ИСКУССТВО В ПРИРОДЕ
Лэнд-арт (от англ. land art — «искусство земли», ландшафт-искусство) - это направление в искусстве, в котором создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом. Для художника лэнд-арта природа - его соавтор. Она же предоставляет ему и материал для творчества –
в дело идут озера, поля, земля, грязь, камни, деревья, листва, ветви, трава, лепестки цветов, вода, снег...
Одни представители лэнд-арта роют рвы и траншеи, возводят искусственные холмы, гигантские скульптуры, раскрашивают горы, творят по образцу природы.
Другие упорядочивают пространство – создают правильные формы там, где их изначально не могло быть, дополняют ландшафт объектами, которые подчеркивают его уникальность.
Человек с момента зарождения цивилизации выражал свое отношение к природе в мифах, легендах и художественных образах. Он, сам дитя природы, обожествлял и преклонялся перед ней.
Но со временем это отношение исказилось: человечество превратилось в страшного разрушителя. И особенно это проявилось в прошлом веке. Та же тенденция отразилась и в искусстве: все больше и больше брала верх коммерция...
Экологическая наука забила тревогу: мы рубим сук, на котором сидим, уничтожая природу! Но, если человечество сможет восстановить равновесие природных сил, мировая глобальная катастрофа может быть предотвращена.
Вот на этой волне, с начала 60-х годов распространились новые направления в искусстве, получившие довольно точное название "экологических".
В те годы несколько американских художников в поисках альтернативы коммерческому искусству, заполонившему мир, удалились в обширные пространства пустынь американского Запада. И там Роберт Смитсон и Майкл Хайзер создали первые произведения "земляного искусства". Работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оставались предоставленными действию природных сил.
Многие из работ этих художников затрагивают тему "пытки земли". Они исследовали раны и шрамы, оставленные людьми на земле, будь то военная техника (Robert Barry, Isamu Noguchi), диктатура (Artur Barrio), ядерные испытания (Heinz Mack, Jean Tinguely, Adrian Piper) или колонизация (Yitznhak Danziger).
И еще эти произведения было невозможно ни купить, ни продать!
Двойное отрицание. Невада, 1969 Майкл Хайзер / Double Negative. Nevada
Майкл Хайзер превратил оголенные и заброшенные угольные карьеры площадью 80 гектаров в парк скульптур над рекой Иллинойс. Хайзер создал скульптуры водяного паука, сома и лягушки над обрывом, а черепахи и змеи - внизу, ближе к реке. Посеянная на них трава защищает скульптуры от разрушения.
"Поле молний" Уолтер де Мариа
СПИРАЛИ РОБЕРТА СМИТСОНА
Самый яркий представитель лэнд-арта Роберт Смитсон (1938-1973) был большим поклонником научной фантастики. В 1968 году он написал эссе A Sedimentation of the Mind: Earth Projects (англ. Выпадение разума в осадок: Земляные проекты), которое стало мощным толчком к развитию лэнд-арта как вида искусства. Примерно с этого времени он начинает заниматься сооружением ландшафтных структур и произведений.
Разорванный круг, Эммен, Нидерланды
Спиральный холм, Эммен, Нидерланды
Спиральная пристань, Юта, США
Спиральная пристань создана в 1970 году и считается шедевром и культовым произведением лэнд-арта. Работа была проделана на берегу Большого Соленого озера в штате Юта.
Роберт Смитсон погиб в 1973 году в авиакатастрофе в Техасе. Но его искусство было предметом крупных выставок в Европе и США.
Это гигантская катушка около 450 метров в длину и 5 метров в ширину, с использованием земли, колотого черного базальта и кристаллов соли. Тогда уровень воды в озере был на историческом минимуме, но с течением десятилетий он поднялся, и теперь спираль под водой, почти потеряна из виду.
Однако, для любителей призрак со временем становится все более заманчивым. В середине 1990-х годов британский художник Taцита Дин отправилась с другом в путешествие в штат Юта на поиски пристани. В конечном итоге, поездка привела пару к обнаружению прилегающих к работе Смитсона деталей, но с берега нечего было смотреть, кроме обширного пространства спокойной воды...
подробнее + видео
JG (Tacita Dean, 2013).
ГРИЗДАЙЛЬСКИЙ ЛЕС
В Англии с 1977 года в Гриздайльском лесу в Камбрии, под опекой общества "Театр в лесу", Общества Северных Искусств (Northern Arts) и Лесничества (Forestry Commission) существует Парк скульптуры Гриздейлского массива. Здесь, на 9 тысячах акрах «художественно возделанного леса», множество работ, созданных художниками лэнд-арта со всего мира. Первым художником в лесу стал Ричард Хэррис.
Ричард Хэррис. Каменоломня (Quarry Structure)
Ричард Хэррис. Полая ель (Hollow Spruce)
Дэвид Нэш. Бегущий стол / Running Table
Салли Мэтьюз. "Кабанья вырубка" (Кабанья поляна)
Еще в средние века Гриздайль славился вепрями, и потому именно их решила художница сделать предметом своего искусства
Патрисия Лейтон. Композиция «Vigil»
Пространственно-ориентированная композиция создана в 1986 году. Название, которое можно перевести как «дежурство», «вахта» или «непрерывное наблюдение», напоминает о другой, более ранней работе Патрисии Лейтон, «Wake», созданной художницей в 1983-1984 годах в Калифорнии.
Похожая инсталляция была установлена в лесу близ Вудсайда.
Три фигуры должны были напоминать часовых, от заката до восхода охраняющих заповедные рощи. Возможно, работы содержали и экологическую составляющую, ведь «vigil» – это и заупокойная молитва, звучащая в мире, где ежегодно вырубается (по разным данным) от 10 до 20 миллионов га леса.
Черный купол. Лес Дина, Глостершир, Англия / Black Dome, Forest of Dean
Ладьи Огня и Воды, Лес Дина, Глостершир, Англия / Fire and Water Boats, Forest of Dean
Зеркальная вырубка. Йоаким Каминский и Мария Полл
Летом 2011 года художники Йоаким Каминский и Мария Полл посетили лесной массив в одной из исторических провинций Швеции – Медельпад, взяв с собой 15 метров зеркальной ткани.
Они предприняли попытку создать инсталляцию, отображающую размышления художников о жизненном цикле растений соснового леса, ведь «clear-cut» на языке лесорубов означает проведение сплошной вырубки.
«90% процентов леса в Швеции используется исключительно для лесозаготовок», - утверждают Йоаким и Мария.
Как сказал самый известным представитель лэнд-арта в России, художник Николай Полисский: "Сейчас на Западе лэнд-арт за редким исключением выродился в дизайн — сугубо прикладное утилитарно-функциональное занятие. А мы сосредоточены на художественных обобщениях. Сейчас, чтобы продолжать заниматься собственно лэнд-артом, нужно иметь какую-то внутреннюю мотивацию..."
Естественно, чтобы работать в этом виде искусства, надо быть большим энтузиастом. Ведь некоторые произведения лэнд-арта настолько грандиозны, что требуют затрат неимоверных сил, времени и материалов, а увидеть их целиком можно только с высоты птичьего полета.
Кроме того, отличительной чертой этих произведений является их недолговечность и трансформация под воздействием природных сил. Некоторые держатся какое-то время, зарастают травой, мхом, другие смываются прибоем или дождем, третьи разметаются ветром.
Давайте просто полюбуемся на все разнообразие и красоту поизведений лэнд-арта.