начала эту игру, стать в ней специалистом казалось для меня чем-то запредельным. Достижения показались излишне грайндовыми, а странный геймплей порой вводил в замешательство. По-плохому грайндовым оказалось лишь самое последнее достижение, а все сцены и персонажей за столько перепрохождений пролога и двух эпизодов я теперь знаю вдоль и поперёк. Но это всё равно не помогло мне окончательно разобраться, что там происходит.
Я бросила играть два года назад, потому что D4 сильно тормозила и очень долго загружалась. Я подумала, что на новом мощном ноуте этих проблем не возникнет, но игра меня огорчила. Однако я вовремя выяснила, что она просто по умолчанию запускается на дискретной видеокарте. Чтобы всё работало быстро и хорошо, перед каждым запуском в панели управления Nvidia я переназначала предпочитаемый графический процессор, а после выхода из игры возвращала всё назад. Ничего страшного.
QTE-сцены мне так и не надоели, настолько они хороши. Все кат-сцены, включая "В предыдущих сериях", можно пропустить правой кнопкой мыши, а все диалоги – ускорить, прощёлкивая реплики. При повторных прохождениях это просто необходимо. Хочется пожелать Telltale поучиться, как это делается.
Самым сложным для меня было заработать сто тысяч кредитов, и я очень рада, что речь шла лишь о зарабатывании, а не накоплении в "кошельке" этой круглой суммы. Кредиты в игре даются за всё: за открывание двери, за листание журнала, за каждую поднятую тему в разговоре, за выполнение заданий, плюс они разбросаны по локациям в виде бронзовых, серебряных и золотых эмблем. Мне этого не хватило, и последний час я мучила в прологе мини-игру Clover Touch. Она, кстати, довольно интересная, такие в Стиме отдельно продают. При некотором старании за одну игру мне удавалось заработать по полторы тысячи кредитов, однажды я почти набрала 3200 очков, интересно, сколько денег дают тогда.
Также мне показалось сложным собрать 20 музыкальных пластинок, и я получила это достижение не самым последним лишь потому, что мне повезло. Пластинки даются за первое выполнение некоторых заданий и продаются у Аманды. Но их меньше 20, остальные надо добирать из посылки. За каждый реальный час, проведённый в игре, вознаграждают посылкой, которая появляется на пороге. Внутри либо одежда, либо восполнение одного из параметров, либо, собственно, пластинка. Так что нужно не забывать наведываться иногда в квартиру и забирать эту ценную вещь. Кто-то в сообществе Стима навострился фармом посылок, отключаясь от интернета и переставляя на компьютере часы, но я таким не занималась, хотя в особо неудачных ситуациях и это может стать вариантом.
Важное замечание: проведённые в игре часы засчитываются только после завершения пролога или эпизода. Возможно, ещё какой-то прогресс засчитывается только после завершения, поэтому лучше не рисковать и проходить всё до конца.
Как ни странно, самая редкая ачивка в игре даётся за выпивание определённого количества алкоголя. Я просто пила всё, что находила, пользовалась "зрением", которое уменьшало параметр, восстанавливаемый алкоголем, и покупала алкоголь у Аманды, да ещё при каждой возможности трижды пила текилу на столе. Если вдруг этого окажется недостаточно, можно немножко пограйндить: в квартире включать "зрение", нажимать на Аманду, чтобы параметр уменьшился на единицу, и покупать у Аманды алкоголь. С полным параметром купить выпивку не дадут, а если не хватает хотя бы единицы, восстановить можно хоть пять. Потом выйти из магазина, опять включить "зрение" и опять восстановить его алкоголем. На поздних этапах получения ачивки это не займёт много времени.
Также многие испытывают трудности с получением всех предсказаний из печенья. За один раз можно открыть только три печенья, а предсказаний там масса. Но собрать нужно не все, а 24, в то время как в игре есть 34 разных предсказаний. Когда после каких-то ключевых событий возвращаешься в квартиру, печенье обновляется (как и вышеупомянутая текила на столе), можно взять ещё три. Кстати, меня коробит, что Дэвид так никогда и не попробовал печенье, он только по слухам знает, что они невкусные. Те, что ела я, вкусные, зря он смахивает их на пол, вообще не попробовав...
Игра ведёт в профиле Стима статистику, сколько необходимых предметов уже собрано и сколько осталось. Только измеряется это всё в странных долях, например получено 2500 из 3000 воспоминаний, хотя воспоминаний всего 9. Но ничего, прогресс всё равно налицо, а с собранными кредитами и вовсе всё прозрачно.
Что касается остальных достижений, связанных с накоплением чего бы то ни было, могу дать следующие общие рекомендации. Во-первых, прежде чем потрогать какой-то предмет (еда, кредиты, одежда, шкафы, журналы, персонажи...), нужно навести на него мышь и подождать, пока вокруг него появятся все надписи-комментарии Дэвида. И если вы взяли одну пачку чипсов, это не значит, что на другие такие же пачки уже не нужно наводиться. Этого не требуется, только если на предмете уже стоит зелёная галочка, а её почти никогда не будет, если конкретно этот предмет ещё не осматривался. Причём тот же самый предмет в другом эпизоде тоже придётся снова осматривать, потому что по логике игры это уже другой предмет. А персонажи могут становиться "другими" в разные моменты прохождения эпизода, так что и о каждом из них придётся прочитать не раз. К счастью, это интересно и, наверное, может пролить свет на происходящее, если хорошенько подумать. А некоторые надписи-комментарии сбивают с толку. Например, из коридора и с балкона можно увидеть два распахнутых окна, за которыми ничего не происходит (внешне), но комментарии Дэвида описывают какие-то удивительные картины, с течением времени имеющие продолжение.
Ещё я при каждой удобной возможности советую покупать у Аманды новую еду и напитки – всё это для удобства помечено словом "New". Можно обыскать все углы каждой локации и съесть всю еду, которую найдёшь, но достижение за сбор всей-всей еды и напитков включает также уникальную еду из магазина, которые из эпизода в эпизод и из локации в локацию тоже отличаются ассортиментом.
Не знаю, мне очень понравилось. И загадочная история, и колоритные персонажи, и необычная музыка, и все эти странности. Понравилось, как детально проработана квартира, хотя в игре с детективно-мистическим сюжетом этого делать было не обязательно: вернулся домой, поговорил с напарником – всё, можно вроде возвращаться к расследованию, но нет: тут можно поиграть с кошкой, тут поесть, обсудив очередное интересное дело, тут журнал почитать, тут в комнате убраться, телевизор посмотреть, пластинку поставить, согнать голубей с подоконника, полазить по шкафам, переодеть персонажей... В этой квартире – целая жизнь. Это целый необязательный мир, существующий помимо мира обязательного – самолёта. Если бы игру доделали, цены бы ей не было. Я проходила пролог и эпизоды много раз (чистый сюжет без лишних разговоров, журналов и остального занимает минут 15 в каждом эпизоде) и могу подтвердить: деталей там просто масса. Первая сцена в прологе, такая таинственная и забывающаяся под напором странностей из вроде бы реального мира, содержит в себе один короткий момент, который говорит, вообще-то, о многом тому, кто уже проходил второй эпизод до конца. А в заданиях, которые дают персонажи, пусть они и сводятся к поиску даже не прорисованного, а просто обозначенного блеском предмета, могут содержать важные подсказки для основного сюжета. Но они погребены под таким слоем "воды" в диалогах, что легко могут быть упущены.
И я не нашла ни одной технической недоработки, кроме дрожащего галстука Дэвида. Ну, и того, что по умолчанию игра запускается на дискретной видеокарте.
Ну ладно, последняя странность: в качестве DLC к игре продаются наборы игровых курсоров. (¬_¬)