АНЕКДОТЫ ОТ КОРОЛЕВЫ РУССКОГО ЮМОРА Надежда Тэффи (урожденная Лохвицкая, по мужу &md...
100 фильмов - (0)100 фильмов с непредсказуемой развязкой! Приятного просмотра Читать далее
Михаил Юрьевич Лермонов - (0)Михаил Юрьевич Лермонтов... Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 27.06.1841), русский поэт, проза...
О древних шумерах - (0)АНУНАКИ! КТО ЭТО ТАКИЕ! ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ! АНУННАКИ. Документальный фильм о людях дре...
Удаляем фон с картинки онлайн - (0)Удаляем фон с картинки онлайн Всем здравствуйте...)) Сегодня я расскажу, как онлайн можно уд...
Русская Марсельеза |
Песня «Есть на Волге утёс…» или русская Марсельеза, как стали называть ее революционеры-народники, написана двести лет спустя после восстания Степана Тимофеевича.
То ли бандит, то ли бунтовщик, то ли террорист, то ли оппозиционер, которого четвертовали с особой жестокостью ровно 345 лет назад (в 1671 г.). Удивительно, но время правления Алексея Михайловича называется «бунташным», в отличие от имени, усвоенного в истории этому царю.
Для меня до сих пор остается загадкой, почему правление второго Романова закончилось открытым народным бунтом против установившейся системы правления, а сам царь почему-то назван «Тишайшим».
Хотя именно с этим царем в Россию пришли крепостное право, обнищание народа, бессрочные сыски беглых крестьян, бунты, война, церковный раскол и, как последняя кровавая точка его тихого правления, восстание Стеньки Разина.
В глазах народа Степан Тимофеевич был и остается почти мистическим народным героем, о котором сложились легенды, сказания, былины, предания, стихи, пьесы... Песня «Есть на Волге утёс», написанная в 1864, была легально напечатана в 1870.
Это было время Александровских реформ и отмены крепостного права, а появление такой песни означало, что восторжествовало то, за что боролся народный герой: крестьянин получил свободу. Взгляды автора песни были тогда еще либеральными и он печатал в «Вестнике Европы» вот такие стихи.
Было времечко, время давнее,
Время давнее, время славное:
На Руси жила воля-матушка;
Никого она не боялася,
И никто не смел обижать ее.
….Но пришла на волюшку невзгодушка.
Юрьев день у бедной воли отняли
И детей ее, людей свободныих,
В кабалу по смерть боярам отдали.С той поры лихой воля-матушка
От бояр ушла во дремучий лес,
Во сыром бору схоронилася,
С темной ноченькой породнилася.
(А.А.Навроцкий, Отрывок. 1871)
Автор песни и стихов - Александр Александрович Навроцкий, генерал-лейтенант, крупный военный юрист и чиновник. Писать он стал в тридцать лет, продолжив после выхода в отставку. Писал очень много: пьесы, стихи, былины и все - на сюжеты древнерусской истории. В 1879-83 годах стал издателем и редактором журнала «Русская речь», к которому привлек немало известных писателей, например, Ивана Гончарова и Николая Данилевского.
Правда, через четыре года Навроцкий разорился, истратив все свое состояние на издание журнала. Во второй половине шестидесятых Александр Александрович был довольно известным в литературных кругах, но в историю литературы вошел как автор всего трех стихотворений – о Стеньке Разине, Ермаке и о судьбе воли на Руси.
И произошло это во многом благодаря большой популярности, которую стихи приобрели среди революционной молодежи. Но сам автор вскоре резко поправел и стал исповедовать консервативные, если не сказать реакционные, взгляды, считая самодержавие, православие, народность – тремя столпами, на которых стоит и будет стоять Россия.
Не случайно, что в начале XX века он становится основателем черносотенного движения. Зная это, тем более удивительно, что песня превратилась в гимн русских революционных демократов: «Утес…» был любимой песней народовольца Александра Ульянова. Но в это время сам автор стихов уже относился ко всем новым веяниям – атеизму, прогрессивной литературе, западникам, нигилистам, революционерам разного толка – резко отрицательно и меньше всего хотел революции.
Иногда он критиковал всевластие бюрократов, но искренне считал царя народным благодетелем. Стихи быстро стали народной песней, которую начали использовать в революционной пропаганде. Музыку к песне написала Александра Рашевская, собравшая ее из разных мелодий. Позднее музыку к стихам написал и сам автор, но она не прижилась.
Через три года после публикации «Утеса…» революционеры нелегально издают ее в Женеве вместе с отредактированной революционерами хроникой «Стенька Разин», но имени автора на нем уже нет. Так песня превратилась в русскую Марсельезу, которую пели в революционном подполье.
После революции имя автора песни не нигде упоминалось. Очевидно, из классовых соображений и монархических взглядов Навроцкого. Правда, печатать песню не перестали в силу революционно-народного ее содержания. В авторском варианте песня имеет тринадцать строф, из которых поется только семь, а то и меньше.
Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался.И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.Раз, ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал…И задумчив, угрюм от надуманных дум,
Он наутро с утеса спустился,
И задумал пойти по другому пути, -
И идти на Москву он решился.
Стихи песни написаны на основании предания, которого А.А.Навроцкому рассказал рыбак-крестьянин, о чем автор поведал в одном из своих рассказов. Речь идет о таинственном утесе, о котором в народе ходили легенды и мистические истории. Утес существует на самом деле и находится на границе между Волгоградской и Саратовской областью.
Он разделен пополам оврагом с названием «Невольничьего» или «Дурманного». О нем тоже ходят страшные истории. С юга к утесу примыкает Дурман-гора, в которой есть несколько старообрядческих пещер. Согласно легенде, на вершине утеса располагался штаб атамана. Он с высоты выслеживал корабли купцов, направлял на них своих бойцов и грабил.
При этом пленников сбрасывали в тот самый "Невольничий" овраг. На этом месте, согласно той же легенде, он утопил в Волге персидскую княжну. Сложились и другие легенды как об утесе, так и и о Дурман-горе. Рассказывают, что якобы два бурлака, взобравшись на утес, увидели дверь, ведущую под землю.
Они вошли в нее и перед их глазами предстала светлица, вся обставленная иконами, драгоценностями, мешками с золотом и стеклянным гробом посередине. Помолившись на икону, один из бурлаков разбил гроб, и из него встала живая Марина Мнишек, которую бурлак начал стегать, а второй – его останавливать. Тогда какая-то нечистая сила отбросила этого бурлака за дверь, а сама дверь бесследно исчезла вместе с его другом.
Говорили и о том, что в этих местах ходит призрак Степана Разина, неоднократно являвшийся местным жителям, а также, якобы на Дурман-горе есть клад с награбленными драгоценностями и золотом. Крестьяне пошли его искать на гору, но через некоторое время с ними начали происходить удивительные вещи: на них кинулось стадо бешеных коров, а потом началась буря, из которой показалось трое разбойников.
Крестьяне кинулись бежать. На другой день в яме уже ничего не оказалось. Но эту загадку ученые все-таки разгадали: об аномалиях Дурман-горы. Оказалось, что в этих местах очень сильное электромагнитное излучение, которое является следствием когда-то существовавшего здесь вулкана. Так что то, о чем рассказывается в песне «Есть на Волге утёс», это не просто игра воображения поэта, а вполне реальная история.
Серия сообщений "Писатели и поэты":
Часть 1 - Поэты о Первой мировой
Часть 2 - ТАЙНА СМЕРТИ ИОСИФА БРОДСКОГО
...
Часть 31 - Сегей Марков - "последний следопыт России"
Часть 32 - «Над пропастью во ржи» – библия американской молодежи или любимая книга убийц?
Часть 33 - Русская Марсельеза
Часть 34 - КУЛЬТУРА И ВЛАСТЬ
Часть 35 - КАК ПОЯВИЛАСЬ ПЕСНЯ "В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА"
...
Часть 48 - ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК И ЭВЕЛИНА ГАНСКАЯ: РОМАН В ПИСЬМАХ ДЛИНОЙ В 17 ЛЕТ
Часть 49 - ЗА ЧТО КАТАЕВА НАЗЫВАЛИ "ДВУЛИКИМ ЯНУСОМ"
Часть 50 - ВАЛЕНТИН КАТАЕВ: ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ИДЕЯ "ДВЕНАДЦАТИ СТУЛЬЕВ"
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |