Откуда... звуки фортепиано? |
/www.kulturologia.ru/blogs/181113/19298/
Кое-что об истории фортепиано.
Фортепиано - известный и привычный всем инструмент. Однако из его прародителей современный человек знает разве что о клавесине. А ведь первый музыкальный инструмент, от которого берет свое начало история клавишных, появился еще в III веке нашей эры.
Родоначальником всех клавишных инструментов является монохорд. Изначально это был физический прибор, определяющий соотношение между длиною струны и высотою ее звука. Старинный монохорд состоял из одной струны, длину которой можно было произвольно изменять. Чем короче струна - тем выше тон.
Из этого простого однострунного прибора Аристид Квинтилиан в III веке от Рождества Христова создал свой геликон. Геликон Квинтилиана имел четыре струны, настроенные в унисон, что давало возможность издавать несколько звуков одновременно. Они были закреплены по бокам неподвижными пластинками, давящими на струны сверху. Это были своего рода органные клавиши. Однако звук рождался не только от нажатия «клавиши», но и от удара по струне. Позднее «клавиши» доработали так, чтоб они одновременно нажимали и ударяли по струне.
С течением веков струн в инструменте становилось больше, но его по привычке продолжали называть именем однострунника (монохорда). Теоретик музыки Себастьян Вирдунг в начале XVI века объяснял эту несообразность тем, что, хотя в монохорде и много струн, все они звучат в унисон. Но впоследствии инструмент все же получил другое, более правильное название - клавикорд.
Клавикорд — старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент.
К началу XVI столетия этот инструмент уже имел 27 струн при 45 клавишах. А в 1778 году появился инструмент, выполненный мастером Гассом в Гамбурге: на ножках, с 38 двойными струнами и 54 клавишами, отделанными черепаховой костью. Его диапазон составил четыре с половиной октавы, тогда как у известного Гвидо д'Ареццо, основателя гаммы и нот, в XI веке монохорд имел только две октавы.
Небольшое число струн, да к тому же еще настроенных в унисон, весьма ограничивало возможность брать аккорды на клавикордах. Прошло много времени, пока каждый отдельный звук стал извлекаться из отдельной струны. И вероятнее всего, это нововведение было позаимствовано для клавикорда из другого старинного музыкального инструмента -цимбал с клавишами, или, как его иначе называли, клавесина. Михаэль Преториус в своей книге Syntagma musicum (1614 год) описывает клавесин как продолговатый инструмент, напоминающий своею формою птичье крыло или свиное рыло, обладающий сильным ясным звуком. Некоторые авторы считали, что одним из предков клавесина были цимбалы, которые издревле использовали цыгане: четырехугольный ящик с натянутыми струнами, по которым играющий ударяет двумя особыми молоточками.
Клавесин возник самостоятельно и существенно отличался от клавикорда тем, что все струны в нем были свободны и делались разной длины и толщины, соответственно издаваемому ими тону. Точно известно, что клавесин был изобретен гораздо позднее того, как были созданы первые клавикорды.
Немцы называли клавесины der Flugel (крыло) из-за треугольной формы. Настольные клавесины называли спинетами, или, на английский манер, виржиналами. Все инструменты обычно бывали богато изукрашены живописью и инкрустациями, что придавало им чрезвычайно изящный вид. Но у этого музыкального приспособления был один существенный недостаток: клавесины не допускали плавной игры, когда одна нота словно перетекает в другую. Тон их был одинаковой громкости и очень отрывистый.
Клавикорд имел другие недостатки и годился только для камерной музыки. Поэтому последующие усилия музыкальных мастеров были направлены на создание инструмента, который соединил бы в себе достоинства клавесина и клавикорда. Что только они не придумывали! Струны делали из латуни, меди, стали, даже из кишок различных животных. Зацепки или перышки для струн изготавливали из металла, дерева, кожи. Пытались заимствовать некоторые решения из устройства церковного органа. В том числе - двойную клавиатуру. Интересным образцом подобного инструмента был клавесин Иоганна Себастьяна Баха.
В 1511 году к клавесину впервые была приделана педаль для полноты и силы басовых нот. А в XVIII веке парижский мастер Паскаль Таскен создал особый механизм нажатия на струны. Результат был оценен современниками, они были в восторге от инструментов Таскена.
В мире уже существовали королевы звука - скрипки работы Амати, Гварнери и Страдивари. А музыкальное качество клавесина-клавикорда по-прежнему оставляло желать лучшего. Стало ясно, что надо найти совершенно новый принцип извлечения из струны звука. Тогда-то к клавишным инструментам и применили принцип удара молоточков по струнам. Первый, кто стал работать в этом направлении - флорентийский мастер Бартоломео Кристофори. В 1709 году он создал инструмент под названием gravecembalo col piano е forte. Впоследствии его стали называть упрощенно - фортепиано.
Кристофори добился того, что сила звука зависела напрямую от силы удара по клавише. Внутри инструмента находились молоточки, обтянутые оленьей кожей, и суконные демпферы, поднимавшиеся тогда, когда нажималась соответствующая клавиша.
Первым композитором, который сочинил музыку для созданного Бартоломео Кристофори инструмента, стал Людовико Густини из Пистуи. Он сочинил 12 сонат под названием Sonate Da Cimbalo di piano e forte detto volgarmente di martelletti, которые были опубликованы в 1732 году во Флоренции.
Преимущества фортепиано оказались настолько велики, что в скором времени во Франции и Англии клавесины и клавикорды отошли на задний план. Правда, в Германии клавикорды еще долго продолжали быть любимым инструментом. Но сперва Моцарт, а затем Бетховен отдавали предпочтение фортепиано. С XVIII века фортепиано стало делиться на две разновидности: рояль (с горизонтальным расположением струн) и пианино (с вертикальным).
Следующим гигантским усовершенствованием фортепиано стало изобретение репетиционного механизма, который сегодня используется во всех инструментах. Его изобрел парижский фабрикант роялей Себастиан Эрар в 1823 году. Были введены перекрестные струны, которые позволяли достигать большей полноты звука. К этому открытию пришли одновременно петербургский мастер Лихтенталь и Анри Пап из Парижа.
Дальнейшие достижения музыкальной техники позволили добиться в конструкции современных фортепиано оркестровой гармонии и прекрасного звука. Новые открытия совершались благодаря титанам исполнительского таланта: Листу, Рубинштейну, Рахманинову, Рихтеру, Ван Клиберну, Ашкенази.
В 1850 году в Европе изготовили около 33 тысяч инструментов. А в 1910-м - уже 215 тысяч в Европе и 370 тысяч в США. Со временем наличие пианино в доме стало символом зажиточного среднего класса. Центральную роль в XIX веке сыграли Генрих Штайнвег и его сыновья - они основали производство под названием Steinway & Sons. Выходцы из Германии запатентовали в США литой чугунный каркас у фортепиано и перекрестное натяжение струн у пианино. В 1878 году Стейнвей запатентовал последнее изменение в рояле: изгиб верхнего крыла (крышки) и корпуса, выполненного из ламинированного слоеного клена.
За последние десятилетия центр изготовления роялей переместился из Германии и Америки в Японию, Южную Корею и Китай. Но самыми знаменитыми по-прежнему считаются рояли Steinway & Sons, хотя в последнее время их изготавливают и на заводах Young Chang в Южной Корее. Ну а начиная с восьмидесятых годов XX столетия атрибутами домашних музыкальных гостиных, а также современных музыкантов становятся электропианино.
Дежурный образ пианино на сегодня... следующий:
Пианино в старинном стиле. Честно говоря, вдохновляться этим образом пианино вряд ли возможно, слишком аскетично, так скажем, ничего лишнего, кроме звуков, извлекаемых из этого саркофага. Они где-то там, внутри, эти звуки. Хорошо, что не котята. Существовали, вроде как, когда-то пианино с котятами внутри, они громко мяукали, когда им надавливали на хвостики (изверги, а?) специальными рычажками... Но к данному факту я ещё вернусь...
|
Страницы: [1] Календарь |