-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LAIMA852

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

туркменские алабаи

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 42) Моя_дача Креативные_идеи Тоска_по_Интеллекту Вопросы_Батюшке Темы_и_схемы про_искусство Стильные_аватары_и_дизайны Мир_моих_увлечений Вышивка_крестиком Расскажи_о_ЛИРУ Аудиокниги Лучшие_рецепты_интернета Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА BeautyMania Правительство_в_отставку Всё_для_блога Обречены_на_Счастье Цитируем_Тут ПИАР_дневников Книжный_БУМ Родная_речь Вкуснотища_и_только СТИХОТВОРЕНИЯ Being_a_woman JMusic Moja_Polska RAMKI_ot_Li-Web Сама_овца Как_заработать_в_сети Лучшее_Для_Цитатника Моя_кулинарная_книга Арт_Калейдоскоп Мировая_Кулинария Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Creative_Designs Только_для_женщин kayros Книга-лучший_друг Клуб_Фотопутешествий
Читатель сообществ (Всего в списке: 10) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Мировой_инет Золотые_блоги_Лиру Pinacoteca Art_Avenue eau_de_source Live__ART Sweet_Erotic О_Самом_Интересном kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.09.2011
Записей: 7016
Комментариев: 528
Написано: 8324


Прот. Александр Шмеман. Освящение плодов

Пятница, 18 Мая 2012 г. 16:28 + в цитатник
2988075_large (525x700, 173Kb)
В день праздника Преображения, согласно древнему обычаю, совершается в православных храмах освящение фруктов и овощей. И это побуждает нас спросить себя: в чем смысл этого древнего обряда, что значит вообще освящение? Освящение плодов на Преображение — только один из таких обрядов благословения и освящения. Если раскрыть богослужебную книгу, называющуюся «Требник», книгу, в которой собраны все эти службы, то мы найдем там особые службы и обряды для освящения нового дома, поля, огорода, колодца. Словно ко всему миру обращена Церковь благословением, освящением, словно над всем распростерта благословляющая рука Божия.
Почему с незапамятных времен испытывали люди нужду в освящении? Скажем сразу, что для безбожной пропаганды все эти обряды безоговорочно отожествляются с суевериями, в которых, как она говорит, — вся сущность религии. А суеверие от страха: человек боится. Боится отравы, боится неурожая, боится пожара, боится других людей, и вот религия, дескать, предлагает ему помочь избавиться от этого страха. Окропи фрукты, или огород, или дом святой водой — и Бог защитит их, и тем самым — тебя. Как видите — грубое невежество, суеверие и... обман.
Однако, представляя дело так, безбожная пропаганда никогда не приводит ни самих молитв, ни обрядов, связанных с этими якобы суевериями. Выходит так, что какие-то обманщики-священники, духовенство эксплуатируют страх и невежество, оперируя непонятными, магическими заклинаниями. Но если вслушаться в эти молитвы, вглядеться в эти обряды, если хоть раз в жизни пережить радость этого светлого, солнечного Преображенского полдня, когда совершается освящение, то ясно становится, что обманывает не Церковь, а примитивная и злобная безбожная пропаганда. Что именно эта пропаганда, а не молитва Церкви — пронизана страхом, недоверием, потребностью развенчать все, что выше, чище, глубже ее упрощенного материалистического, скучного подхода к миру и к жизни. Ибо первое, что мы видим, слышим, переживаем в обрядах и молитвах освящения, — это радость и благодарность. А там, где страх, там не может быть радости и благодарности. И наоборот — там, где радость, — там уже нет страха. «В страхе, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — есть мучение». Но вот именно мучения, недоверия нет в Преображенском свете.
Но о чем радость? И за что благодарение? В одном стихотворении Осипа Мандельштама, посвященном главному христианскому богослужению — литургии, есть такая удивительная строчка: «взять в руки целый мир, как яблоко простое...». Тут, может быть, лучше всего, ибо так просто, так по-детски, указан источник радости и благодарения, пронизывающих христианскую веру. В яблоке, но, конечно, не только в яблоке, но и во всем в мире вера видит, узнает, принимает дар Божий, наполненный любовью, красотой, мудростью, говорящий о той безмерной любви, что создала мир и жизнь и дала нам их, как нашу жизнь. Сам мир есть как бы плод Божественной любви к человеку, и только через мир узнает человек Бога и любит Его ответной любовью... И любит свою жизнь, а тем самым и жизнь мира претворяет в Дар Богу.
Наше падение, наш грех в том, что мы ко всему привыкаем, и потому все в мире, да и мы сами, становимся будничными, низменными, пустыми. Яблоко становится только яблоком. Хлеб — только хлебом. Человек — только человеком. Мы знаем их вес, наружность, функции, мы все знаем о них, но мы их уже больше не знаем, ибо не видим света, просвечивающего через все в мире. И вечное назначение веры и Церкви в том, чтобы эту греховную, унылую привычку преодолеть. Чтобы снова дать нам увидеть то, что разучились мы видеть и чего больше не видим, почувствовать то, чего не чувствуем, пережить то, что больше не в состоянии переживать.
Вот освящает священник хлеб и вино, и поднимает их к небу, и узнает вера в них хлеб жизни, узнает жертву и дар, узнает причастие жизни вечной. Вот в день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи — и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.
Нет, не отрицаем мы материи, как утверждает лживая безбожная пропаганда, и не отвергаем ее, а напротив, ее — одухотворяем, ибо в ней с радостью и благодарностью ощущаем дар Божий. «Небо и земля исполнены славы Твоей», — поем мы каждый день в церкви. В том смысл освящения, что в нем слава эта пробивается через наше заснувшее сознание и очищается наш слух, очищается наше зрение, и сама жизнь становится хвалой, радостью и благодарностью.
А как же со злом, — спросят меня. — Как со страданием, как со смертью? На это ответим: если до конца просветимся мы этим светом, если подлинно примем в себя это освящение, то начнется в нас самих победа над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем мы в мире, в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит нас с Ним, если мы увидим его, полюбим Его, отдадим себя Ему — и во всем в мире увидим свет Его присутствия. Его любви, Его победы.

Серия сообщений "АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ":
Часть 1 - Христиане не боятся магии. О ЗАГОВОРАХ, ГАДАНИИ, БОЯЗНИ «ПОРЧИ» И «СГЛАЗА» ПО УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Часть 2 - ЧТО ГОВОРИТ ЦЕРКОВЬ ПРО ОБЕРЕГИ, АМУЛЕТЫ, ФЕН-ШУЙ И АСТРОЛОГИЮ
...
Часть 5 - Митрополит Антоний Сурожский. Таинство любви. О Таинстве Венчания (ч.1)
Часть 6 - Митрополит Антоний Сурожский. Таинство любви. О Таинстве Венчания (ч.2)
Часть 7 - Прот. Александр Шмеман. Освящение плодов
Часть 8 - Священник Александр Усатов. Освящение жилища Описание чина освящения дома или квартиры
Часть 9 - Митрополит Иларион (Алфеев) О молитве (ч.1)
...
Часть 39 - АД. Что же это такое?!
Часть 40 - Православие - о геях
Часть 41 - Крещение Руси

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку