-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Le_Rouge_Le_Noir

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Kiev

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 16974


A la guerre comme a la guerre...

Четверг, 05 Августа 2010 г. 15:27 + в цитатник
Как я и обещал одному из участников популярного спортивного блога, попробую здесь рассказать о личных впечатлениях людей, которым выпало нелегкое испытание - война. Бессмысленная, беспощадная, и до сих пор не понятая.
Если вы посмотрите на физическую карту, то в центре Европы увидите темную дугу, пролегающую с северо-запада на юго-восток. Это Карпатские горы. Если рядом вы положите политическую карту, то заметите, что средняя часть этой дуги сейчас находится в составе Украины. Но так было не всегда. Венгрия, Польша, Османская империя, Австрия в свое время считали себя полноправными хозяевами этих земель. Как правило, ничего хорошего эти хозяева не несли.
В 1939 году северные склоны Украинских Карпат отошли от Польши к СССР. Что поменялось? Внешне - ничего. Как стояли белые домики на склонах холмов, так и остались. Как пасли гуцулы овец на альпийских лугах, так и продолжали пасти. Периодически к ним приходили непонятные люди и забирали продовольствие. Иногда исчезали в неизвестном направлении сельские старшины. Вместе с тем, появилась возможность уехать "на большую землю" и реализовать себя в молодом советском государстве (под польской пяткой об этом и думать не приходилось).
За пределами страны одно за другим теряли свою независимость европейские государства, а в советских Карпатах ничего не происходило. Вставало и заходило солнце, в хлеву рождался новый козленок, в соседней деревне пышно играли свадьбу.
Но продолжалось это недолго. Люди просто-напросто не успели привыкнуть к мысли, что они - граждане великой страны (да их, честно говоря, и не очень к этому приучивали - не до них было).
К концу июня 1941 г. наши горы с подгорками оказались оккупированными немцами. Это был, как сейчас принято говорить, "срыв шаблона". Тут-то у людей и стали выплывать из глубин подсознания вещи, о которых они раньше даже не догадывались. Допустим, немецкий комендант собирает всех жителей деревни и объявляет им нацистскую волю:
"Отныне о вас будет думать Великая Германия и наш Фюрер! Мы поступим с вами так, как вы этого заслуживаете! Все, кто покорится нашей воле, останутся довольны. Всех несогласных мы уничтожим! Возможно, в дальнейшем нам потребуется ваша помощь. Ждите указаний!" При этом, как правило, на виду у всех для устрашения расстреливали несколько человек мужского пола.
Что думали об этом люди? Кто-то в открытую сопротивлялся, и тут же погибал. Кто-то ждал момента, чтобы расквитаться. А кто-то, решив, что своя шкура дороже и ничего он советам в принципе не должен, охотно соглашался сотрудничать.
Где-то далеко шла Большая Война, менялась линия фронта, а в Карпатах тлела своя война, маленькая. Местами очень подлая и мерзкая. Местами героическая. Причин для этого было много - желание наживы, желание выслужиться перед фашистами, месть за свою семью, ненависть к захватчикам, нелюбовь к СССР. И чем хуже обстояли дела у вермахта, тем хуже приходилось карпатскому населению. Почему? Да потому что партизаны, почуяв слабину, активно стали нападать на немецкую братию. В ответ начались массовые расстрелы мирного населения, от мала до велика. Ужас.
Вот тут-то на сцене и появились пресловутые "бандеровцы" во всей красе. В мутной воде, как известно, ловить рыбу непросто, но предполагаемый гешефт того стоил. В условиях, когда для мирного населения плохими стали все (фашисты - за их зверства, советы - за их "провокации к зверствам"), появилась некая третья сила, которая обещала избавить и от тех, и от других (да-да, не верьте тем, кто говорит, будто "бандеровцы=фашисты"; не знаю, о чем там толковало их руководство, но на деле они друг друга люто ненавидели). И вот эта самая третья сила, собранная в основном из местных "пассионариев", бурно развернула свою деятельность. Охотились они на немцев и советских парашютистов. Немцы и им, и парашютистам отвечали взаимностью. Ну а представители Красной армии, заброшенные туда по воздуху, естественно, тоже стремились перебить все что движется. В общем, война всех против всех. И очень часто бывало такое, что командиры небольших отрядов поступали исключительно по своему разумению, невпопад с "линией партии" (отсюда и берется вся эта путаница - кто за кого воевал).
Тем же, кто не воевал, оставалось в этих условиях только молиться о том, чтобы еще раз увидеть рассвет/закат/рассвет/закат.

Я не историк, и не претендую на сугубую "научность" моего рассказа, он написан целиком из опыта общения с очевидцами тех лет. У каждого может быть свое мнение. Кто-то пострадал от фашистов, кто-то от "бандеровцев", кто-то - от советской армии. Какое уж тут согласие. Но, как ни странно, выжившие предпочитают не спорить между собой. Наверное, потому что они видели гораздо больше нас.

Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Четверг, 05 Августа 2010 г. 17:20 (ссылка)
Согласен...Эх,сейчас бы в "Криївку" та медовуху під москаликів п'яних карасевидних.
Ответить С цитатой В цитатник
Le_Rouge_Le_Noir   обратиться по имени Четверг, 05 Августа 2010 г. 18:09 (ссылка)
Та що за питання, куме? Як буду в Києві, домовимося, та й розіп'ємо пляшку "Спотикача". А москалi нехай тут лаються, що вони взагалі розуміють?
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 06 Августа 2010 г. 00:50 (ссылка)
То є так, куме - питань не має!))) Нехай щастить! Якщо москалі читати будуть, то мабуть зрозуміють щось на шталх: нех.й шастать...
Ответить С цитатой В цитатник
lightbringer-86   обратиться по имени Пятница, 06 Августа 2010 г. 07:51 (ссылка)
сравнение положения аполитичных заключенных из среднего класса (особенно евреев) и заключенных с твердыми политическими или религиозными убеждениями показало, что ценностные представления и убежденность решающим образом определяли различные реакции заключенных на совершенно идентичные условия жизни в лагере.

Бруно Беттельхайм приводит очень живой и глубокий анализ этих различий:

Неполитические заключенные из среднего класса составляли в концлагере небольшую группу и были менее всех остальных в состоянии выдержать первое шоковое потрясение. Они буквально не могли понять, что произошло и за что на них свалилось такое испытание. Они еще сильнее цеплялись за все то, что раньше было важно для их самоуважения. Когда над ними издевались, о ни рассыпались в заверениях, что никогда не были противниками национал-социализма. Они не могли понять, за что их преследовали, коль скоро они всегда были законопослушными. Даже после несправедливого ареста они разве что в мыслях могли возразить своим угнетателям. Они подавали прошения, ползали на животе перед эсэсовцами. Поскольку они были действительно чисты перед законом, они принимали все слова и действия СС как совершенно законные и возражали только против того, что они сами стали жертвами; а преследования других они считали вполне справедливыми. И все это они пытались объяснить, доказывая, что произошла ошибка. Эсэсовцы над ними потешались и издевались жестоко, наслаждаясь своим превосходством. Для этой группы в целом всегда большую роль играло признание со стороны окружающих, уважение к их социальному статусу. Поэтому их больше всего убивало, что с ними обращаются, как с "простыми преступниками".

Поведение этих людей показало, насколько неспособно было среднее сословие немцев противопоставить себя национал-социализму. У них не было никаких идейных принципов (ни нравственных, ни политических, ни социальных), чтобы оказать хотя бы внутреннее сопротивление этой машине. И у них оказался совсем маленький запас прочности, чтобы пережить внезапный шок от ареста. Их самосознание покоилось на уверенности в своем социальном статусе, на престижности профессии, надежности семьи и некоторых других факторах...

Почти все эти люди после ареста утратили валеные для своего класса ценности и типичные черты, например самоуважение, понимание того, что "прилично", а что нет, и т. д. Они вдруг стали совершенно беспомощными — и тогда вылезли наружу все отрицательные черты, характерные для этого класса: мелочность, склочность, самовлюбленность. Многие из них страдали от депрессии и отсутствия отдыха и без конца хныкали. Другие превратились в жуликов и обкрадывали своих товарищей по камере (обмануть эсэсовца было делом почет-ным, а вот обокрасть своего считалось позором). Казалось, они утратили способность жить по своему собственному образу и подобию, а старались ориентироваться на заключенных из других групп. Некоторые стали подражать уголовникам. Очень немногие взяли себе в пример политических заключенных, которые, как правило, вели себя наиболее пристойно, хотя и не во всем были бесспорно правы. Некоторые попытались пристроиться к заключенным из высшего сословия. Но больше всего было тех, кто рабски подчинился власти СС, даже не гнушаясь порой такими поручениями, как доносительство и слежка, что обычно было делом уголовников. Но и это не помогло им, ибо гестапо хоть и вынуждало людей к предательству, но предателей в то же время презирало.

Беттельхайм дает здесь очень тонкий анализ чувства собственного достоинства типичных представителей среднего класса и их потребности в идентификации: их самосознание питалось престижностью их социального положения, а также правом отдавать приказы. Когда же эти опоры у них были отняты, они сразу утратили весь свой моральный дух (как воздух, выпущенный из воздушного шарика). Беттельхайм показывает, почему эти люди были так деморализованы и почему многие из них стали покорными рабами и даже шпионами на службе у СС. Но необходимо назвать еще одну важную причину такого превращения: эти неполитические заключенные не могли уловить, полностью понять и оценить ситуацию; они не могли понять, за что они оказались в концентрационном лагере, они не были преступниками, а в правоверном сознании умещается лишь одна мысль: только "преступники" заслуживают наказания. И это непонимание ситуации приводило их в полное смятение и как следствие — к душевному надлому.

Политические и религиозные заключенные реагировали на те же самые условия совершенно иначе.

Для политических, которые подвергались преследованиям СС, арест не был громом среди ясного неба, они были к нему психологически готовы. Они проклинали свою судьбу, но при этом принимали ее как нечто соответствующее самому ходу вещей. Они, естественно, были озабочены тем, что их ждет, и, конечно, судьбой своих близких, однако они, без сомнения, не чувствовали себя униженными, хотя, как и другие, страдали от ужасных условий лагеря.

Свидетели Иеговы все оказались в концлагере за отказ служить в армии. Они держались едва ли не еще более стойко, чем политические. Благодаря сильным религиозным убеждениям, они не утратили своей личности, поскольку единственная их вина в глазах СС состояла в нежелании служить с оружием в руках, им часто предлагали свободу, если они все-таки согласятся служить вопреки своим убеждениям, но они стойко отвергали такие предложения.

Иеговисты, как правило, были людьми достаточно ограниченными и стремились только к одному — обратить других в свою веру. В остальном же они были хорошими товарищами, надежными, воспитанными и всегда готовыми прийти на помощь. Они почти не вступали в споры и ссоры, были примерными работниками, и потому из них нередко выбирали надзирателей, и тогда они добросовестно подгоняли заключенных и настаивали, чтобы те выполняли работу качественно и в срок. Они никогда не оскорбляли других заключенных, всегда были вежливы, и все равно эсэсовцы предпочитали их в качестве старших за трудолюбие, ловкость и сдержанность.
Ответить С цитатой В цитатник
lightbringer-86   обратиться по имени Пятница, 06 Августа 2010 г. 07:54 (ссылка)
Нам нельзя судить душу, ибо в сердце может читать только Бог, но мы можем судить поступки и решать, что хорошо, а что плохо.

и оправдывать преступления - значит соглашаться с ними и поддерживать их.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку