![](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/833/105833785_1991_47.jpg)
"Electra Receiving the Ashes of Her Brother, Orestes", 1826-27, Worcester Art Museum
Жан-Батист Жозеф Викар (фр. Jean-Baptiste Joseph Wicar; 1762, Лилль, Франция — 1834, Рим, Италия) — французский живописец, рисовальщик, гравер, представитель французского неоклассицизма.
Жан-Батист родился в семье плотника, мастера-мебельщика Викара; учился живописи в бесплатной школе в Лилле; позже совершенствовал своë мастерство в студии Жака-Луи Давида, был одним из его любимейших учеников. В 1784 году Давид взял его с собой в Рим.
В Италии Викар срисовал значительную часть художественных произведений Флорентийской галереи и Палаццо Питти и стал автором рисунков к антикизированному увражу "Картины, статуи, барельефы и камеи флорентийской галереи и дворца Питти", вышедшему в 1789—1821 гг. в трëх томах, под заглавием «Tableaux, statues, bareliefs et camées de la Galerie de Florence et du palais Pitti».
"Выдающиеся грабежи"
В 1793 году Викар вернулся во Францию и принял активное участие в событиях Французской революции.
С 1794 он был назначен комиссаром по делам искусств и, вместе с архитектором Дж. Валадье, по приказу генерала Ф. Како занимался отбором произведений искусства для французских музеев и их отправкой во Францию.
Под началом Викара монастыри и замки в Австрийских Нидерландах (Бельгия) были очищены от содержимого: произведений искусства, драгоценной утвари и мебели. В августе 1794 он руководил конвоем, который покинул Антверпен, в частности, с картинами Рубенса.
Викар, как лицо приближенное к семье Наполеона, был также членом Комиссии по науке и искусству Франции во время Итальянской кампании Бонапарта, и продолжил изъятие по всей Италии величайших произведений живописи и скульптуры.
... В начале 1797 г. колонна французов марширует на Рим. В феврале Бонапарт входит в Толентино и встречается с посланником папы, кардиналом Маттеи. Они подписывают Толентинский договор. Франция требует новую контрибуцию, деньгами и предметами искусства. Папа Пий VI уступил значительную и самую богатую часть своих владений, уплатил 30 миллионов франков золотом, отдал сокровища (лучшие картины и статуи) своих музеев, которые так же, как ранее из Милана, Болоньи, Модены, Пармы, Пьяченцы, а позже из Венеции , были отправлены в Париж...
![](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/845/105845576_35722_original.jpg)
"Захват итальянских сокровищ", Джемс Гиллрей, английская гравюра
Все захваченные сокровища впоследствии были названы Полем-Луи Курье «nos illustres pillages» ("наши выдающиеся грабежи") и были помещены в Лувре, в то время носившем название Наполеоновского музея.
Однако, в 1801 году в рамках предпринятой Наполеоном Бонапартом кампании, целью которой было приблизить искусство к народу, часть так называемого «революционного конфиската» (франц. - les saisies révolutionnaires) получил город Лилль. Это были части коллекций Лувра, Версаля, церквей Парижа, а также имущество эмигрантов – всё то, что захватили революционеры, а парижские музеи не могли принять.
![Lille_palais_des_beaux_arts_face_2 (700x318, 281Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/855/105855265_Lille_palais_des_beaux_arts_face_2.jpg)
Лично Викар составил себе, благодаря работе в этой комиссии, драгоценную коллекцию из около 1300 полотен, в том числе, картонов Рафаэля и Микеланджело Буонаротти. Художник был страстным коллекционером.
С 1800 года до конца жизни Викар постоянно жил и творил в Италии. Будучи сам хорошим рисовальщиком, он сделал много зарисовок современных событий, портретов, и скоро стал художником-портретистом европейской славы. ![](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/105/166/105166227_0_6f634_70fd591a_L.png)
![40127_original (541x650, 356Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/845/105845748_40127_original.jpg)
"Конкордат", рисунок, 1803
Картина "Конкордат" повествовала о современной истории — подписании в Париже 15 июля 1801 соглашения между Св. престолом и Наполеоном Бонапартом, которое считалось успехом дипломатии французов в Италии и было невыгодным для политического положения последней. В ней изображено много исторических лиц — Пий VII, секретарь Св. престола кардинал Консалви, Наполеон и другие.
![portrait%20of%20emma (564x480, 172Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/826/105826202_portrait20of20emma.jpg)
Гравюра "Emma, Lady Hamilton" | ![SuperStock_4266-13872 (271x350, 98Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/826/105826203_SuperStock_426613872.jpg)
"Пий VII", 1817 |
В 1805 году Викар стал членом Академии Св. Луки, преподавал в Школе обнаженной натуры. Работал в Риме и Флоренции, а с 1809 стал директором Академии художеств в Неаполе. ![Wicar_02-000683 (444x599, 140Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/855/105855496_Wicar_02000683.jpg)
портрет Луиджи ди Беллуно Fantuzzi, 1800 | |
![Wicar,_Jean-Baptiste_Joseph__Hermaphrodite_endormi_(1789) (700x392, 255Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/855/105855264_Wicar_JeanBaptiste_Joseph__Hermaphrodite_endormi__1789_.JPG)
Hermaphrodite endormi, 1789
Будучи придворным живописцем Наполеона Бонапарта, Викар создал целую портретную галерею членов семьи Наполеона и его сподвижников.
![4_wicar-julie (436x600, 201Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/826/105826200_4_wicarjulie.jpg)
Портрет Джулии Бонапарт с дочерьми Зинаидой и Шарлоттой, 1808 | ![6_wicar-bonaparte (378x599, 195Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/826/105826201_6_wicarbonaparte.jpg)
Портрет Жозефа Бонапарта, короля Неаполя, 1808
|
![112379_001 (309x395, 81Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/856/105856262_112379_001.jpg)
портрет Луи Бонапарта, короля Голландии | ![456px-Jean-Baptiste_Wicar_001 (456x599, 325Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/856/105856263_456pxJeanBaptiste_Wicar_001.jpg)
Julia Bonaparte, 1809 |
![388px-Foligno077 (388x599, 279Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/856/105856261_388pxFoligno077.jpg)
"Крещение Иисуса" (1826-1834) | ![426px-Lille_PBA_Wicar_Murat (426x600, 230Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/855/105855262_426pxLille_PBA_Wicar_Murat.jpg)
Портрет Иоахима Мюрата, 1808-1809 |
Жан-Батист Жозеф Викар создал также ряд произведений в духе неоклассицизма на исторические, мифологические, религиозные сюжеты.
Наибольшую известность из картин Викара получили: "Иосиф, объясняющий сны", "Римская благотворительность", "Пий VII", "Конкордат", "Воскресение сына вдовы Наима", "Вергилий читает Энеиду Августу", "Орест, Пилад и Электра".
![](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/105/166/105166227_0_6f634_70fd591a_L.png)
"Суд Соломона", 1785, Музей изящных искусств, Лилль, Франция
![](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/828/105828816_wicar_judgment_solomon1.jpg)
"Воскрешение сына вдовы из Наина", (1806—1816, Рим, Академия Св. Луки), Музей изящных искусств, Лилль.
![](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/828/105828818_800pxLille_PdBA_Wicar_resurrection.jpg)
"Вергилий читает Энеиду Августу, Октавии и Ливии", 1790/93
![](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/828/105828819_Virgil_Reading_the_Aeneid__2_.jpg)
"Вергилий читает "Энеиду" семейству Августа", 1818,
(Каденабья, Тремеццо, вилла Карлотта; копия — Лилль, Музей изящных искусств)
![](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/828/105828821_Lille_Wicar_Virgile.jpg)
![](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/105/166/105166227_0_6f634_70fd591a_L.png)
Прожив в Италии 34 года, художник умер в возрасте 72-х лет, и был похоронен в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме.
Свою коллекцию, умирая, он завещал родному городу, и сейчас она находится во Дворце изящных искусств в Лилле.
Богатейшая коллекция лилльского Музея изящных искусств занимает второе место во Франции – после Лувра. Здесь можно увидеть творения Рафаэля, Донателло, Ван Дейка, Тиссо, Йорданса, Рембрандта, Гойи, Эль Греко, Давида, Коро, Курбе, многих других знаменитых художников, скульпторов и, конечно, Жана-Батиста Жозефа Викара.
|