Всё об успехе... |
«Я вообще преклоняюсь перед многими художниками, музыкантами и писателями… Я всегда волнуюсь, встречаясь с человеком, чья работа повлияла на меня каким-то образом. Я могу прочесть книгу, которая глубоко меня затронет или наведет на мысль, ранее не приходившую мне в голову. Какая-нибудь песня или стиль исполнения могут взволновать или тронуть меня и стать настолько любимыми, что я готов их слушать бесконечно. Рисунок или картина могут открыть вселенную...»
Майкл Джексон
Этим постом мы хотим предложить читателю разделить досуг с Майклом Джексоном как культурным потребителем, то есть как человеком со своими художественными вкусами и предпочтениями в мире творческих продуктов его времени. Нам известно, что собственный талант артиста питался из источников достигнутого его предшественниками и современниками из числа коллег в певческом и танцевальном искусстве. Но интересы артиста простирались далеко за его область творчества, охватывая смежные сферы искусств. Поклонники уже давно составили список того, что любил читать, смотреть Майкл, и, в том числе, что предпочитал коллекционировать. Это дополняет знание о нем как о человеке, потому что, перефразируя известное изречение о друзьях, мы можем быть уверены и в этой констатации: скажи мне, что ты читаешь и смотришь, и я скажу, кто ты.
Сегодня мы предлагаем посмотреть мировой бестселлер из числа кино-предпочтений артиста, особо любимых им, к которым относятся, как минимум, «Три балбеса» (трио комиков Мо Ховард, Ларри Файн и Кёрли Ховард (1922-70-е годы)), комические шедевры Чарли Чаплина, злободневная лента «Убить пересмешника», фильм С. Спилберга «Инопланетянин». Несмотря на явную «детскую» направленность художественных вкусов артиста, фильм «Всё о Еве» (1950 г., США) относится к взрослому интеллектуальному кино, смыслы которого уже больше 70 лет являют миру одну из ярких квинтэссенций человеческой природы вне национальных и временных границ. Хотя они ассоциируются, прежде всего, с «американской мечтой» из-за страны создания этого фильма, но констатируют священные приоритеты всеобщего человека в его желании проявить себя и вечного, неустанного стремления человеческого ЭГО к успеху и признанию как атрибутам счастья.
Кино-бестселлер является одним из самых популярных и знаменитых за всю историю не только американской киноиндустрии, но и мировой. Несмотря на то, что он спустился с 16 места в 1998 году на 28-е в 2007 в каталоге «100 лучших американских фильмов за 100 лет по версии AFI», его успех по числу 14 номинаций на премию «Оскар» смогли повторить только «Титаник» (1997 г.) и «Ла-Ла-Ленд» (2016 г.). Из заявленных номинаций фильмом было выиграно шесть «Оскаров», в том числе в качестве «лучшего фильма». В 1990 году история «Всё о Еве» внесена в «Национальный реестр» Америки.
Примечательно то, чему отдали предпочтение судьи, отмечая премированием достоинства фильма. Наряду с «лучшим актером второго плана, лучшими костюмами и записью звука» был особо выделен и заслуженно отмечен создатель фильма Джозеф Лео Манкевич в своем амплуа сценариста и режиссера. Притом, что Манкевич выделялся с самого начала своей карьеры в качестве одного из самых интеллектуальных авторов, добросовестных и талантливых режиссеров в работе с актерами. В добавление к яркому актерскому составу, который способствовал немалому успеху кино-шедевра, это была несомненная победа сценариста и режиссера фильма.
Джозеф Манкевич – Водолей по гороскопу (11. 02. 1909 г. – 1993 г.). Это во многом определило его творческое кредо – ставка на умное кино в русле направленности Воздушного Знака, которые отвечают за яркое проявление ментальной части человеческой природы в творческом самовыражении. Начиная с 1946 года, когда режиссер получил возможность ставить фильмы по собственным сценариям, общественное мнение отметило их высокий интеллектуальный (Уран) уровень, нетривиальность (Уран) сюжетных линий и остроумный (Уран) взгляд на вещи с не менее умными диалогами и поведением героев. Например, по поводу комедии «Забывая про всех других»(1934) критики сошлись на том, что «Манкевич в своём сценарии смог умно и ловко соединить лучшие личные черты всех трёх звёзд» и что фильм является «умным и находчивым, вобравшим много смешного в действии, ситуации и диалоге».
В карте Манкевича мы находим много параллелей с гороскопом Майкла Джексона в части интеллектуальных показателей. И, прежде всего, это почти идентично заполненный 3 Дом, которым управляет планета мышления и ума Меркурий. Водолей как Знак Солнца сравним с положением в этом Доме Урана во Льве артиста (Солнце как управитель Льва). Вспомним отзыв Элизабет Тейлор в предисловии к «Танцуя мечту», который описывает Огненный аспект Урана во Льве в карте артиста: «Майкл – словно губка, он всегда старается учиться. Он так умен, что почти пугающе ярок… У него очень острый ум, он интеллигентен, и он коварен…» Соединение Урана и Меркурия (аспект инсайда и интеллектуальности) во Льве равнозначен соединению Солнце-Меркурий в Водолее у известного режиссера, только более непосредственным образом осуществляющему императив Солнца (у артиста оно стоит в 4 Доме, но тоже в Знаке Меркурия).
Карта Джозефа Манкевича Карта Майкла Джексона
В обеих картах мы видим близкое сочетание планет Уран-Венера-Меркурий, у Манкевича – разнесенность Урана и Венеры по Домам, но одного управления Уран/Сатурн. Все вместе это указание на высоко интеллектуальный подход к творчеству, писательский дар (способность техническим образом (Меркурий) донести творение (Венера) до слушателей/зрителей), поиск новых (Уран) подходов и способов в подаче смыслов. Несмотря на то, что эти «умные» аспекты Майкл проявил в музыкальном творчестве, именно благодаря им он стал автором песенных текстов и книги «Танцуя мечту» и всегда непосредственно мечтал стать писателем или рассказчиком, чтобы, вооружившись идейно-пламенными планетами во Льве, вести за собой людей в качестве миссионера. Следующий отрывок очень ярко передает накал и воодушевление Огненных аспектов артиста в 3 Доме рассказчика и писателя Меркурия:
«Мне всегда хотелось научиться рассказывать истории, понимаете, истории, исходящие из моей души. Мне бы хотелось сесть у огня и рассказывать людям истории – чтобы увлечь их, вызвать у них смех и слезы, чтобы я мог повести их за собой куда угодно с помощью всего лишь обманчивых слов. Мне бы хотелось рассказывать им истории, которые волновали бы их души и преображали их. Меня всегда тянуло к этому. Вы только вообразите, как должны себя чувствовать великие писатели, зная, что обладают такой властью. Мне иногда кажется, что и я мог бы так. Эту способность мне бы хотелось в себе развить. В некотором смысле сочинение песен требует тех же навыков, создает эмоциональные взлеты и падения, но рассказ – это набросок. Это ртуть. Очень мало написано книг об искусстве рассказа, о том, как завладеть слушателями, как собрать людей вместе и позабавить их. Ни тебе костюма, ни грима, вообще ничего, – просто ты и твой голос, и твоя могучая способность повести их за собой куда угодно, преобразить их жизнь, хотя бы на несколько минут».
Разность природы интеллектуальности в картах объясняется архетипическим нюансом от Воздушного Водолея – у Манкевича (экспериментирование ментальными конструкциями и умозрительными плоскостями смыслов). И присутствием идейно-вдохновляющего Льва в 3 Доме Меркурия – у Майкла Джексона.
На интеллектуальные характеристики в обеих картах накладываются Огненные Сатурны – конструктивная, глубокая идейная мудрость – аспект гуру, духовных и профессиональных авторитетов, учительский аспект. У Манкевича Сатурн в Овне проявился в качестве непосредственно творческого на куспиде 5 Дома, то есть в его деятельности в качестве режиссера. Режиссер – организатор (Сатурн) коллектива (Уран) работников, где у каждого свое рабочее место в процессе (иерархия Сатурна) и которые объединены (Уран) одной целью добиться определенного результата (Сатурн как материальная планета). Сатурн – создатель системы способов и правил для поддержания дисциплины, концентрации на деле и слаженной работы всех звеньев и осуществляет абсолютную власть над процессом и своими подчиненными. В аспекте Сатурн в Овне мы видим сращивание трудных принципов спонтанности Огня и мудрого терпения и глубокого погружения Сатурна, как и в Стрельцовском Сатурне артиста, и это один из ярких показателей профессионализма (Сатурн) творческой личности в ее яркой индивидуальности (Огонь).
Аспектами результативности в обеих картах являются аналоги – Уран в Козероге (у Манкевича) и тригон Уран-Сатурн (у Майкла). А также аспект классики в качестве статуса, который получили творческие продукты и достижения этих создателей – секстиль Венера-Сатурн (у Манкевича) и тригон Венера-Сатурн (у артиста). Произведения, выходящие из рук и мозговых центров таких творцов, пополняют сокровищницу мировой классики.
Вернемся к карьерным шагам Джозефа Манкевича. Через два года после того, как в 1933 году он стал работать на студии «Metro-Goldwyn-Mayer», глава корпорации Луис Майер принудил (Сатурн) талантливого автора и режиссера к продюсерской работе на студии. Со временем на этой почве возник конфликт Манкевича с руководством компании, который он охарактеризовал в духе непокорного и независимого Водолея: «Я чувствовал потребность ставить фильмы, так как не мог переваривать то, что делалось с фильмами, сценарии которых я писал». Как мы видим, оба творца столкнулись на первых порах своего становления с экстериоризованным (в роли других людей) Сатурном в качестве влиятельных и авторитетных, но властных и сдерживающих начальников/наставников. В жизни Майкла, как мы помним, в этом качестве выступил Берри Горди, глава «Мотаун». Такая же ставка на независимость была предпринята им в ситуации с лейблом с соответствующими прогрессивными (Уран во Льве как управитель 10 Дома карьеры) последствиями для творчества.
А в карьере Манкевича это проявилось таким образом, что следующий партнер, студия «20th Century Fox» удовлетворила художника в том, что являлось его главным природным предпочтением, «дала ему свободу (Уран) писать, продюсировать и режиссировать, или делать это в любой комбинации». Остроумная комедия «Письмо трем женам» (1948) укрепила репутацию создателя как одного из самых грамотных (Уран и Сатурн как второй управитель Знака Водолея) режиссеров Голливуда. Победив как «лучший фильм», эта работа принесла также два первых «Оскара» лично автору – за «лучший оригинальный (Уран) сценарий» и «лучшую режиссуру (Сатурн)».
Следующим событием стала лента «Всё о Еве», благодаря которой ситуация с награждением опять повторилась в двойном амплуа, а сам фильм стал величайшим достижением автора и всего классического Голливуда, пополнив мировою художественную сокровищницу и разойдясь на цитаты. Журнал «Variety» назвал картину «грамотным, зрелым фильмом самого высокого калибра», а «New York Morning Telegraph» пришёл к заключению, что «это, наверняка, самый остроумный, самый потрясающий, самый зрелый и самый грамотный фильм из когда-либо сделанных на тему о нью-йоркской сцене… Это блестящий, искромётный, великолепно написанный и превосходно сыгранный рассказ о драматическом театре». Достижениям высокого уровня в обеих картах способствуют артистические Луны – в Весах (Венера) и Рыбах (Нептун). Марсы под управлением Юпитер/Нептун – в Стрельце (у Манкевича) и в 12 Доме (у Майкла). И сильные в творческом отношении Нептуны (Водные) – в Раке и Скорпионе, что очень немаловажно для плодотворного и полнокровного осуществления в творческой профессии.
Следующая параллель также сближает двух деятелей в плане трудностей и нападок, которым они несправедливо подвергались в связи с честным и бескомпромиссным отношением к жизненным реалиям. Фильм режиссера «Что скажут люди» (1951) ознаменовался профессиональным скандалом, несмотря на то, что «большая заслуга в создании этого впечатляющего фильма принадлежит очень зрелому и грамотному сценарию Манкевича» (журнал «Newsweek»). Но время создания фильма совпало с периодом «охоты на ведьм» во время слушаний в Конгрессе США по расследованию антиамериканской деятельности, когда Голливуд принуждался (Сатурн) соответствовать «американским ценностям». Герой фильма, врач по профессии, оказывается в ситуации обвинений по поводу этики своего осуществления в профессии.
Сюжет фильма, который оканчивается победой героя, был воспринят как выпад против кампании за «американские ценности», тогда как Манкевич отрицал эту связь, возвестив о своей аполитичности (Уран). Тем не менее, он стал мишенью антикоммунистической истерии в Голливуде. Будучи президентом Гильдии кинорежиссеров он ратовал против (Уран) принуждения (Сатурн) принимать клятву верности членами Гильдии как необходимое условие их членства. Как и его герой в фильме, Манкевич в своей позиции был поддержан коллегами против антикоммунистов, но не захотел оставаться в Голливуде и переехал в географически прямо противоположный район Новой Англии, что на северо-востоке США.
В качестве независимого (Уран) кинематографиста Манкевич снял оскароносную картину «Юлий Цезарь» (1953) с Марлоном Брандо, которая на сегодняшней день является одной из лучших экранизаций У. Шекспира. Следующей заметной вехой стал фильм по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса «Внезапно прошлым летом» (1959). Он прогрессивно для осознания общественности «затрагивал такие шокирующие для своего времени темы, как гомосексуализм, инцест, лоботомия, даже каннибализм», прокладывая дорогу взрослым темам о сексуальном экспериментировании и психологических «нестандартах» (Уран) человеческой природы и отношений (Венера) в творчестве кинематографистов следующего голливудского этапа.
Далее последовавшее участие Манкевича в съемках пеплума «Клеопатра» (1962) оказалось настолько обременительным, энергозатратным и неудовлетворительным для режиссера-перфекциониста, что «после трёх плодотворных десятилетий карьера Манкевича так и не восстановилась после обременённой скандалами «Клеопатры» (кинообозреватель Ричард Натали). Эпопея, страдающая гигантоманией сюжета, декораций, массовки и вложенных финансовых средств, не только поставила на грань банкротства саму кинофирму «20th Century Fox». Она практически «похоронила» (Сатурн) под своим грузом мнение Манкевича о себе как о художнике из-за чувства не достаточно хорошо сделанной работы. Во время съемок, работая на износ днем и ночью, к тому же он опять подвергся безжалостному остракизму как сценарист, начав работу практически с нуля, в частности, с полного переписывания сценария, после ушедшего с поста режиссера Р. Мамуляна.
Все эти проблемы осуществлялись за счет квадратуры Марс в Стрельце – Юпитер в Деве. Юпитер в Деве в 10 Доме карьеры (метка популярности, известности) – ставка на большую скрупулезную работу, способность к рутинной работе – аспект перфекционизма, идентичный Солнцу в Деве у музыканта. Этот аспект в статусе «изгнания» был тормозом для сильного по Дому и Знаку Марса в Стрельце натива. Подгоняющее влияние Марса мешало скрупулезной добросовестной работе, потому что на съемках фильма проявилось в несопоставимых объемах, что «сломало» Юпитер Манкевича в смысле его способа самоутверждения как ответственного и добросовестного работника, на которую он делал ставку для своей самооценки. Тогда как в спокойных условиях и вне чужого влияния он умел из этого трудного аспекта сделать инструмент, сочетающий целеустремленность и заядлую работоспособность, чтобы добиться идеального результата.
Несмотря на то, что работы Манкевича на протяжении его карьеры встречались неизменно с восторгом и лишь изредка сдержанно, через 10 лет после злополучной «Клеопатры» режиссер оставил свое поприще, мотивируя уход тем, что «ему не нравится то, что хотят зрители». Это говорил Меркурий в Водолее режиссера, идущий в разрез с низким обывательским мышлением, клише и стереотипами в сознании. И это тоже характеризует Знак его Солнечного положения как природу человека-художника, стремящегося к масштабному, оригинальному и умному постижению реальности вне консервативных рамок (Сатурн) и обывательских (неразвитый Сатурн) смыслов. Именно за свежий взгляд на вещи, вскрывающий истинную сердцевину любой природы, разумный скептицизм «срывания масок», остроумный юмор творчество Манкевича настоящим образом выделяется в ряду американских деятелей прошлого века. В обеих картах этим тенденциям способствует «умозрительный» Плутон – в Близнецах на Восходящем Узле (у Манкевича) и в Деве (у Майкла Джексона). Что есть социальные и психологические трансформации, осуществляемые благодаря глубокому мыслительному подходу нативов как творцов, чтобы способствовать улучшенным версиям природы человека.
Так, обозреватель «Нью-Йорк таймс» Винсент Кэнби восхищался «едким скептицизмом, освежающим здравым смыслом, наступательным порывом и огромной технической виртуозностью его работ». Манкевич, по словам Кэнби, «всегда обладал уникальным даром создания человеческого, всестороннего и умного диалога», а его лучшие фильмы обладали «масштабом романов». Как написал критик Ричард Корлисс, «в свои лучшие годы в середине (20) века Манкевич писал подлинные «экранные пьесы», полные оглушительной ярости, всегда заботясь о том, чтобы они выражали нечто значимое (Уран/Сатурн)». Питер Флинт замечал, что «Манкевич был режиссёром с языковым даром и сценаристом с режиссёрским глазом. Многие его фразы стали классикой киноязыка, а его наиболее памятные фильмы и сцены изящны и афористичны». Обозреватель Ричард Натали отмечает, что «его сложные, острые диалоги и истории, которые развивались с использованием закадрового повествования и сложных временных структур (Сатурн), стоп-кадров и флэшбэков (Сатурн), цитируются критиками как его самый долговечный (Сатурн) вклад».
Все характеристики здесь описывают художника-Водолея в лучшем выражении природы его управителей Урана и Сатурна, что воплотилось и в его двойном амплуа: «Написание сценария (Уран) и постановка (Сатурн) фильма не могут и не должны быть разделимы». По причине обладания здравым смыслом (Сатурн) режиссер критически отнесся к новому голливудскому кино. В 1991 году в интервью газете «Лос-Анджелес Таймс» он сказал: «Только не выставляйте меня противным, раздражительным (Уран) старым (Сатурн) высокомерным (Уран) типом, который ненавидит Калифорнию и чувствует свое превосходство. Мне лишь немного грустно по поводу фильмов, которые делают сейчас». Здесь в гениальном художнике, конечно, грустит перфекционист Сатурн с Юпитером в Деве и интеллектуальный умница Уран, подчеркнутый «остроумным» и «далеко видящим» Меркурием в Водолее в собственном 3 Доме. Профессионалу с инсайдовскими аспектами от Урана, когда он способен прозревать далекое будущее и мгновенно оценивать реальность, сложно не доверять.
В обеих картах идентичные аспекты Уран-Венера (любовь-дружба) наделяют мужчин романтическим обаянием, за которое отвечают притягательные Луны – от любящей Венеры и магнетического Нептуна. Джентльменская и дружественная, но отстраненная (Уран) настройка делала их секс-символами для всеобщего притяжения вне обывательских смыслов, чему в немалой степени способствовал их личный морально-этический кодекс (Юпитер в Весах одного и Луна в Весах другого натива). Аспект отстраненности, дистанцирования в близких отношениях – Луны в 10 и 11 Домах под одними управителями Ураном и Сатурном. В то же время партнерская в Весах Луна Манкевича, более откровенный, чем у Майкла, Марс в 1 Доме и особенно тригон Солнце-Луна санкционировали и облегчили опыт брачных отношений (он был трижды женат). Но смена партнеров обусловлена, как минимум, легкой ментальной, более подходящей для дружбы, природой светил и бескомпромиссным Сатурном в 4 семейном Доме на куспиде 5 Дома любви. А за прекращение отношений в виде разрывов отвечает квадратура Луны (семья, жена) к Урану и Венере.
Так, Шипман отмечает, что «в личном плане Манкевич любил компанию тех, кто говорит прямо и реалистично (Сатурн в Овне), как бы грубы они не были. Он ненавидел лицемеров и циников, и не считал себя лицемером, потому что сам был циником (Уран/Плутон). Он любил компанию интеллектуалов (Меркурий в Водолее) в кинобизнесе и любил (и они в свою очередь любили его) тех кинематографистов своего поколения, которые действительно стремились делать фильмы высокого качества (Сатурн в 5 Доме, Юпитер в Деве в 10 Доме). В личном общении Манкевич был известен своим остроумием и шутками, любил рассказывать непристойные истории и был дамским угодником (Марс в «родстве» к Стрельцу в своем собственном Огненном Доме). По отзывам коллег, Манкевич «выделялся (Уран) не только своим интеллектом, но и своими взглядами, а также своей сексуальной притягательностью» (в период его работы на студии Metro-Goldwyn-Mayer «все были влюблены в Джозефа Л. Манкевича»).
Если мы вернемся к «Еве», то станем свидетелями всех лучших качеств таланта знаменитого режиссера в его самый плодотворный период деятельности. На самом деле, история в основе сюжета стара, как мир, в своей грубой форме начиная еще с библейских Каина и Авеля, в столкновении которых главными героями было тщеславие одного и жертвенность другого. Только в новые времена все приняло более тонкий и завуалированный характер продвижения под масками лжи, лицемерия, скрытых коварных мотивов, которыми ищет свой успех честолюбивое человеческое ЭГО, потому что эволюционное Добро тоже становится всё более откровенным и обязательным для исполнения. Дух и смысл картины Манкевича раскрывают сентенции двух знаменитых мудрецов, писателя и философа.
«Лживое лицо скроет всё, что задумало коварное сердце» (У. Шекспир)
«Часто лицемерие у нас называют правилами приличия» (Ф. Ницше)
Это история Евы Харрингтон (в исполнении Энн Бакстер), которая, питая честолюбивые планы по поводу актерской карьеры, хочет путями сказочной Золушки проникнуть в театральный бомонд и найти там свое королевское место. Действительно, она прилежно простаивает в любую погоду у дверей театра, чтобы встретить и проводить своего кумира, знаменитую актрису Марго Ченнинг (в исполнении Бетт Дейвис) после каждодневного просмотра спектаклей с ее участием. Замеченная за такую преданность и великодушно принятая на должность помощницы театральной дивы, она скрупулезно, ответственно и добросовестно, при этом с неизменной ангельской улыбкой, выполняет все поручения и наводит порядок в делах, но в то же время постепенно нарушая дозволенные границы служебной компетенции. Это воспринимается ее покровительницей таким образом, что под видом наивного и скромного дитяти предприимчивая девушка осуществляет бесцеремонное и поступательное вторжение на ее территорию с целью захвата преференций и вытеснения своего кумира с заслуженного места примадонны театра (тактика негативных Плутонианцев).
Эта циничная заместительная тактика принимает все более откровенные формы, когда Марго оказывается перед фактом, что ее бывшая прислуга, воспользовавшись ее нерасторопностью капризной примадонны и пользуясь неправедно, за спиной благодетельницы добытым местом дублерши, заменяет ее на репетиции. Друзья Марго невольно способствуют дебюту новоиспеченной актрисы, когда затевают розыгрыш подруги, в результате которого она не доезжает до театра к началу спектакля. С помощью беспринципного, но влиятельного журналиста (без них никуда в американской действительности) Ева предъявляет ультиматум Карен (Селеста Холм), инициатору розыгрыша, предлагая в обмен за молчание о нем, склонить Марго уступить ей новую роль. Более того, щупальца ее желаний уже простерлись к возлюбленному Карен, сценаристу Ллойду Ричардсону (в исполнении Хью Марлоу). Но самое интересное, что сама покровительница Марго Ченнинг не мешает честолюбивой протеже и, чувствуя в свои 40 лет слабость своего положения как стареющей актрисы, сдается без кровопролитного боя. Она решает оставить профессию, добровольно сделав выбор в пользу семейной жизни в браке с любимым человеком Биллим Симпсоном (актер Гэри Меррилл).
В итоге двуличной и ползуче коварной стратегии Ева Харрингтон смогла завоевать свой вожделенный олимп в дополнении к присутствующему все-таки у нее таланту и умению собирать полезную информацию, кажется, что без особого сопротивления со стороны могущественных конкурентов и самой жизни. Фильм начинается с вручения ей престижной театральной премии. В ответной речи счастливая Ева с елейно лицемерной слащавостью благодарит за свое восхождение всех «друзей», начиная с Карен, которая привела ее с улицы к известной актрисе, и в адрес которой за это добро она предприняла бесцеремонную попытку шантажа, мечтая в итоге отобрать и возлюбленного. Предательство кумира, ловушки для благодетелей, сговор с циничным критиком с целью завоевания места под солнцем, тем не менее, отступают на задний план в качестве предлога для потенциального гнева со стороны зрителей в адрес ловкой протеже-захватчицы.
Кажется, история закончилась не только благополучно, но и смиренно. И все-таки на последних кадрах фильма мы являемся свидетелями прецедента, когда уже именитую Еву Харрингтон поджидает у двери дома собственная поклонница с ее последующим проскальзыванием «в святая святых» кумира, где она сладострастно примеривает на себя роскошный наряд вступившей в права дивы как профессиональной наследницы Марго Ченнинг. Так же, как молодая Ева в свое время прикладывала к себе костюм своей покровительницы, мечтая всеми правдами и неправдами оказаться под светом софитов. История рискует повториться. И даже не один раз, говорит режиссер, помещая восторженную поклонницу перед зеркалом, которое многократно умножает ее изображение, как будто уходя в бесконечность времени. Кажущимся жизненным снисхождением перед человеческим коварством и тщеславием фильм, тем не менее, не только вскрывает подноготную лицемерия, которое прячется под личиной негласно принимаемых обществом порочных ритуалов на пути к честолюбивой мечте. Но и недвусмысленно предупреждает о повторяющихся историях взлетов и падений по тому сценарию, который ты выбрал для своего достижения цели.
Обращает на себя внимание название фильма. Основой для сценария послужил рассказ Мэри Орр «Мудрость Евы», в названии которого «мудрые» качества героини, пробивающей себе дорогу, невзирая на средства, воспринимаются, как минимум, двусмысленно, но только зрителями вне американского социума. Потому что, конечно, не исключая все человечество, подверженное соблазнам зла, особенно в стране свободы слова и безграничных возможностей лицемерие котируется как стандартное «правило приличия» (Ницше). Босли Краузер в «Нью-Йорк Таймс» назвал картину «испепеляющей сатирой – остроумной, зрелой и по-житейски мудрой… Манкевич превзошёл лучших бродвейских авторов в ослепительном и разрушительном высмеивании, блестяще поданном в этом фильме… Очевидно, что Манкевич, который написал и поставил фильм, оттачивал своё остроумие и свои таланты на протяжении очень долгого времени специально для этого случая… его персонажи полнокровны, события блестяще задуманы, а реплики самые содержательные, острые и умные среди тех, которые только можно услышать. Манкевич собрал целую сагу о театральном честолюбии и тщеславии, гордыне, обмане и лицемерии, выжав из темы почти всё, что возможно».
Что же хотел сказать режиссер измененным, оригинальным названием своей работы? Это только предположение. Быть может он пытался дать понять, что любое продвижение эволюционно содержит в себе издержки? Или он демонстрировал непреложный характер американских твердынь успеха в глазах современного ему социума? Ведь имя Ева еще до просмотра ассоциативно заставляет подумать о ветхозаветной подруге Адама. Ведь это она была инициатором нарушения Божьего запрета по наущению дьявола, плодя таких же Ев после изгнания из рая.
И в этом смысле мы можем начать предполагать, а как сама Марго Ченнинг пришла в профессию и нашла свой успех? Бесконечность Евы из глубины прошлого в даль будущего? А что значит слово «всё»? Возможно, фильмом сказано ВСЁ в виде его главного смысла о диктате и одержимости человеческого ЭГО в стремлении проявиться вопреки всему. Хочется надеяться, что это до тех пор, пока не появится новая Ева, которая сделает ВСЁ по-другому. Как, например, говорил и исполнил ВСЁ Майкл Джексон, построив самую знаменитую карьеру в мире без морально-этических издержек для своей духовной природы, руководствуясь настоящим пониманием: «Амбиции хорошо до тех пор, пока они не приносят никому боли». А, значит, он свободен от опасности Евы, которая может дожидаться у дверей каждой ГРИМЕРКИ в качестве ходячего бумеранга судьбы. Ведь «мир – театр, и все мы в нем актеры» (У. Шекспир).
Как правильно отметила «The Rough Guide to Cult Movies», «вероломная стервозность и язвительные остроты делают этот фильм обязательным к просмотру». Но лучше всего высказался о киношедевре кинокритик Питер Трэвирс: «забавно, что великие фильмы со временем становятся только полнее и богаче. Манкевич никогда более не достигнет такого идеально выверенного сочетания остроумия (Уран) и печальной мудрости (Сатурн)…»
Фильм режиссера Д. Л. Манкевича «Всё о Еве»:
https://b.greenfilm.vip/filmy/17925-vse-o-eve-all-about-eve-1950.html
С использованием источника:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D1%91_%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B5
Рубрики: | Откуда святая одержимость детьми./Два "волшебных ребенка". |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |