-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в larivik

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.02.2011
Записей: 7
Комментариев: 2
Написано: 29


Наследие Евгения Сагайдачного

Понедельник, 19 Сентября 2011 г. 23:08 + в цитатник
00000246 (281x335, 23Kb)
К 120-летию со дня рождения (22.04.1886 - 21.08.1961)

Евгений Яковлевич Сагайдачный волею судьбы был заброшен в гуцульский городок Косов, захвативший воображение и стремление Великого Человека, побудивший к глубинному проникновению в философию духа горцев, их незаурядным способностям и достижениям.

С 1947 года Евгений Яковлевич вместе с женой Зоей Антоновной изучали этот регион, собрали немало произведений народного искусства, на базе которых впоследствии родился и вырос Косовский музей народного искусства и быта Гуцульщины. Кроме собирательско-поисковой работы, Евгений Сагайдачный сумел научить многих своих воспитанников любить и ценить свой красочный край. Педагогический труд профессора в стенах Косовского училища прикладного искусства (теперь институт) принес свои плоды спустя десятилетия.

Это были не просто собиратели (коллекционеры или менялы), которых теперь развелось без счета. Они были хранителями, пожалуй, главными хранителями гуцульского народного искусства. Евгений Яковлевич вещи не выменивал, не выманивал за полцены, а покупал на свою трудовую копейку, зная их истинную цену.

Собиранию произведений гуцульского народного искусства Е. Я. Сагайдачный посвятил пятнадцать лет своей жизни. К каждой вещи, хоть и маленькой, привязывался, как к живому существу: мог наизусть ее нарисовать, а уж потом рассказывать о ней часами. Ценной и интересной для Сагайдачных стала Косовская ярмарка, которая была живым музеем, здесь художник мог делать зарисовки гуцульской одежды и предметов обихода. Именно красочная Косовская ярмарка стала для него познанием этноса этого края.

Зоя Антоновна была эрудированна, занималась биологическими науками, изучала природу, ботанику Буковинских Карпат. Она поддерживала дружеские отношения с лесничествами региона, помогала им в классификации насекомых, растений.

Будучи художником-этнографом по призванию и глубоко оценивая значимость заповедного гуцульского края в целом, Е. Я. Сагайдачный обязал жену заниматься зарисовками народной традиционной одежды на примере знаменитой Елены Кульчицкой. Зоя Антоновна Сагайдачная, прислушавшись к наставлениям мужа, достойно продолжила начатую А. Кульчицкой работу. Увлеченная интересной творческой работой, З. А. Сагайдачная выполнила более ста многообразных зарисовок кептаров из нескольких сел Гуцульщины, которые отличаются своей окраской, рисунком и композицией. Сейчас эти работы хранятся в запасниках Косовского музея народного искусства и быта. Евгений Сагайдачный вместе с женой посетил очень много горных сел, собрал немало старинных гуцульских вещей - ценного фольклорного материала для коллекции музея.

Сагайдачный всегда тяготел к народному творчеству, но на Гуцульщине он был поражен не столько его самобытностью, сколько большой художественно-эстетической ценностью предметов быта этих людей, их оригинальным изяществом.

Сагайдачные увлеклись собиранием работ народных умельцев. «Что можно было, мы покупали. Евгений Яковлевич радовался каждой приобретенной вещи, а если что-то нельзя было купить, он зарисовывал ...».

Судя по воспоминаниям жены, Евгений Яковлевич комплексно выполнял сбор этнографического материала; если не было возможности купить старинную вещь, он ее фиксировал красками собственного приготовления на бумаге. Так или иначе, почти каждый предмет, найденный художником-этнографом, был в поле научного исследования.

Супруги Сагайдачные за несколько лет пребывания на Гуцульщине собрало уникальную коллекцию изделий народных ремесел и старины.

Не всякий музей, не говоря уже о частных коллекциях, мог бы похвастаться такой популярностью, как коллекция Евгения Сагайдачного.

Во все времена года, а больше всего летом, к нему приезжали десятки художников, искусствоведов, студентов со всех концов бывшего СССР, из Москвы, Киева, Еревана, Риги, Таллина и др. Его квартира, где содержались сокровища гуцульских ремесел, была своеобразной. Посетители не просто интересовались экспонатами, они искали в них что-то для себя лично, для собственного творческого роста. Е. Сагайдачный зарисовывал писанки, резьбу по дереву, вышивку, его интересовали формы керамических изделий, он не обходил вниманием также ткачество и ковроделие.

Министерство культуры Советского Союза сняло документальный фильм о коллекции супругов Сагайдачных. Через несколько лет после смерти Е. Я. Сагайдачного (1969) в Косово был открыт музей народного искусства и быта. А еще через год он стал отделом Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины, который расположен в Москалевской греко-католической церкви св. Василия. Открытие музея совпало с периодом, когда церкви становились недействующими, т.е. запрещенными для верующих.

В основу новосозданного музея была положена частная коллекция Евгения Яковлевича Сагайдачного (наследников у Сагайдачных не было). Сегодня музей продолжает действовать. Он укомплектован изделиями народных ремесел и древностями, выявленными отдельными работниками музея. Выставляются также произведения современного гуцульского искусства.

Итак, на Гуцульщину стоит смотреть не только как на край экзотический, но и как на объект этнографического исследования. Изучение же исследовательско-коллекционной работы супругов Сагайдачных имеет важное значение в контексте формирования современного взгляда на этнический потенциал Гуцульщины.

М. Иванчук
«Гуцульский Край»
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку