Мне никогда не будет скучно читать классику. Почему? Потому что Настоящая Книга, а именно таковой является роман Льва Толстого, - это не просто пересказывание какой-либо истории, или донесение автором своей идеи до читателя. Настоящая Книга - это целый мир, который учит читателя жизни, мудрости, который помогает приобрести читателю бесценный опыт, зарождает множество мыслей и чувств.
Роман расказывает не только о треугольнике отношений Каренин-Анна-Вронский, кроме этого есть ещё целых две сюжетных линии, раскрывающих жизни двух семейных пар: Долли и Стива и Левин и Китти, будто автор решил продемонстрировать все возможные варианты семейной жизни, чтобы читатель не расстроился, если его вдруг не устроит судьба Карениной:)
Кроме этих сюжетных линий, через мысли и чувства героев, передаются размышления автора на тему устройства хозяйства, государства, брака и вообще всего на свете. Это не выглядит претенциозно, и для мне было интересно читать.
А как замечательно описаны, проработанны персонажи!
"Степан Аркадьич не избирал ни направления, ни взглядов, а эти направления и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или сюртука, а брал те, которые носят. А иметь взгляды ему, жившему в известном обществе, при потребности некоторой деятельности мысли, развивающейся обыкновенно в лета зрелости, было так же необходимо, как иметь шляпу. Если и была причина, почему он предпочитал либеральное направление консервативному, какого держались тоже многие из его круга, то это произошло не от того, чтоб он находил либеральное направление более разумным, но потому, что оно подходило ближе к его образу жизни. Либеральная партия говорила, что в России все скверно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало...
... главное – в совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок."
Или такой удивительный, трогательный, наивный персонаж, как Левин, который
"Слыхал он, что женщины любят часто некрасивых, простых людей, но не верил этому, потому что судил по себе, так как сам он мог любить только красивых, таинственных и особенных женщин." Это человек, который обладает доброй, глубокой душой, и всё время пытается постичь нечто великое, глубокое, что таится в его мыслях. Левин создаёт себе идеал и тянется к нему. И я очень рада, что несмотря на то, что реальность оказывается не такой, как он себе её представлял, она не разочаровывает Левина, а лишь меняет его взгляды на идеал.
Думаю, что большая половина прочитавших роман отметила для себя авторский приём с дурным предзнаменованием в начале романа, который намекает на его конец: самоубийство на перроне вокзала в утро, когда Анна и Вронский первый раз встретились.
Нужно сказать, что кгда я начинала читать роман, у меня были лишь самые общие, распространённые взгляды на сюжет. Я знала имена героев, что речь идёт о любви Анны к Вронскому, и что всё заканчивется смертью героини под колёсами поезда - знания, которыми, наверное, обладают все. Я очень рада, что взялась за эту книгу и во многоом поменяла о ней своё представление.
Например, Вронский представлялся мне эдаким соблазнителем, который "поматросил и бросил". А на деле, это оказался безумно влюблённый, честный человек, который пытался биться за своё счастье до конца, и который, как и любой мужчина, просто не мог понять сумашедшую логику любящей женщины. За это я не могу его упрекать. По-моему, это вообще невозможно.
Думаю, упрекнуть его можно лишь в том, что в самом начале он не задумался о том, что может выйти из такой связи, а сломя голову бросился завоёвывать женщину, в которую влюбился с первого взгляда.
"«Ах, да! муж!» Теперь только в первый раз Вронский ясно понял то, что муж было связанное с нею лицо. Он знал, что у ней есть муж, но не верил в существование его и поверил в него вполне, только когда увидел его, с его головой, плечами и ногами в черных панталонах; в особенности когда он увидал, как этот муж с чувством собственности спокойно взял ее руку."
И, не хотелось бы разрушать представление многих о Вронском, как о герое-любовнике, но надо заметить, что он:
"Вронский действительно преждевременно начинал плешиветь. Он весело засмеялся, показывая свои сплошные зубы, и, надвинув фуражку на лысину, вышел и сел в коляску."
Но в целом, мне кажется, Анна вполне могла бы быть счастлива с этим человеком, который любил её, пусть и не всегда понимал, но старался сделать её счастливою.
Почему же она счастливой не стала? К концу романа у меня сложилось отчётливое мнение, что она - истеричка. Анна без конца изводила и себя и Вронского ревностью, надумывала себе проблемы.
"Все самые жестокие слова, которые мог сказать грубый человек, он сказал ей в ее воображении, и она не прощала их ему, как будто он действительно сказал их."
"И, ревнуя его, Анна негодовала на него и отыскивала во всем поводы к негодованию. Во всем, что было тяжелого в ее положении, она обвиняла его. Мучительное состояние ожидания, которое она между небом и землей прожила в Москве, медленность и нерешительность Алексея Александровича, свое уединение – она все приписывала ему. Если б он любил, он понимал бы всю тяжесть ее положения и вывел бы ее из него. "
Конечно, справедливости ради, нужно заметить, что причин для истерики у Анны было хоть отбавляй. Во-первых, она наконец-то полюбила, и страшно боялась эту любовь потерять. Во-вторых, она испытывала жуткой чувство вины. Перед мужем - за измену, перед сыном - за то, что оставила его, перед Вронским - за то, что поставила его в неудобное положение. В-третьих, общественное мнение давило на неё очень сильно, как бы она не храбрилась. И в-четвёртых, уж очень много людей отвернулось от неё. И много других причин. Тут далеко не всякие нервы выдержат.
И вот вам вопрос, который я задаю себе, услышав эту или подобную историю: зачем выходить замуж не по любви? Зачем жениться, допуская возможность развода? Да, бывают разные жизненные ситуации, но как наглядно показывает этот роман, ничего хорошего всё равно не получается.
И всё-таки автор даёт нам всем надежду на возможную счастливую семейную жизнь. Чего только стоит описание свадьбы Левина и Кити:
"Левин поцеловал с осторожностью ее улыбавшиеся губы, подал ей руку и, ощущая новую, странную близость, пошел из церкви. Он не верил, не мог верить, что это была правда. Только когда встречались их удивленные и робкие взгляды, он верил этому, потому что чувствовал, что они уже были одно."
Роман замечательный, читать всем.