Внутренний садик связан с Собственным садом императрицы Александры Федоровны длинной перголой, увитой виноградом. В перголе расположена одна из лучших скульптур острова работы русского мастера Н.С. Пименова «Нищий» или «Мальчик, просящий милостыню».
Н.С. Пименов «Нищий» или «Мальчик, просящий милостыню»
Собственный садик императрицы оформлен в виде партера правильной геометрической формы, напоминающей яркий разноцветный ковер.
Ароматы роз напоминают о хозяйке острова, которую называли "Белая роза". Александра Федоровна считала этот цветок своим символом, и это как нельзя лучше отображало ее романтическую, застенчивую и отчасти непонятую многими современниками натуру, душу, по выражению В.А. Жуковского «чистую, простую, исполненную глубокого чувства».
В центре Собственного садика Александры Федоровны размещена коринфского ордера колонна, составленная из белых и голубых матовых стеклянных трубок. Изготовленные по заказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV архитектором Л. Ф. Гессе, три колонны стали королевскими подарками супруге, сестре и кузине. Колонна, преподнесенная супруге, королеве Елизавете Людовике, была установлена в частном королевском саду Марли в Потсдаме. Колонна, отправленная в Баварию двоюродной сестре Марии, супруге баварского короля Максимилиана II, заняла свое место в центре сада на острове Роз. В 1854 году в Петергоф была доставлена третья колонна – подарок любимой сестре, императрице Александре Федоровне, на день рождения. «Хрустальные» колонны подчеркнули единство трех садов, трех образов рая для их владельцев. Колонны имели общей и дальнейшую судьбу. Во время второй мировой войны они погибли, но благодаря инициативе и трудам мюнхенского архитектора Ютты Кривитц в 1999-2001 гг. их возродили на средства спонсоров.
Еще одна характерная деталь сада на острове – это «руина». Для её создания архитектором были использованы детали от разобранного Исаакиевского собора А. Ринальди, на месте которого О. Монферран возвел новый собор: это обломки мраморных колонн и гигантских капителей. Центральное место композиции занимает торс от статуи «Религия» (1718-1719) Антонио Коррадини.
Восточному фасаду соответствует пейзажная часть сада. Эта часть сада устроена без каких-либо черт регулярности – только извилистые дорожки. Рядом с их поворотами в местах их соединения размещены группы кустарников и деревьев. В восточной части острова растен знаменитый дуб Вашингтона, посаженный лично императором Николаем I в 1842г.
Дуб Вашингтона в Петергофе, на Царицыном острове Ольгиного пруда.
George Washington. Portrait by Charles Willson Peale c. 1795
Gilbert Stuart Williamstown. Portrait of George Washington, 1797
Его появление в летней резиденции императоров России связано с подарком, который был преподнесен Николаю I – желудем с дуба, который рос у могилы Вашингтона в его поместье в Маунт-Верноне.
Портрет императора Николая I в мундире лейб-гвардии гусарского полка
Nicholas I ( 1796 – 1855), Emperor of Russia from 1825 until 1855
Николай I. Император всероссийский 1856
Николай I. Император всероссийский 1856
Портрет императора Николая I
Emperor Nicholas I and Empress Alexandra Fyodorovna with son Konstantin Nikolaevich on a boat trip, 1830s
Charlotte, Prinzessin von Preussen
Tsarina Alexandra Feodorovna (Charlotte von Preußen)
Александра Федоровна, Шарлотта Прусская
Tsarina Alexandra Feodorovna. Pyotr Fyodorovich Sokolov
Императрица Александра Федоровна
Рядом с дубом была поставлена бронзовая мемориальная табличка, не сохранившаяся к нынешнему времени.
По велению Александры Федоровны после смерти супруга в 1855г. возле дуба была устроена золоченная корзинка и высажены незабудки и анютины глазки - цветы памяти и любви супругов.
Этот «сын» дуба Вашингтона, выросший на острове Ольгиного пруда, заинтересовал первого посла Америки в России Итена А. Хичкока , который взял желуди с теперь уже петергофского дуба и перевез через океан, высадив саженцы в Америке, в саду около Белого дома — официальной резиденции президента США, расположенной в Вашингтоне.
Таким образом, около официальной резиденции Президента США растут «внуки» дуба Вашингтона, являющиеся «сыновьями» от укоренившегося в Петергофе дуба Вашингтона.
Одна из дорожек обрамляет остров, то приближаясь к воде, то удаляясь от него, позволяя любоваться ансамблем с разных точек. Эффектность, законченность и выразительность всех видов созданы точным соотношением размеров острова, павильона, пруда и высотой башни. В художественном облике Царицына острова с павильоном все имело большое значение, он мыслился как единый комплекс, который нельзя было лишить какой-то составной части.