"Россия большевиков" картина Альфонса Мухи. |
Эта картина имеет три названия: "Женщина в степи", "Звезда" и "Сибирь". Уже по этим названиям понятно, что она тоже прекрасна и тоже не чужда символизма. Однако самое интересное - это автор: Альфонс Муха! Кто бы мог подумать, что он все-таки отступал иногда от своего однообразного стиля.
Из Википедии: Там представлена женщина, сидящая на снегу, нищенка, держащая руки как перед стигматизацией — сейчас раны Христа откроются на ее руках, за холмом, покрытым снегом, уже ожидает стая волков, чтобы ее разорвать, когда она умрет. На небе сияет звезда, излучая концентрическое сияние — здесь сказалось увлечение художника эзотерикой. Зритель понимает, что хотя тело женщины будет съедено волками, душа ее сразу попадет на небо. Главное здесь выражение русскости через категорию страдания.
Женщина в степи", "Звезда" и т.п. - её поздние и условные названия. Создана эта картина, вопреки утверждению Википедии, не в 1922, а в 1933 г.
Её настоящее название - "Россия большевиков".
Под этим названием картина была выставлена только однажды, 4-9 июля 1933 г., на выставке Мухи в Градце Кралове. В то время как раз были установлены дипломатические отношения между Чехословакией и СССР, и "Россия большевиков" вызвала советские дипломатические протесты.
В результате картина переместилась в частную квартиру в Праге и не выставлялась до 1998 г., пока наследники Мухи не выставили её в музее Мухи в Коуницком дворце в Праге.
В качестве бонуса выкладываю еще несколько не совсем характерных для Мухи картин (впрочем, "Сибирь" им не затмить):
В 1928 году цикл картин "Славянской эпопеи" окончен. Альфонс Муха, которому уже под 70, устраивает презентацию своего многолетнего труда для широкой публики. Реакция зрителей и искусствоведов, мягко говоря, сдержанная. От Мухи ждут совсем другого, его любят как мастера легкого жанра и потому его 20 огромных полотен не находят того отклика, на который рассчитывал автор. Муха разочарован холодным приемом. Тем не менее он передает свои картины в дар Праге, чем поставил городские власти в затруднительное положение - для экспонирования этой сернии в городе просто нет подходящего здания. Забегая вперед скажу, что полноценно выставляться картины "Славянской эпопеи" стали лишь с 1963 года, почти через четверть века после смерти самого Мухи.
Последние 10 лет своей жизни художник, несмотря на постигшее его разочарование, он прожил все-таки достаточно счастливо. У него много заказов, это главным образом портреты. Пишет он и для души. Среди работ этого времени очень заметен портрет дочери Ярославы, написанный в 1930 году.
Однако все меняется в 1939 году, с началом оккупации Чехословакии войсками Третьего Рейха. Эмигрировать с родины художник не захотел, несмотря на то, что вполне мог выехать в США. Разумеется, Муха не мог принять новый порядок, а его патриотические славянские убеждения противоречили идеологии арийского превосходства. Фигура пожилого всемирноизвестного художника показалась оккупационным влшастям настолько опасной, что он персонально внесен в список "врагов Рейха". Неизвестно, что бы ждало Альфонса Муху в будущем. Однако с начала оккупации (с марта 1939 года) его несколько раз арестовывали и подвергали допросам. Все закончилось трагично: 79-летний старик заболел пневмонией, от которой и умер 14 июля 1939 года.
Теперь Муха и его творчество снова известны и популярны. В Праге ему посвящен целый музей. Его работы до сих пор целиком, или в качестве фрагментов и цитат используются в рекламных продуктах. Он вошел во все учебники как один из основоположников современного декоративно-прикладного направления в искусстве. Однако то, чему Муха посвятил 18 лет своей жизни и то, что он считал венцом своей карьеры - его "Славянская эпопея" - гораздо менее известна не только в мире, но даже и на его родине. Получилась парадоксальная вещь: существует как бы два художника Альфонса Мухи - широко известный, знаменитый и успешный график - и гораздо менее понятый и неоднозначно воспринимаемый публикой и искусствоведами Муха-монументалист.
Рубрики: | живопись и картины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |