-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lapushka59

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вязать спицами и читать о династии романовых. люблю путешествовать

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.04.2012
Записей: 3953
Комментариев: 46
Написано: 4006


Без заголовка

Четверг, 04 Октября 2012 г. 16:07 + в цитатник
Цитата сообщения Konstancia Диканька. Путешествуем по Украине

Картинка 11 из 19388

Диканька - большое село, которое занимает по площади довольно солидную территорию в 1172,73 га, поселок городского типа, районный центр с населением более 8,5 тысяч человек. Располагается среди живописных лесов на правом берегу реки Ворсклы в 29 км севернее Полтавы. По ее восточной окраине проходит автотрасса Полтава - Зеньков. Поэтому, чтобы попасть в центр самого поселка необходимо свернуть с этой трассы. Стоит здесь отметить, что до революции 1917 года сама Диканька была небольшим селом, относящимся к Диканьской волости Полтавского уезда.
Как ни один населенный пункт Украины Диканька встретит Вас Триумфальными воротами (аркой) - уникальным памятником архитектуры, который увековечил триумф победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Сооруженная по инициативе Виктора Павловича Кочубея, Триумфальная арка стала историческим символом Диканьки, и ее неповторимым украшением.
Триумфальные ворота были открыты 3 августа 1820 г., как парадный въезд в усадьбу Кочубеев, которые издавна жили здесь (об этом чуть позже), а построены они были в память о приезде в Диканьку императора Александра I (автор проекта - академик архитектуры Луиджи Руска). Интересно, что эти ворота были открыты задолго до того, как аналогичные сооружения были возведены в России - Нарвская триумфальная арка в Санкт-Петербурге по проекту архитектора П. Стасова (1834 г.) и Московские триумфальные врата на Кутузовском проспекте в Москве известного зодчего И.И. Бове (1827 - 1834 гг.)

 


Триумфальная арка. Современный вид. Фото 2011 г.

Триумфальная арка. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.

Недалеко от этого места, в восточной части поселка, вблизи автотрассы, находится еще один не менее значимый, но уже археологический памятник - это следы скифского поселения с пепелища (зольника).

Далее начинается сама Диканька. Происхождение названия Диканька историки связывают с густыми лесами, окружающими ее с давних времен и которые придавали этой местности дикий вид. Также существует версия, что название происходит от фамилий первых поселенцев края - Дикань или Дикий, которые встречаются здесь и поныне. Но, как мы знаем, фамилии также происходили от рода занятий, или от других факторов. Поэтому, все же вероятнее первое предположение, но спорить не буду.
Как уже упоминалось ранее, на территории современной Диканьки были обнаружены следы 3-х поселений ранних скифских времен, которые существовали здесь еще в VII-VI вв. до н.э. Но известной Диканька становится только с середины XVII в. Первые документы упоминают о ней в 1658 году, когда рядом с ней произошел бой между отрядами полтавского полковника Мартына Пушкаря и войсками гетмана Ивана Выговского. А через десять лет на этом же поле состоялась еще одна битва, теперь уже между гетманами Петром Дорошенко и Иваном Брюховецким. Теперь это территория Диканьского регионального государственного парка. Сюда входят Сербинское поле, где полтавский полковник Мартын Пушкарь разгромил Выговского. Здесь же, у Сербинской могилы, в 1668 г. восставшие казаки убили гетмана Брюховецкого.

Здесь мы немного приостановимся, и обратимся еще к одной достопримечательности Диканьки - Николаевской церкви. Церковь эта находится слева по въездной дороге на расстоянии приблизительно 2 километров от Триумфальных ворот.

Как свидетельствуют не только народные предания, но и архивные документы, в седой древности, когда Диканьскими землями владел архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, на одном из пней в лесу близ Диканьки загадочным образом появилась икона святителя Николая. Удивленные прихожане перенесли ее в действующую в то время в селе церковь. Однако на следующее утро иконы в церкви не обнаружили, но опять увидели ее на том же пеньке. Находку возвращали в церковь, но каждый раз она непременно оказывалась снова в лесу. Слава об иконе распространилась, и, чтобы освятить место чуда, решили там построить храм. Так с благословения черниговского святителя, усилиями простых людей и казацкой старшины в 70-х годах XVII века была возведена деревянная Николаевская церковь. На памятном пне установили метровый дубовый крест, а сам храм устроили так, что эта реликвия осталась в его алтарной части. Конечно же, в новом храме Божьем наиболее почитаемой была икона угодника Божия, которая со временем стала неисчерпаемым источником чудотворения, а окружающий лес с тех пор называют Николаевским.

С 1660 года Диканька входила в состав Великобудищанской сотни Полтавского казачьего полка. Прошло время, и архиепископ Черниговский передал Диканьские земли генеральному судье Запорожского войска Василию Леонтьевичу Кочубею - внуку Андрея Кучук-бея - выходца из Крымской Орды (родоначальника), принявшего православную веру и поселившегося на свободных землях "Дикого поля" на левом берегу Днепра, и эта акция была подтверждена гетманским универсалом 1687 года. За тем этими землями владел его сын Василий Васильевич (бунчуковый товарищ (1727), с 1727 по 1748 гг. Полтавский полковник. Скончался 21 августа 1743 г в Жуках где и был погребен). В 1754 году сын Василия Васильевича Кочубея - Павел Васильевич получил благословение Киевского митрополита Тимофея (Щербацкого) и перестроил деревянный храм, расширив его. Церковь в то время стала центром паломничества страждущих и обездоленных людей, которые непрерывным потоком стекались к своему Небесному покровителю и утешителю.

 


Николаевская церковь. Фото 2011 г.

Николаевская церковь. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.

Новая каменная церковь на месте старой деревянной была построена в 1794 году на средства его потомка Виктора Павловича Кочубея (11 ноября 1768 г. - 3 июня 1834 г. Погребен в Петербурге в Александро-Невской лавре), дослужившись в Петербурге до высоких постов придворной иерархии (1799 г.- граф Российской империи, с 1801 года присутствовал по Высочайшему повелению в 1 департаменте при Его Величестве, Член Государственного Совета, министр Внутренних дел (1802), с 1831 года князь) и получившего на это синодальное благословение.
Проект храма был выполнен в стиле классицизма известным зодчим той эпохи Николаем Александровичем Львовым. Кстати, он получал многочисленные заказы от влиятельных вельмож того времени Воронцовых, Завадовских, Безбородко, Кочубеев. Это была одна из первых построек ротондальной формы, приобретавшая распространение в культовой архитектуре того времени.
Храм украшен по фасаду колоннами, а на входе - портиком дорического ордера с треугольным фронтоном. Невысокий (15 метров) и не очень широкий (25 метров в диаметре), он, казалось, парит в воздухе над окраиной леса. Нежно-белая, увенчанная зеленой полусферой купола, с маленькой позолоченной главкой с крестом, церковь прекрасно гармонировала с окружающим живописным пейзажем.
При строительстве Николаевской церкви была впервые применена система двойного купола, это изобретение позже заимствовал архитектор А.Н. Воронихин при строительстве знаменитого Казанского собора в С.-Петербурге. В межкупольном пространстве на третьем этаже Николаевской церкви, куда ведет узкая боковая винтовая лестница, расположенны хоры. На внутренней поверхности большого купола выполнены росписи на библейские темы, среди которых на фоне голубого неба нарисованы ангелы. В барабане купола размещены невидимые изнутри окна, сквозь которые дневной свет освещает центральный зал. Когда церковный хор пел во время службы, то казалось, что его мелодичные звуки доносились прямо с небес, а волшебные звуки песен, исходившие высоко над головой, усиливались еще и прекрасной акустикой храма.
Неразгаданной тайной построения храма являются уникальные "воздушные печи", размещенные между первым и вторым этажами. С их помощью когда-то не только обогревали, но и проветривали помещение, сохраняя постоянную температуру и влажность. И делали это не хуже современных кондиционеров.
В 1851-1852 годах под церковью была обустроена семейная усыпальница. Здесь похоронены пять князей и три княгини из рода Кочубеев. Первым был похоронен сын строителя церкви Виктора Павловича Кочубея - князь Василий Викторович 1812-1850, который прожил всего 38 лет. Камергер двора Его Величества (1845), действительный статский советник. Он служил помощником попечителя Петербургского учебного округа, а прославился как археолог и нумизмат, коллекция монет которого (более 700 штук) была одной из крупнейших и самых ценных в России. Рядом похоронена его жена княгиня Елена Павловна (урожденная Бибикова) 1812-1888. Эти два массивных саркофага сделанны из белого мрамора с тонкой резьбой на крышках. Привезены они были специально из Италии. Здесь же под мраморной плитой в полу похоронена и их дочь княжна Мария Васильевна Дурново (урожденная Кочубей) 1848-1896. Глухую стену склепа украшают удивительной красоты мозаичные иконы неизвестных мастеров.
Также здесь похоронены владелец Диканьки князь Сергей Викторович 1820-1880; его жена княгиня Софья Александровна (урожденная Бенкендорф) 1825-1875; их сын Леонтий Сергеевич 1864-1865, умерший еще в младенчестве; следующий владелец Диканьки - наследник князь Василий Сергеевич 1862-1911 - поручик Кавалергардского полка, адьютант великого князя Владимира Александровича (1887-1890) и его единственный сын - князь Сергей Васильевич 1884-1909 - корнет Кавалергардского полка (1909).
Каждое захоронение имеет свои отличительные черты, отличается конструкцией, цветом саркофагов и их отделкой. До ограбления усыпальницы в 1919 и 1933 годах особенно выделялась позолота склепа. Роскошь, с которой были сделаны Кочубеевские захоронения, поражает и поныне, ведь они не уступали царским. Сейчас от той роскоши мало что осталось. Сдирая золото со склепов, и ища его в саркофагах, осквернители не гнушались ничем. Мраморные плиты были повреждены, а украшения содраны. Отныне мы можем только догадываться о роскоши этого захоронения.

 


Колокольня Николаевской церкви. Фото 2011 г.

Колокольня Николаевской церкви. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.

Но вернемся опять к самому храму.
Уникальным является иконостас храма из мореного дуба, выполненый украинскими мастерами-умельцами, которых специально посылали на учебу в Италию. Поражает замечательная тонкая резьба по дереву, обрамляющая иконы, написанные петербургскими иконописцами.
Также сохранился пол выложенный из мраморных плит серого, белого и черного цветов и киот над тем местом, где похоронены Василий и Елена Кочубей, памятник из черного мрамора и мемориальная доска в честь князя и княгини. Здесь же стоят иконы святого Василия Великого и равноапостольной царицы Елены. Алтарь из белого мрамора поднят на две ступеньки, а справа - из черного мрамора на три ступеньки поднимается то место, где молились Кочубеи.
Из глубины XVII в. пришел к нам и пенек с дубовым крестом в алтаре, на котором была обнаружена икона святого Николая-чудотворца, и которая была причиной основания тогда еще деревянной церкви. Эта чудотворная икона когда-то привлекала к себе многочисленных верующих, которых не оставляла надежда на исцеление или лучшую судьбу.
Побывала здесь когда-то и Мария Ивановна Гоголь-Яновская из Васильевки, находящейся в тридцати верстах от Диканьки. Расстроенная горем от появления уже второго мертворожденного ребенка, в свои семнадцать лет она не раз приходила сюда к образу Святого Николая-угодника, вымаливая жизнь и счастливую судьбу для будущего ребенка. В честь этой церкви и ее чудотворной иконы и нарекла новорожденного сына Николаем. Который впоследствии стал великим писателем и часто посещал Николаевскую церковь. По легенде, именно в ней отпевали Панночку из его повести "Вий".
Рядом с храмом расположена оригинальная каменная колокольня, построенная по проекту архитектора Луиджи Руска, Строительство ее было начато несколько позже и завершено лишь в 1827 году из-за финансовых трудностей. Она представляет собой двухъярусную каменную постройку, для которой специально были изготовлены два колокола - весом 2.5 и 8 пудов. В ясную погоду их мелодичный перезвон можно было услышать даже на окраинах Полтавы.

... После революции церковь претерпела немало горя и разрушений, однако выстояла. В 30-х годах вокруг нее вырубили лес, сняли ограждение - мраморные столбы с массивными чугунными цепями, вывезли каменные плиты мостовой, выложенной для крестных ходов вокруг церкви. В период гражданской войны и голода 1932-1933 годов были разграблены княжеские захоронения в склепе под храмом. Церковь не раз закрывали, но она действовала. В тяжелые годы Великой Отечественной войны верующие собрали солидные средства в фонд Победы, здесь служилась специальная литургия: "... в помощь нашу и подаждь воинств нашему в Имени твоем победит".

В 1963 году закрыли и вскоре здесь организовали атеистический музей. А с 1985 года Николаевская церковь, как памятник архитектуры стала отделом государственного историко-краеведческого музея. Во время этой неразберихи исчезли многие предметы церковного имущества: иконы XVII-XVIII веков, кресты, подсвечники, старинные книги и другие ценные реликвии. И только в 1998 году храм был вновь возвращен верующим. 16 июля 1989 года состоялось его торжественное открытие и новое освящение.

Древний пень, на котором когда-то произошло чудо явления святого образа, и сейчас находится в алтарной части храма. Сама чудотворная икона святителя Николая, как считают современные историки-краеведы, хранится в фондах Полтавского картинной галереи, но реставрации якобы уже не подлежит (!?).

Возле дороги напротив Николаевской церкви находится деревянная ветряная мельница. Когда-то в таких мельницах мололи муку жители украинских сел.

Вообще, как Вы уже успели заметить, Диканька окутана легендами и преданиями. Здесь переплетается реальное с невероятным, прошлое - с настоящим. На этой территории создан региональный ландшафтный парк "Диканьский", на территории которого находится семь памятников природы, в том числе общегосударственного значения - урочище "Парасоцкий лес", "Кочубеевские дубы", "Сиреневая роща", "Еловый лес" и "Пивоварские пруды". А какая здесь красивая природа и чистый воздух.

 


Кочубеевские дубы. Фото 2011 г.

Кочубеевские дубы. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.

Слева от Николаевской церкви на расстоянии 300 м по лесной дороге находится памятник природы, охраняемый Законом Украины с 1964 года - Кочубеевские дубы. Это все что осталось от дубовой аллеи, которая украшала когда-то въезд в первую усадьбу Кочубеев со стороны Полтавы и воспетая Александром Пушкиным в поэме "Полтава". От нее сохранились лишь 4 огромных дерева (одно стоит отдельно, рядом с дорогой, недалеко от лесничества) в возрасте около 800 лет с диаметром ствола 1,5-1,8 м и высотой 20-22 м. По легенде, возле одного из гигантских дубов с 14-аршинным охватом (не сохранился), юная Мария (Матрена) Кочубей встречалась с Иваном Мазепой. Этот дуб так и назывался в народе: дуб Марии или дуб Мазепы. Существует поверье: если прижаться к любому из этих могучих деревьев, то можно и себе перенять его здоровье, мощь и долголетие.

От кочубеевских дубов напрямик через лес (метрах в 500-х) по лесным тропам можно добраться до Пивоварских прудов и Сиреневой рощи. Возможно, это сделать по асфальтированной дороге в объезд, но это будет немного дольше. Название этих прудов происходит от пивоваренного завода Кочубея, который находился рядом. Воду из этих прудов использовали для приготовления этого напитка. Стоит заметить, что Кочубеевское пиво когда-то пользовалось большим спросом в царской России.

 

Сиреневая роща была заложена Виктором Павловичем Кочубеем в 20-х годах XIX в. в карьере глубиной до 5 метров, где когда-то добывалась глина для кирпичного завода. С тех пор эта роща площадью в 2 га стала уникальным памятником садово-паркового искусства. А в народе о роще существует такая легенда:
"... Имел (тогда еще граф) Виктор Павлович Кочубей тринадцать детей. Одна из его дочерей Анна заболела ... Не помогали ей ни столичные развлечения, ни европейские лекарства, ни далекие путешествия. Посоветовали врачи поразить ее чем-нибудь необычным. Вот и велел богатый отец засадить уже ненужную после закрытия кирпичного завода огромную яму сиренью разных сортов, привезенных из-за рубежа, разбить здесь аллеи, поставить беседки ... И вот весной привезли в рощу угасающую Анну. Чтобы набраться в дороге побольше впечатлений, отправили ее из Петербурга окружным путем: сначала в Москву по железной дороге, далее на пароходе по Волге и Каспийскому морю, в конной карете через Кавказ, затем через Черное море и солнечный Крым, а за тем по Днепру. Как и ожидалось, "Сиреневая яма" произвела неповторимое впечатление. Измученная юная Анна повеселела, ей стало лучше. Но отцвела сирень, отошла и жизнь молодой девушки, а "Сиреневая яма" осталась, чтобы каждую весну наполняться неповторимыми запахами и соловьиными мелодиями, чтобы существованием своим исцелять и веселить людей ... "
Пусть легенда остается легендой, но мы немного ее подкоректируем. У Виктора Павловича и его супруги Марии Васильевны (урожденной Васильчиковой) родилось действительно 13 детей, но посмотрим, было ли к тому времени, когда была заложена Сиреневая роща их действительно - 13. К сожалению перворожденные дети умирали в очень раннем возрасте (Александр 1803-1808, Павел 1804-1807, Николай 1805-1811, Андрей 1807-1816, Екатерина 1808-1809). О Елизавете и Елене нет никаких сведений. По этому ко времени закладки рощи в семье было 6 - 8 детей: Наталья 1800-1854, Лев (1810 - 1890), Василий (1812- 1850), Михаил (1816 - 1874), Сергей (1820 - 1880) будущий статский советник и владелец Диканьки, Анна (1813 - 1827). Вот как раз о последней и идет речь в легенде. Существует еще один вариант легенды, что девушка страдала от первой любви, ну что же можем принять и его, но примите во внимание ее возраст.

С того времени прошло много лет. Не стало в этой местности Кочубеев. Заросла Сиреневая роща, выродились кусты сирени. Не стало больше того многообразия красок и былой красоты... Последние годы ее несколько расчистили и привели в порядок: обновили дорожки, расчистили кустарники, поставили скамейки. Но, все равно, побывав здесь впервые, я ожидал увидеть нечто более прекрасное и разнообразное чем кусты обычной (даже не декоративной, разноцветной) сирени. Неужели, действительно, невозможно воспроизвести тот Кочубеевский рай, а не только рекламировать само его название.
Чуть ниже по дороге от Сиреневой рощи, на живописной южной окраине Диканьки, у Пивоварских прудов, по обеим сторонам которых раскинулись знаменитая Сиреневая роща и, посаженный в 1908-1910 годах на площади 4,5 га, еловый лес, ежегодно в мае в дни, когда расцветает сирень, проводится своеобразный праздник "Песни Сиреневой рощи". Здесь создана зона отдыха, место для народных гуляний и проведения различных праздников.

Путешествие одного дня. Диканька

 


Ворота в усадьбу Кочубеев (восстановленные). Фото 2011 г.

Ворота в усадьбу Кочубеев. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.

Если ехать прямо по дороге, которая нас привела от Триумфальных ворот до поворота на Николаевскую церковь, то подъедем к месту, где именно располагалась родовая усадьба Кочубеев. Да, да именно только места. В свое время советская власть так ненавидела все, что было связано с историей дворянства, что бывшие усадьбы дворян или превращали в хозяйственные помещения или вообще сносились (мне стыдно, что до сих пор на территории Полтавского края существуют такие горе-памятники нашей истории, до которых нет никому дела). Так произошло и с родовым дворцом Кочубеев. Его вообще больше не существует. И то, что чудом сохранилось на уцелевших фотографиях, может только "бледно" отобразить все величие и красоту бывшего имения Кочубеев. Не осталось даже фундамента. Сам дворец разграбили и сожгли с целью предотвращения возвращения этих богатств владельцам под руководством комиссаров сами Диканьские крестьяне. А когда-то этот замечательный архитектурно-природный ансамбль был одним из лучших усадебно-парковых комплексов конца XVIII - начала XIX веков. До сих пор привезенные с разных концов света американские акации, английские тополя и пирамидальные дубы-красавцы, где не где украшают ландшафт бывшей усадьбы Кочубеев. На месте бывшего дворца теперь расположены дома крестьян с приусадебными участками. Не существует и роскошного сада с его аллеями и фонтанами. На его месте пустырь, заросший бурьяном. А пруд заилился и порос осокой.


Все, что осталось от усадьбы Кочубеев

        
Дворец Кочубеев. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.
Пруд и дворец Кочубеев. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.


Кочубеевский пруд

А когда-то ... после реабилитации Василия Леонтьевич Кочубея и возвращения его родне имущества род обогатился. Его сын Василий Васильевич избирается полковником Полтавского казачьего полка, а внук статский советник Павел Васильевич Кочубей, получив по завещанию Диканьку, строит в 1780 году на месте деревянной Крестовоздвиженской первую каменную Троицкую церковь (о ней немного позже).
Саму же княжескую усадьбу, создав здесь замечательный природно-архитектурный ансамбль - крупнейший на Полтавщине и один из лучших в Украине, заложил Виктор Павлович Кочубей. Для строительства усадьбы, равно как и Николаевской церкви, о которой я рассказывал раньше, он пригласил своего хорошего петербургского друга, талантливого мастера Николая Александровича Львова. Первым произведением этого архитектора в Диканьке стал Свято-Николаевский храм. Львов был всесторонне одаренным человеком, поражал современников глубокой эрудицией, широтой взглядов, неисчерпаемой энергией. Он оставил после себя память не только как о выдающемся архитекторе, но и как об известном поэте, искусствоведе, музыканте, инженере-изобретателе, мастере садово-паркового строительства.
Благодаря именно уникальности этой усадьбы, красоту которой следует поискать, и гостеприимству ее хозяина, в Диканьке побывало немало известных деятелей отечественной и мировой культуры, а памятники архитектуры и некоторые остатки садово-паркового искусства, которые сохранились до наших дней, вызывают большой интерес.
Побывала здесь и всемирно известная художница Мария Башкирцева, путешествуя по Европе, России и Украине. Ее поразило увиденное. По ее воспоминаниям: "По красоте сада, парка, сооружений Диканька может соперничать с виллами Боргезе и Дориа в Риме..."
А кто как не сам Николай Васильевич Гоголь навеки прославил Диканьку. Отсюда и начинается тот волшебный и сказочный малороссийский гоголевский край, который дал великому художнику слова силу и воодушевление для творчества.

Вот мы и подошли еще к одной достопримечательности Диканьки Троицкой церкви (арх. Н. Орлов). Находится она в центре поселка на улице Пушкина, 14. Троицкая церковь - памятник архитектуры, которая также тесно связана с творчеством Гоголя, который часто бывал в ней и изобразил в знаменитых "Вечерах на хуторе близ Диканьки" ("Ночь перед рождеством"). Как говорится в народных легендах, стены этого храма были искусно расписаны сельским кузнецом Вакулой. Гоголь написал об этом так:“Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т…цкой церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа…” Эти строки, начиная с первого издания повести в Санкт- Петербурге в 1831 году, продолжают привлекать внимание миллионов читателей во всем мире, ищущих границу между мифами и действительностью в творчестве Н. В. Гоголя. Как утверждали старики, в Троицкой церкви действительно были яркие картины с изображениями святого Петра, евангелиста Луки и Страшного Суда. Никто этого не может сейчас ни подтвердить, ни опровергнуть, однако, в Диканьке фамилия Вакуленко одна из самых распространенных...
К сожалению, эти творения Вакулы до сегодняшнего дня не сохранились. Кстати, диканчане не забыли земляка прославившего их поселок. В центре Диканьки в городском саду в 1952 году Николаю Гоголю был установлен памятник (ск. Л. Ильченко). Но возвратимся к истории самой церкви.
Построена она была на месте деревянной Крестовоздвиженской на средства внука казненного гетманом Иваном Мазепой генерального судьи Запорожского войска Василия Кочубея, бунчукового товарища Полтавского казачьего полка (1759) Павла Васильевича Кочубея, Полтавского подкомория (1766-1772), надворного советника (1774), а за тем статского советника. Диканьку Полтавской первой полковой сотни по завещанию отца он получил в 1743 г. Проживал здесь с 1759 г. Скончался 26 июля 1786 г.

Напротив, через овраг, еще со времен Хмельнитчины стояла другая деревянная церковь - Иоанна Златоуста, возле которой на большой поляне среди сплошных лесов селились казаки и крестьяне, бежавшие из-под ига польской шляхты с Правобережной Украины. Они были здесь первыми поселенцами, основали слободку, название которой - Перчанка - сохранилась до наших дней. Далее на выгоне возвышалась еще одна деревянная церковь - Рождества Богородицы, а прямо посреди леса, на окраине села, стояла знаменитая Николаевская, построенная еще в 70-х годах XVII века (в то время тоже деревянная). Так, от Троицкого храма и началось строительство в Диканьке каменных культовых сооружений.

В плане - крестообразная, построенная в стиле позднего барокко. Округлые ее углы оформлены пилястрами и прямоугольными колоннами, стены оформлены большим количеством лепных украшений и заканчиваются высокими карнизами. Композиционно - это однокупольная церковь с четырьмя полукуполами. Оригинальной особенностью этой церкви было то, что к тому времени ее пол был вымощен чугунными плитами, под которыми открывались тайные ходы в Диканьские подземелья.
Церковь имела два тайных входа в подземелье: один соединялся с системой подземных ходов, вырытых под поселением для защиты от внешних врагов, второй вел в склеп под церковью у правого клироса, в котором в 1786 году был похоронен Павел Васильевич Кочубей и его жена Ульяна Андреевна Безбородко дочь генерального судьи (1742 - 24 марта 1777 г.) - сестра всесильного фаворита Екатерины II графа А.А. Безбородко, чьими руками фактически направлялась внутренняя и внешняя политика царской России того времени.

С западной стороны храма в 1781 году была построена двухъярусная четырехугольная колокольня, значительно ниже церкви, с простым декором. Церковная территория была обнесена металлической оградой, здесь же находилось кладбище, на котором еще со времен предыдущего существования, Крестовоздвиженского, храма хоронили местную знать. Как свидетельствуют народные предания, именно на этом кладбище (а не в селе Жуки) покоится прах выдающегося казачьего летописца Самуила Величко.

Троицкая церковь расположена в историческом центре села, ходили в нее преимущественно казаки, а также богатые мещане, жившие неподалеку. Более всего прихожан собиралось здесь в день Святой Троицы - тогда правился молебен в память "убиенных" в походах и боях Диканских казаков, из ризницы выносилась большая чаша из чистого золота с надписью "За упокой Павла Кочубея 1786 г. ". Рядом была открыта и церковно-приходская школа, которая славилась высокой успеваемостью, а отличницы учебы получали "за Отличные успехи и благонравие" именные "Святые Евангелия" из рук княгини Елены Константиновны Кочубей (Помещение школы сожжено немцами в годы оккупации).

В годы гражданской войны храм стал ареной борьбы между сторонниками различных партий и течений, здесь и произошло убийство тогдашнего дьяка по фамилии Менглевский. А в 30-х годах вокруг памятника культуры прошлого малограмотные "активисты" и "строители счастливого будущего" сняли ограждение, вырубили деревья, разобрали до последнего кирпичика колокольню, а с самой церкви снесли купол, затем, растащили колокола, иконостас, кресты и другие бесценные исторические и церковные реликвии. Слава Богу, кто-то предусмотрительно еще в бурные революционные дни замуровал и замаскировал под чугунным полом вход в склеп Кочубеев.

До войны полуразрушенную церковь использовали как зернохранилище, а после войны в ней долго хозяйничали торговцы, поскольку здесь разместились склады райпотребсоюза. Когда же стал заваливаться купол (ибо церковь все эти годы никто даже не ремонтировал), по сути уже руины храма были оставлены на произвол сорнякам.

Судьбу возрождения Троицкого храма решило возрождение Гоголевских мест в Украине к 175-го юбилея писателя, который приходился на 1984 год. Тогда восстановили родовое имение классика в с. Гоголево (бывшая Васильевка) Шишацкого района и открыли музей-заповедник.
Также было предусмотрено восстановление Диканьского храма - как памятника, увековеченного великим писателем в своем знаменитом произведении. Но из-за отсутствия хоть каких-либо чертежей или хотя бы изображения внешнего вида святыни проектные организации в титульные списки восстановления Троицкую церковь так и не внесли. Однако Киевский институт "Укрпроектреставрация" на основе открытки (!) разработал необходимую документацию, и осенью того же 1984 года возле церкви впервые появились рабочие-реставраторы Полтавского участка Черниговской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской. Они вырубили сорняки и кустарники внутри и вокруг руин, сняли с притворов ржавое железо. Медленно, с продолжительными и частыми остановками, преодолевая финансовые трудности, возрождался храм. В его восстановлении и ремонте приняли участие многие диканчане.

Каждый год вехи этого поистине всенародного восстановления фиксировались на фотопленку, и сейчас эти уникальные снимки сохраняются в Диканьском государственном историко-краеведческом музее. Там, кстати, экспонируется также и уникальная почтовая открытка 1902 года, благодаря изображению на которой Диканьская святыня была возрождена почти в первоначальном виде, а еще - дореволюционные фотографии склепа под церковью с захоронением основателя культового памятника П. В. Кочубея и уникальный железный сундук ручной работы XVIII века, который служил сокровищницей в этом храме. По преданию, этот ящик украшал все тот же гоголевский персонаж - кузнец Вакула.

Восстановление храма велась почти десять лет. Возрожденная Свято-Троицкая церковь открылась и была заново освящена на Пасху в мае 1993 года. Такова печальная и одновременно интересная история этого старинного храма.


Улица Диканьки. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.
Почта Кочубея в Диканьке. Фото В.А. Светличного, конец XIX в.

Наконец мы в центре самой Диканьки. Здесь также не мало интересного. В украшенном мозаичным орнаментом белом двухэтажном здании по улице Ленина, 68 расположился Диканьский историко-краеведческий музей имени Д.М. Гармаша.
Музей был создан в 1959 году по инициативе педагогического коллектива Диканьской средней школы. Много сил, энергии, времени отдал его организации учитель истории Т.А. Перцюк, чей труд на ниве историко-краеведческой и поисковой работы был отмечен ордером "Знак Почета".
Вначале музей действовал на гражданских началах, в 1967 году ему было присвоено звание народного, а с декабря 1978 года музей стал государственным.
Здесь представлено свыше 7600 экспонатов, за каждым из которых - кропотливые поиски музейных работников и местных энтузиастов, научные исследования.
В девяти залах музея размещены материалы по археологии, этнографии, истории, культуры. Они знакомят с далеким прошлым Диканьки сел района. Об истории края в годы советской власти, подвиги диканьчан в годы Великой Отечественной войны, то, что происходило в послевоенные годы, о нынешнем времени.

Находясь в центре поселка нельзя не обойти Мемориальный комплекс на площади Славы. 7255 уроженцев Диканьского района пошли на фронт, около 4200 из них пали в борьбе с фашизмом. Верные сыны и дочери народа заплатили своей жизнью за Победу, а их имена занесены в Книгу памяти Украины (том 4-Полтавская область) и высечены на обелисках у Вечного огня в Диканьке и по центрам сельских советов района. Шесть уроженцев района за мужество и отвагу удостоены звания Героя Советского Союза: С.Ю. Войтенко, И. И. Даценко, М. К. Терещенко, П. П. Гордиенко, И. И. Спичак, Г.Е. Гапон.

В центре поселка Диканька в парке имени Н. В. Гоголя находится братская могила жертв фашизма. Здесь захоронено 11 советских граждан, были расстреляны фашистами в 1941-1943 годах. В 1957 г. на могиле установлена вертикальная стела из гранита и памятная надпись.

 

25 сентября 1941, упредив запланированное наступление гитлеровцев на Диканьку, дивизион "катюш" дал залп по группировке немецко-фашистских войск, сосредоточенном перед атакой в урочище Переруб близ Диканьки. За 10 секунд было выпущено 192 снаряда. Это был один из первых в Украине залпов прославленных "катюш". Сегодня на месте наблюдательного пункта штаба 4-го гвардейского минометного полка под командованием майора Несторенко А.И. стоит памятный знак. В 1973 году в центре Диканьки, на постаменте была установлена ракетная установка "Катюша", военная автомашина БМ-13 с ракетным минометом. В 2009 году памятник боевой машине был отреставрирован.

Есть в Диканьке памятное скорбное место. Здесь, в Дзюбином Овраге, немцы расстреляли около 300 советских граждан, оставленных для подпольной работы, сельских активистов, мирных жителей и военнопленных. Возле Дзюбиного Оврага установлен знак, на котором выбито: "В память о советских гражданах, расстрелянных на этом месте немецко-фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны".

Также может Вас заинтересовать подземный монашеский скит (XVII века) в 5 километрах от Диканьки, состоящий из 8 пещер.

Вот и закончилось наше небольшое путешествие по прославленной Диканьке. В нем я пытался кратко, но как можно наиболее полно рассказать Вам об истории этого невероятно красивого края, о его людях и событиях. Больше информации можете найти на указанных ниже сайтах. Благодарю Вас за внимание!

Усадьба Кочубеев. Фото конца XIX в.


Каштановая аллея от ворот ко дворцу

Дворец Кочубеев со стороны въезда в усадьбу

Дворец Кочубеев

Дворец Кочубеев

Дворец Кочубеев со стороны пруда

Дворец Кочубеев. Хозяйственные постройки

Розариум, парники, оранжереи

Манеж конного завода княгини Е.К. Кочубей

Вид на дворец со стороны пруда

Теннисные корты

 

Рубрики:  УКРАИНА

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку