В Москве появился ещё один музей. Недавно открылся для осмотра Юсуповский дворец расположенный в Большом Харитоньевском переулке, 21. В статье подробно рассказано
об истории дома Юсуповых в Москве,
интерьере дома с фотографиями комнат,
истории рода Юсуповых,
легенде дома Юсуповых
воспоминания А.С.Пушкина о князе Н.Б.Юсупове
истории женитьбы Ф.Юсупова на племяннице императора И.Романовой
Помещение, в котором мы сейчас находимся, на снимке это светло-зелёное крыльцо, сени дворца, было пристроено в XIX веке, когда проводилась глобальная реконструкция дома. В XVII веке этой части дома не было и вот эта стена была наружной. Вы видите, в ней есть окошко, которое функциональной нагрузки в этой части помещения не несёт, а раньше это было окно наружу.
Что касается даты постройки этого дворца. Официально, документально подтверждена дата 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.
Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меньшиков эту собственность, да и другую в том числе у Толстого изъял. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меньшикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.
В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью всего меньше года, но в историю дом вошёл как палаты Волковых – Юсуповых.
В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову.
Парадная лестница.
После многих лет реставрации наконец дворец Юсуповых в Москве открыт для посетителей в 2010 году. Этот дворец – один из самых древних образцов гражданской каменной застройки в Москве, датируется 17-19 веками.
Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых, инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой – Сумароков – Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас к осмотру посетителям предлагается только парадная часть дворца, в которой никогда не жили, эти помещения использовались только для приёмов гостей, переговоров. Это восточная часть дворца.
Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации К.Сомова.
Надо сказать, что в конце 19 века, когда проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовала, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это – дом-мечта, особняк был восстановлен по представлениям людей 19 века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке XVII-м.
Лестница, на которой мы стоим это пристройка 19 века, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых – Юсуповых. Описание герба можно встретить в разных источниках. Простое перечисление элементов, их расположения, цвет поля. Но что значит тот или иной символ – сейчас приходится только догадываться об этом, мы можем трактовать только некоторые символы герба. Например – в центре мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.
Лев – фигура чрезвычайно популярная в XVII веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Ведь считается, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Также лев – это символ ВЛАСТИ, БОГАТСТВА.
Поэтому лев ещё раз изображён на стене лестницы. В паре к нему – олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.
И ещё одна трагическая история связана с этим помещением. Перед тем, как Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году, увезти с собой все свои несметные богатства они не могли. Часть сокровищ было спрятано в Петербурге, часть же здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий, Буженинов. Новые власти дворецкого пытали. По одним сведениям он сознался, по другим – нет. Но дело касается именно этого помещения – парадной прихожей. Тайник был расположен именно здесь, под этой лестницей. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет – неизвестно, но интересно то, что сокровища одновременно нашли и здесь, в Москве, и в Питере в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов – диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых – 13 кг. Часть было передано в музеи, часть пропало.
Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которая может быть названа
Китайская комната.
В декорации этого весьма небольшого помещения мы видим китайскую символику.
Считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Также в это время было модно использовать всё китайское, китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.
В элементах декора этого помещения мы можем разглядеть китайские фигуры, которые несут в себе очень важную символику. Например, птички – их парное изображение символизирует счастливый семейный союз.
Или пятипалый дракон – символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, во всяком случае, Юсуповы считали, что в их семье были корни китайских правителей. Также дракон является символом ума и хранителем рода, символом плодородия. Интересно, что здесь два вида драконов. Один из них – пятипалый, это символ самого императора.
У второго на лапах по 4 пальца. Такой дракон – символ наследного принца.
Также на своде этого помещения мы видим фарфоровые тарелки. Их использование в декоре дворца тоже вполне объяснимо. В 17 веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова – на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую – сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Ещё не стоит забывать, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, много произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское, а в настоящее время коллекция юсуповского фарфора – основа экспозиции в Кусково.
И стоит иметь в виду тот факт, что Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровые завод в Архангельском не производил этот дорогой материал для продажи. Фарфор делали для собственных нужд – украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.
В настоящее время эта комната используется как прихожая к тронному залу. Раньше в ней было больше мебели и, говорят, здесь стояли чучела двух медведей, который один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.
Нужно отметить ещё тот факт, что современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. И по свидетельству некоторых посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.
Тронный зал.
Также это помещение называют крестовой палатой, по названию таких помещений в XVII веке. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, это был прямой отсыл с предполагаемому дворцу Ивана Грозного, который, якобы, стоял именно на этом месте. И именно в этом зале стоял трон государя.
Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.
Следует также обратить внимание на яркость и броскость всех красок декора и орнаментов дворца.
Очень многие отмечают, что такая яркая окраска всех росписей объясняется тем, что это новодел, краски новые и лубочно-яркие. Это не совсем верная трактовка и объяснение такого колорита орнамента.
Дело в том, что в XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений.
Что касается параметров этого зала – его высота – 11 метров, общая площадь 170 квадратных метров.
Люстры, освещающие помещение были сделаны в XIX веке, отреставрированы. Но центральная люстра в XIX веке могла опускаться ниже, подниматься выше при необходимости. Сейчас такого нет, люстра закреплена неподвижно.
В орнаменте росписи использованы знаки зодиака и некоторые символические фигуры.
Например, павлин символизирует особость рода, эта птица – символ гордости в хорошем понимании слова, спеси – в плохом, а также – особости. Также, это символ возрождения. Павлин каждый год меняет свой хвост.
Птица Сирин – символизировала в Древней Руси женское начало.
Пеликан – символ родительской любви.
Единорог – чистота намерений, благородство.
Так исторически сложилось, что изображение единорога могла держать невеста, девственница и монах, которые являются чистыми, непорочными. И белый цвет – единорога изображали в виде белого коня.
Также стоит обратить внимание на изображение грифона, у которого тело льва, а голова орла. Орёл символизирует те же качества, что и лев, только в другой символике, это птица, в мире птиц – царь, самая сильная птица. Грифон – это власть и богатство.( На снимке справа)
Знаки же Зодиака расположены на стыках сводов – начинает цикл Весы и Дева. Всего 9 изображений – 4 парных и Весы расположены без пары.
Три других знака – в больших медальонах, это не только знаки Зодиака, но и фигуры, несущие большую символическую нагрузку.
Печь в этом помещении подлинная. Украшена она подлинными голландскими изразцами.
Теперь печь не действует, отапливается дворец другим образом.
Подлинными в этом зале являются и два венецианских зеркала.
Оправа зеркал восстановлена.
Также зал украшен портретами представителей императорского дома Романовых, родственниками которых последние Юсуповы являлись. Последний мужской представитель рода Юсуповых Феликс Феликсович был женат на Ирине Александровне Романовой.
Портреты Петра Первого и Петра Второго – подлинные. Представитель рода Юсуповых был ближайшим сподвижником Петра Великого, а этот дворец был подарен Юсуповым Петром Вторым.Также – портреты первых Романовых – Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.
Портрет царя Алексея Михайловича – подлинный.
В окнах – стекло. Стекло в окна были вставлены уже в 19 веке и были стилизованы под слюду. Такие решётки специально установили, для более точной имитации слюды.
Комоды под зеркалами были расписаны по эскизам Султанова.
Объяснение наличия современной техники во дворце вполне объяснимо. Дворец был взят в аренду большим строительным холдингом БАМО, который на свои средства проводил научную реставрацию с соблюдением всех реставрационных технологий. Поэтому дворец понемногу окупает расходы на реставрацию и содержание – в залах дворца проводят свадьбы, банкеты, торжества, дни рождения. Очень часто здесь проводятся конференции по линии МИДа, его неоднократно использует Московская Патриархия. И, конечно, проводятся экскурсии. Поэтому для светских, не музейных мероприятий мониторы бывают необходимы.
Маленькая прихожая, соединяющая тронный зал и трапезную.
Это совсем крохотное помещение дворец приобрёл лишь в XIX веке. В XVII веке, да и позже лестницы на высокий этаж плат или дворца всегда делали снаружи дома, внутри строений их стали мастерить лишь много позже, первоначально лестничных пролётов внутри дворца не было. Но в XIX веке уже были совсем другие правила и появилась потребность соединить помещения изнутри. Эта дверь наружу как раз раньше и была выходом на лестницу, которая проходила снаружи дворца – это то, на что можно обратить здесь внимание.
Трапезная.
В этом помещении проходили приёмы. По структуре помещение имеет коробовый безопорный свод.
И опять же весьма яркая и насыщенная роспись, которая зрительно увеличивает помещение. Совсем другое ощущение может испытывать человек в таком же зале, если стены зала побелены. Появится ощущение, что стены давят на человека. Роспись же снимает чувство тяжести свода.
В орнаменте стен доминируют элементы экзотической восточной росписи. Это подчёркивает происхождение Юсуповых из арабского халифата. В элементы узора вплетаются стилизованные изображения свечей – прямоугольник с наконечником – стилизованное изображение пламени свечи. Эта стилизация большой церковной свечи, которая называлась – “вощяница”. Ещё есть мнение, что прямоугольник – не сама свеча, а подсвечник. Внутри прямоугольников – изображение элементов герба Юсуповых.
Этот зал отапливался печью, как и все другие. Сейчас эта подлинная русская печь лишь часть дизайна помещения.
Изразцы, украшающие печь сильно отличаются по оттенку синего цвета.
Светлые образцы – подлинная плитка XVIII века. Тёмные – современные замены. Известно, что печи в старых русских домах несли не только утилитарную функцию – не только обогревали дом, но и украшали его, а изразцы очень часто были сюжетные или орнаментальные. Орнаментальные можно было подолгу рассматривать, сравнивать узор, а сюжетные – своего рода комиксы, которые иллюстрировали различные сюжеты – не только библейские, но, чаще всего, жизненные сцены или даже поучительные истории.
Из окна трапезной открывается вид во двор. Раньше Юсуповым принадлежали обширные земли в этом районе, не только этот дом, а и много других. Вокруг этого дворца был большой сад, который, к сожалению не сохранился. С этим садом связаны воспоминания А.С.Пушкина. Его родители своего дома в Москве не имели, некоторое время снимали флигель у Юсуповых и маленький Саша Пушкин, гуляя с Ариной Родионовной в юсуповском саду, видел механического кота на цепи и описал его в знаменитой поэме «Руслан и Людмила». Этого кота Н.Юсупов привёз из Голландии. До конца своих дней Александр Сергеевич любил князя Н.Б.Юсупова и когда тот умер, поэт написал: «Умер мой князь».
По узкой лестнице поднимаемся вверх и осматриваем
Домовый храм.
(лестница в Домовый храм находится в маленькой комнатке, соединяющей Трапезную и Гербовый зал. Лестница маленькая, можно не заметить).
Домовый храм находится на третьем этаже, в пристройке, которой первоначально во дворце не было, дом был надстроен ещё одним этажом в XIX веке. Поначалу здесь размещались личные покои Зинаиды Николаевны, а позже архитектор Султанов организовал единое пространство из трёх разных помещений. И сейчас эти помещения называются по доминирующему цвету той или иной комнаты – голубая, красная и зелёная комнаты.
В XIX веке росписи здесь были, остатки этих росписей были обнаружены при смывке стен. Поэтому росписи здесь были восстановлены по остаткам старой.
Храм был освящён в честь Татьяны и Николая.
В голубой комнате
в настенной росписи новозаветные сюжеты –
1. Господь с предстоящими святыми – Деисусный чин иконостаса – о обеих сторон Спасителя – Богоматерь и Иоанн Предтеча.
2. Вознесение Господнее.
Преображение
Тайная Вечеря
Свод голубой комнаты окрашен в небесный цвет со звёздами, в центре – изображение Святого Духа в виде голубя.
Иконостас в домовом храме был, но литургии здесь не служились. Проводились поминовения усопших, приходили помолиться.
Патриарх Алексий Второй высказывал желание освятить помещение церкви с тем, чтобы здесь, может быть, проводить венчания и литургии, но пока это осталось пожеланием предыдущего Патриарха.
Красная комната.
Здесь в медальонах изображены святые – Феликс – это родовое имя Юсуповых.
святая Татьяна – тоже родовое женское имя
и святой Николай, тоже родовое имя Юсуповых.
Святая Зинаида – это имя последней владелицы дома.
Святая Зинаида была прославлена в лике святых со своей сестрой и на одной из стен изображено их краткое житие.
Видно, как они жили сначала в пещере, лечили больных, совершали чудеса.
В конце они были побиты камнями язычниками.
Также здесь экспонируется русская печь, на изразцах которой изображены многочисленные сюжеты и орнаменты. И хорошо заметно, что в нижней части печи было очень много утрат, утраты заменены современной плиткой с более сочным и тёмным голубым цветом.
Зелёная комната.
В тон росписям изразцы на печи тоже зелёные. В медальонах на стены изображения святых – покровителей рода Юсуповых – святой Дмитрий Солунский,
святой Борис
святой Григорий
и святая Ирина.
Появление изображения Ирины вряд ли могло быть ранее 1914 года. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича, тоже Феликс сочетался браком с Ириной Александровной лишь в 1914 году.
По периметру комнаты отчётливо читается надпись – имена последних представителей Юсуповых.
Гербовый зал.
( Помещение свод которого декорирован бледно зелёным цветом с серебристым орнаментом.)
В отделке свода мы видим узоры, в которые вплетены элементы герба Юсуповых. Один из главных элементов узора – восьмиконечный мальтийский крест.
Известно, что Борис Николаевич Юсупов был рыцарем Мальтийского ордена. Восемь концов мальтийского креста символизируют восемь рыцарских благодетелей, которыми должен обладать каждый рыцарь ордена.
В этом помещении проходили приёмы особо важных гостей. По свидетельствам современников раньше этот зал украшала люстра, которая стоили половину стоимости всего дома. Сейчас зал украшает современная люстра.
В углу комнаты экспонируется подлинная печь, привезённая из Поволжья. Она отделана очень редкими изразцами лимонного цвета.
Эта комната была повреждена наибольшим образом. В доме поселился грибок, когда зданием владела Академия сельскохозяйственных наук – ВАСХНИЛ. Всё здание поражено грибком, с ним борются, но до конца ещё не победили. Вообще, грибок – беда очень многих московских зданий. Некоторые районы Москвы расположены в низинах, на болотистых местах, поэтому грибок – бич многих московских особняков.
На стене – портрет З.Н.Юсуповой, копия картины В.А.Серова.
В XIX веке, когда Зинаида Николаевна обустраивала этот дом, то мебель она приобретала либо в антикварных магазинах, либо специально заказывала за границей – понятно, что приобрести подлинную мебель XVII века было практически невозможно. Хотя Юсуповы могли себе позволить очень многое.
Зинаида Николаевна была последней наследницей рода. Стоимость только недвижимого имущества, в Москве и Санкт-Петербурге, ей принадлежавшего, оценивалось в более чем 21 миллион рублей. Кроме того, у неё было огромное количество разных драгоценностей, включая жемчужное ожерелье Марии Антуанетты. К тому же Юсуповы владели бесценной коллекцией живописи, включая полотна Рембранта.
Хорошо понимая, чем грозит роду фамильное проклятье, Юсуповы оставили завещание, в котором передавали, в случае прекращения рода, своё недвижимое имущество государству, Российской империи. Попытки многих Юсуповых способствовать продолжению и разветвлению рода успехом не увенчались. У Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича было четверо детей. Младший сын, Николай, погиб на дуэли из-за женщины накануне своего 25-летия. Поэтому наследник в семье был только один – Феликс Феликсович младший.
Интересна предыстория брака Феликса и Ирины Александровны. Юсуповы и помыслить себе не могли делать предложение Великой Княжне. Но Романовы сами заговорили об этом. Это случилось в Москве, когда царскую семью принимали в Архангельском. Есть мнение, что сам Николай Александрович заговорил о том, Юсуповы – древний и достойный род и они не прочь были бы с ними породниться. Такое предложение, конечно, было расценено как величайшая честь и брак Ирины Александровны Романовой и Феликса Феликсовича Юсупова состоялся в 1914 году. А уже в 1915 в семье родилась девочка – Ирина Феликсовна Юсупова.
Портретная.
В этой комнате логично поговорить об истории рода Юсуповых, который ведёт свою историю с X века и является выходцем и Багдадского халифата, из рода друга и тестя пророка Мухаммеда.
Подробно с историей рода можно познакомиться на этой страничке. Мы же кратко остановимся лишь на некоторых представителях рода.
Следует отметить, что известный в русской истории хан Едигей – основатель Ногайской Орды – предок Юсуповых.
Первое изображение, которое начинает портретную галерею Юсуповых – Ногайский хан Юсуф,
он жил в XVI веке (1480-1555) . Его дочь, царевна Сююмбека была пленена Иваном Грозным и вывезена в Москву.
Содержалась она с почестями, а два её сына похоронены в царской усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля. Самого Юсуфа убили, а двух его сыновей привезли в Москву, где они служили Московии верой и правдой.
Князь Дмитрий (умер в 1694) принял православие – это последовало после известной истории, когда князь по незнанию накормил Патриарха Иоакима гусем в постный день.
И когда Его Святейшество похвалил хорошо приготовленное блюдо, князь похвастался своим поваром, который и гуся может приготовить под рыбу. Патриарх разгневался, дело получило огласку, дошло до царя Фёдора Алексеевича и князю Дмитрию грозило и разорение, и опала, и, может быть, казнь. Тогда Юсупов решил принять православие. Ночью приснился Юсупову пророк Мухаммед и проклял весь род, пообещав, что отныне в роду до 26 лет будет доживать лишь один наследник. Так оно впоследствии и вышло.
Следующее изображение – портрет сына князя Дмитрия, Григория Дмитриевича Юсупова.
Служил во время Петра Первого, был сподвижником первого императора и прославился в военных походах – против шведов и в Азовских походах. О его близости к Петру говорит тот факт, что за гробом императора он шёл вместе с А.Д.Меньшиковым и Ф.М.Апраксиным.
Этот дом в Большом Харитоньевском был пожалован Григорию Дмитриевичу императором Петром Вторым.
Его сын – Борис Григорьевич гражданскую службу предпочёл военной. В 1740 году был назначен генерал-губернатором Москвы. Рядом – портрет его жены.
На другой стене – портрет князя Николая Борисовича, одного из самых ярких представителей рода, екатерининский вельможа. По некоторым данным одно время он был даже и любовником императрицы, во всяком случае, в его кабинете висела картина, изображающая его и императрицу в виде обнажённых Аполлона и Венеры. В числе его заслуг – закупка картин для Эрмитажа, он считался «знатоком искусств». (Закупая картины для музея, Николай Борисович не забывал и себя). Он дружил и вёл переписку с Дидро, Вольтером, а Бомарше даже посвятил ему стихотворение. В Европе Н.Б.Юсупов был принят монархами разных стран – Иосифом Вторым в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком и Наполеоном в Париже.
В разное время он был директором Эрмитажа и главноначальствующим кремлёвских строений и Оружейной палаты.
Единственный вельможа в истории, который был маршалом на коронации трёх императоров – Павла, Александра Первого и Николая Первого. Был награждён ВСЕМИ орденами и специально для него была учреждена новая награда – драгоценная жемчужная эполета.
Он снискал славу ловеласа. В его комнате висело 300 портретов женщин, благорасположением которых он пользовался. В Москве рядом с его особняком был специальный дом, окружённый стеной, где содержались наиболее миловидные из его крепостных. В 80-летнем возрасте имел 18-летнюю любовницу из крепостных.
Такое женолюбие было одной из причин разъезда супругов – он был женат на родственнице князя Потёмкина.
Живя в Москве Юсупов купил имение Архангельское и обустроил его таким образом, что о нём говорили, что это был «русский Версаль».
Н.Б.Юсупов заложил фарфоровые заводы.
Николая Борисовича очень любил А.С.Пушкин и после его смерти написал: «Умер мой князь Юсупов». Также поэт посвятил князю такие строки:
…Ты понял жизни цель, счастливый человек,
Для жизни ты живёшь свой долгий, ясный век,
Ещё ты смолоду умно разнообразил
Искал возможного, умеренно проказил.
Чредою шли к тебе забавы и чины…
Кстати, умер князь в 82-летнем возрасте от холеры.
Рядом на портрете изображена его сестра,
далее – жена.
Портрет его сына – Бориса Николаевича. Был полной противоположностью отцу. Но сумел поднять пришедшие в упадок финансовые дела Юсуповых. Николай Борисович оставил немало долгов, Борис же сумел поправить дела.
Здесь же представлен портрет его жены.
Сын Бориса Николаевича (Николай Борисович), его портрет здесь не представлен был последним представителем рода по мужской линии. Значительную часть своей жизни он жил за границей, выполняя дипломатические поручения двора.
За семь лет до своей смерти он обратился к императору Александру Второму с просьбой о дозволении передать своё имя, титул и герб зятю – мужу старшей дочери графу Сумарокову-Эльстону.
Супружеская жизнь Зинаиды Николаевны была счастливой, она вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона по любви. В своё время к ней сватались представители европейских правящих домов – два французских инфанта и болгарский принц. Все получили отказ. Со своим будущим мужем Зинаида Юсупова познакомилась во время церемонии сватовства болгарского принца – Феликс Сумароков-Эльстон, потомок фельдмаршала М.И.Кутузова и прусского короля Фридриха-Вильгельма Четвёртого был в свите принца. Посватался к своей будущей жене через два дня после знакомства и получил не только жену, но и имя, титул и герб семьи Юсуповых.
Над печкой слева – портрет матери Зинаиды Николаевны.
Завершает портретную галерею изображение сестры Зинаиды Николаевны, Татьяны Николаевны, умершей в 22-летнем возрасте от тифа. Ещё одна семейная история связана со смертью Татьяны Николаевны. Когда старшей, Зинаиде, было около 20 лет, она, упав с коня, сильно повредила ногу. Началась гангрена, в доме уже вряд ли надеялись на выздоровление девушки. Но случилось так, что в бреду Зинаида увидела Иоанна Кроншдтадского. Ей стало немного лучше и она попросила пригласить святителя в дом. После беседы со святым отцом девушка пошла на поправку и выздоровела. Говорили, что своим выздоровлением она подставила младшую сестру.
Кабинет.
Интерьер кабинета был воссоздан по описаниям дворца Алексея Михайловича. На своде изображено движение небесных тел вокруг солнца. Хорошо видно, что Земля с Луной – больше по размеру, чем другие планеты – так думали в XVII веке.
И движение Земли с Луной вокруг Солнца.
В этой комнате находится редчайший экспонат музея – подлинный буфет.(Где он был сделан – неизвестно).
После революционных событий 1917 года помещение занимали анархисты, затем – военный музей, а затем – Сельскохозяйственная Академия – ВАСХНИЛ. В этих помещениях работал академик, выдающийся учёный Вавилов.
Замеры здания и пробы реставрации проводились в 1928 году, а затем – в 1946 году. Но только лишь в 1990-е годы, к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, который имеет непосредственное отношения к этому дому, отреставрировали фасад особняка.
Ещё одно помещение – возможное к осмотру – это подвал дома.
Подвал.
Красная комната.
Эта самая старая часть дома, по некоторым данным датируется даже концом XVI века. Существовала семейная легенда Юсуповых, говорящая о том, что именно на этом самом месте располагался сокольничий дворец Ивана Грозного. Также есть мнения, что сокольничим дворцом пользовался и Алексей Михайлович, то есть он сохранялся около 100 лет.
Домом некоторое время владел Пётр Шапфиров, прославившийся казнокрадством и мздоимством, за что и был сослан в Сибирь. Это самый первый известный владелец дома.
Затем, домом владел Толстой, начальник Тайной канцелярии, интриговал против Меньшикова, за что попал в опалу. Дом был передан Волковым – хотя они владели домом совсем недолго, но в историю они вошли, как одни из владельцев особняка, который известен под названием дом Волковых – Юсуповых. Юсуповым дом жаловал император Пётр Второй.
Юсуповы – род очень древний. Представители рода непременно любили это подчёркивать во всём. Семейное предание говорит о том, что однажды Иван Грозный охотился в этих местах. Проезжая по лесу, ветка зацепила его шапку, сбросив её с головы. Разгневанный царь приказал срубить это дерево. Приказание перевыполнили, чтобы угодить государю – срубили несколько деревьев. Получилась небольшая полянка, на которой и был построен охотничий дворец царя. Поэтому присутствие на сводов изображения птиц, использующихся для охоты вполне объяснимо.
Также существовала легенда о подземном ходе. Во всяком случае, последний Юсупов – Феликс Феликсович младший зафиксировал эту историю в своих мемуарах. Он писал, что родители, реставрируя дом, действительно нашли тайный ход с людскими скелетами и замуровали его. Версия о многочисленный подземных ходах, прорытых во времена Ивана Грозного до сих пор бытует в Москве. Легенда повествует, что царь любил, переодевшись, выходить из Кремля тайными подземными ходами и оказываться в самых неожиданных местах столицы, слушал, что люди говорят. Юсуповы подчёркивали, что такой ход существовал и вёл от их дома к Кремлю. Но это пока ещё остаётся легендой, никаких ходов реставраторы не обнаружили.
Главная тема орнамента этого помещения – «райский сад». А также имитация пышной, буйной растительности летнего времени.
Лето в наших краях довольно короткое, скоротечное, и чтобы продлить ощущение тепла, лета, благоприятного времени года, очень часть помещения расписывали таким узором.
Если оглянуться на проём стены, через которое мы входили в помещение, то в глаза бросается довольно обширный зондаж в стене.
И хорошо видно, что вход в подвальные залы находится именно там, где он и был на протяжении веков. Только можно подумать, что раньше вход был очень низкий и людям приходилось просто проползать в помещение. Конечно, такого не было. Просто за три века нарос культурный слой земли, поэтому и кажется, что дверной проём был гораздо ниже.
Главной темой росписей сводов подвальной залы является соколиная охота на лебедя и селезня. Соколиная охота – занятие весьма дорогостоящее. Один охотничий сокол, тренированный стоил цену шести лошадей!!!
Этапы охоты живописно показаны в росписях верхних частей стены и полусводов. Рассматривать следует, начиная с правой стороны от входа. На первом изображении видна торжественная свита государя, царя, первого венчанного, Ивана Грозного и выезд из дворца на соколиную охоту.
Царю подводят коня, все сопровождающие уже готовы к торжественному выезду.
Следующая картина – напротив, на левой стене. Это сцена уже в лесу, на природе. Царю подносят соколов, он надевает крепкие, кожаные перчатки.
Это было необходимой мерой предосторожности, потому что когти у сокола настолько крепкие, что при нападении он перерубал шею лебедя надвое. Поэтому все сокольничьи всегда носили на руках перчатки. И ещё здесь можно обратить внимание на то, что на головках у всех соколов надеты шапочки.
Это было специальным способом охоты – шапочки надевались для того, чтобы сокол не отвлекался на посторонние предметы. А когда время охоты наступало, то шапочки, закрывающие соколу глаза снимали и он стразу же бросался на добычу.
Ещё одна деталь – не следует путать сокольников и сокольничьих. Сокольники – просто слуги, которые следят за соколами, на картине изображены сокольники. Сокольничьий – чин боярина при дворе.
На противоположной входу стене нарисована сама сцена охоты с собаками и дичь.
Интересно задать гостям вопрос – знают ли они, зачем на соколиную охоту брали собак. Сокол сам приносил добычу хозяину, для этой цели собаки были не нужны. А вот для того, чтобы спугнуть добычу – уток, гусей или лебедей – вот для этого собаки были и необходимы. Ведь пернатые могли затаится и просто тихо сидеть, не взлетая. Собаки их вспугивали, а сокол уже ловил. И ещё здесь можно отметить то, что во время охоты скорость сокола достигает 300 км в час. Это скорость поезда «Сапсан», хотя, говорят, что сейчас «Сапсан» идёт медленнее.
Можно рассказать о том, как проходила сама охота. Если охота была соколиная, то она проходила без участия человека. Сокола, предварительно сняв с него шапочку, подбрасывали вверх и он улетал в точку. А затем с высоты, с которой его и рассмотреть было нельзя, камнем бросался на добычу. И не всегда попадал сразу. Иногда промахивался и тогда взлетал ещё раз. Эти взлёты называются “ставкой”. Вот чем меньше таких “ставок”, тем лучше считается сокол.
На стене над дверью изображен итог всей охоты – царский пир. Видно, как перед столом в поклоне стоят сокольничьи.
У них при дворе был особый статус и особая ответственность. За его утрату сокольничий платил своей головой.
И вот на последней картине изображен вдалеке ельник. Юсуповы подчёркивали, что это то самое место, на котором позже был построен дворец Ивана Грозного, а потом и этот дом.
Все росписи были сделаны артелью художников под руководством Морозова. При реставрации было смыто несколько слоёв (до 18!) побелки, штукатурки.
На этом обзор помещений, открытых для просмотра посетителей окончен.
Что касается судьбы Юсуповых и их наследников. В 1919 Юсуповы покинули Россию. Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович – старший уехали в Рим, Феликс Феликсович – младший с семьёй – в Париж. Когда старший Юсупов умер, в 1928 году, Зинаида Николаевна переехала с сыну в Париж.
В конце 30-х годов нацисты неоднократно делали предложения князю Юсупову графу Сумарокову-Эльстону о сотрудничестве, которые он не принял. В отместку нацисты не вернули капиталов, хранившихся в банках Берлина. После войны Юсуповы окончательно разорились. Умер Феликс Феликсович в 1967 году.
Его дочь, Ирина Феликсовна вышла замуж за графа Николая Шереметьева. Их дочь Ксения Николаевна была в России, даже приняла российское гражданство. В 2004 году в семье единственной дочери Ксении Татьяны родилась девочка – Марилья.
http://kraeved1147.ru/yusupovskiy-dvorets/
Серия сообщений "Музеи":
Часть 1 - Коллекции музеев мира → Версальский дворец
Часть 2 - Коллекции музеев мира → Музей Гетти (J. Paul Getty Museum)
...
Часть 38 - Галерея Александра Шилова
Часть 39 - Советские покорители космоса
Часть 40 - Юсуповский дворец в Москве