АНЕКДОТЫ ОТ КОРОЛЕВЫ РУССКОГО ЮМОРА Надежда Тэффи (урожденная Лохвицкая, по мужу &md...
100 фильмов - (0)100 фильмов с непредсказуемой развязкой! Приятного просмотра Читать далее
Михаил Юрьевич Лермонов - (0)Михаил Юрьевич Лермонтов... Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 27.06.1841), русский поэт, проза...
О древних шумерах - (0)АНУНАКИ! КТО ЭТО ТАКИЕ! ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ! АНУННАКИ. Документальный фильм о людях дре...
Удаляем фон с картинки онлайн - (0)Удаляем фон с картинки онлайн Всем здравствуйте...)) Сегодня я расскажу, как онлайн можно уд...
Дмитрий Шостакович. Тринадцатая симфония |
>>> Дмитрий Шостакович. Тринадцатая симфония
>>>
>>> …Великий композитор Дмитрий Шостакович на слова стихотворения
>>> "Бабий Яр" и других стихотворений Е. Евтушенко написал свою
>>> Тринадцатую симфонию - почти что не менее знаменитую, чем его же
>>> Великая Седьмая. Замечу, «между прочим», - для «успокоения»
>>> псевдопатриотов и русских шовинистов – Д. Шостакович, также, как Е.
>>> Евтушенко и К. Симонов, не был евреем).
>>>
>>> Премьеру этой симфонии власти долго пытались так или иначе сорвать.
>>> Но всё же 18 декабря 1962 года 13-я симфония Шостаковича была
>>> исполнена в Москве – и с огромным успехом! Этому предшествовала
>>> «закулисная возня» различных партийных перестраховщиков, а также
>>> многочисленные отказы разных ведущих солистов-певцов (симфония имеет
>>> форму оратории – с включением певческого сопровождения хора и
>>> отдельных исполнителей-солистов).
>>> …19 сентября 1962 года «Литературную газету" расхватали в киосках
>>> молниеносно – там была опубликована поэма Е. Евтушенко «Бабий Яр».
>>> Поэт стал героем дня. Его поздравляли - звонками, письмами,
>>> телеграммами. Им восхищались, его благодарили. Но, как было сказано
>>> выше, было и другое: в той же "Литературной газете" появились стихи,
>>> где Евтушенко назвали "пигмеем, забывшим про свой народ", его упрекали
>>> в попрании "ленинской национальной политики" и даже в разжигании
>>> вражды между народами. Все эти волны ненависти и "благородной ярости"
>>> доходили и до Шостаковича. Все это он презирал, он хорошо знал цену
>>> таким "разоблачениям" и доносам и, как Евтушенко, был уверен: "со лжи
>>> о мертвых начинается ложь о живых".
>>>
>>> И тут почти «само собой сотворилось» уникальное творческое
>>> содружество большого поэта и великого композитора. Евтушенко
>>> рассказывал: "В Тринадцатой симфонии меня ошеломило прежде всего то,
>>> что если бы я (полный музыкальный невежда) вдруг прозрел слухом,
>>> написал бы абсолютно такую же музыку. Более того - прочтение
>>> Шостаковичем моих стихов было настолько интонационно и по смыслу
>>> точным, что, казалось, он, невидимый, был внутри меня, когда я писал
>>> эти стихи, и сочинил музыку вместе с рождением строк".
>>> Сочинил музыку? Или музыкой сочинил стихи? И "стихи поэта
>>> зазвучали, как заново рожденные для другой, уже неотделимой от музыки
>>> жизни",- вспоминал свои впечатления от Симфонии литературовед Е.
>>> Сидоров.
>>>
>>> «Исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича, однако,... оказалось
>>> под угрозой срыва по двум причинам, - вспоминал Евтушенко. -
>>> Во-первых, я находился под огнем, настигаемый звуками официальной
>>> критики, и каждую мою строку рассматривали в лупу, выискивая крамолу.
>>> Во-вторых, шовинисты после публикации "Бабьего яра" меня обвинили в
>>> том, что в стихотворении не было ни строки о русских и украинцах,
>>> расстрелянных вместе с евреями... меня обвинили в оскорблении
>>> собственного народа... Ситуация была такой, что певцы и дирижёры
>>> бежали с Тринадцатой симфонии, как крысы с тонущего корабля". Никто не
>>> хотел «связываться» с властями…
>>>
>>> В июне 62-го, когда был только сочинен "Бабий яр", Д. Шостакович
>>> отправил письмо певцу Б. Р. Гмыре, в котором просил "поинтересоваться
>>> новым опусом". В июле Мастер и сам приехал к певцу на дачу под Киевом
>>> и показал уже завершенную Тринадцатую симфонию, надеясь, что Гмыря
>>> будет в ней солировать. А в августе получил письмо-отказ: "У меня
>>> состоялась консультация с руководством УССР по поводу Вашей 13-й
>>> симфонии. Мне ответили, что руководство Украины категорически
>>> возражает против исполнения стихотворения Евтушенко "Бабий яр". При
>>> такой ситуации, естественно, принять к исполнению симфонию я не могу".
>>> У "ситуации" была оборотная сторона. Во время войны Гмыря оказался в
>>> окупированной Полтаве и пел перед захватчиками. Советская власть
>>> такого не прощала - певцу грозила ссылка. Но «он вымолил прощение у
>>> Хрущева", тогда партийного главы Украины. Гмырю простили и даже
>>> обласкали - была у него и Государственная премия, и звание народного
>>> артиста СССР, и безбедная устроенная жизнь.
>>>
>>> После отказа Гмыри Шостакович, по совету певицы Г. Вишневской,
>>> встретился с солистом Большого театра А. Ведерниковым, "проиграл ему
>>> всю симфонию, дал ноты". Но Ведерников петь отказался, с "линией
>>> партии" не разошелся. Ноты вернул... Вишневской. Галина Павловна
>>> вспоминала: узнав об отказе Ведерникова, Дмитрий Дмитриевич "...не
>>> удивился нисколько, нисколько, даже, вроде, ожидал того..." Но,
>>> вероятно, совсем не ожидал Шостакович, что от исполнения Тринадцатой
>>> симфонии откажется Е. А. Мравинский - первый исполнитель его Пятой,
>>> Шестой, Восьмой, Девятой, Десятой, Двенадцатой симфоний.
>>>
>>> …Похвастаюсь – мне посчастливилось в 1954 г. присутствовать на
>>> втором исполнении – и первом после ВОВ - 5-й симфонии в Ленинградской
>>> филармонии, прошедшем в присутствии автора – с огромным успехом - и не
>>> совсем ординарно (см. ниже главу «Искусство в моей жизни»).
>>> Содружество этих двух гигантов – композитора-создателя и
>>> дирижёра-интерпретатора до этого прошло испытание временем. После
>>> Постановления ЦК 1948 года, в период травли Шостаковича, Мравинский
>>> публично защищал композитора, продолжая исполнять его произведения. В
>>> 53-м он защитил от "борцов с формализмом" Десятую симфонию. Что
>>> заставило дирижера отступиться от Тринадцатой?.. Сила (общественной
>>> травли) «солому ломит»?
>>>
>>> Осенью стало ясно, что Мравинский Симфонию в работу не возьмет. И
>>> тогда право на премьеру Тринадцатой симфонии Дмитрий Дмитриевич отдает
>>> руководителю Государственного оркестра Московской филармонии К. П.
>>> Кондрашину.
>>> А вокруг "Бабьего яра" и поэта Е. Евтушенко продолжали кипеть
>>> страсти. "На репетициях в консерватории собиралось множество людей -
>>> все были уверены, что официальную премьеру запретят", - вспоминал
>>> Е.Евтушенко. В середине декабря секретарь ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев провел
>>> две встречи с деятелями культуры. На второй, 17 декабря, в присутствии
>>> Н. С. Хрущева, он сказал: "Антисемитизм - отвратительное явление.
>>> Партия с ним боролась и борется. Но время ли поднимать эту тему? Что
>>> случилось? И на музыку кладут!... Зачем выделять эту тему?"...
>>>
>>> Г. П. Вишневская в своих воспоминаниях пишет: "В день концерта,
>>> рано утром... мне домой в панике звонит < согласившийся солировать и
>>> репетировавший ранее> певец Нечипайло и говорит, что не может вечером
>>> петь Тринадцатую симфонию, потому что его занимают в спектакле
>>> Большого театра". Что почувствовала тогда Галина Павловна? Теперь стал
>>> ясен точный "ход" партийного начальства: Нечипайло обязали петь в
>>> опере "Дон Карлос" вместо другого артиста, которому срочно "велели
>>> заболеть"…
>>>
>>> Казалось, премьера не состоится. Дублер Нечипайло В. Громадский на
>>> последних репетициях не пел, телефона у него не было, и дома его не
>>> застали. Но волею судеб 18 декабря 1962 года Тринадцатая симфония
>>> Шостаковича прозвучала в Большом зале Московской консерватории:
>>> Громадского нашли случайно (!), он приехал по каким-то своим делам в
>>> консерваторию... Но выступить согласился.
>>>
>>> "Голос и нервы не изменили ему", - писал Кондрашин, и он прекрасно
>>> провёл генеральную репетицию и концерт. Генеральная прошла при
>>> переполненном зале, под присмотром партийных чиновников. Но ее вдруг
>>> остановили. Негласное (но фактическое!) противостояние партийных
>>> держиморд-цензоров и столичной интеллигенции продолжалось.Началось
>>> «согласование в верхах». И время будто остановилось... Но "примерно к
>>> полудню,- вспоминал театровед И. Д. Гликман, - последовал звонок из
>>> высоких партийных сфер, и репетицию - следовательно, премьеру -
>>> разрешили... из опасения, что запрет Тринадцатой вызовет отрицательную
>>> реакцию на Западе"… Вот так-то. Только этого и побаивались! А своего
>>> народа, очевидно, - нет!
>>>
>>> А вечером играли премьеру. Консерватория была оцеплена усиленным
>>> нарядом милиции. Иногда оцепление прорывали. Зал был заполнен до
>>> предела. На концерте присутствовал дипломатический корпус и
>>> представители иностранной прессы. В первом отделении прозвучала
>>> симфония Моцарта. Антракт казался бесконечным. Напряжение нарастало.
>>> Все ждали начала второго отделения. Наконец на сцене появился хор, за
>>> ним оркестр, солист, дирижер. Зал замер...
>>>
>>> И вот он - Бабий яр - символ скорби и протеста, однажды данное нам
>>> испытание совести и воли! "Над Бабьим яром памятников нет...".
>>> Памятник создавался здесь и сейчас - из музыки и слова, бессмертный
>>> памятник невинно убиенным, униженным и оскорбленным насильниками всех
>>> времен. Стихи и музыка несли столь мощный заряд "драматической
>>> человечности", что после первой части "Бабьего яра" вспыхнули
>>> аплодисменты. А потом все услышали (увидели!) еще четыре части
>>> (действия) Тринадцатой симфонии: "Юмор", "В магазине", "Страх",
>>> "Карьера". И это "антисталинское» послание деспотизму прозвучало так
>>> четко, так беспощадно и правдиво, что люди - тогда, в декабре 62-го! -
>>> испытали шок.
>>>
>>> Но вот под сводами зала истаяли голоса колоколов и челесты,
>>> наступила тишина... мучительно долгая... "Я даже испугался - нет ли
>>> здесь какого-нибудь заговора. Но потом обрушился оглушительный град
>>> аплодисментов с криками "браво!" - вспоминал Э. Неизвестный (известный
>>> скульптор).
>>> Е. Евтушенко: "...на протяжении пятидесяти минут со слушателями
>>> происходило что-то очень редкое: они и плакали, и смеялись, и
>>> улыбались, и задумывались".
>>> Это была победа. "Большая победа искусства над <одиозной тогда в
>>> вопросах искусства> политикой и идеологией партии", - так
>>> комментировала это событие культурной жизни много претерпевшая от
>>> партийных аппаратных чинуш певица Г. Вишневская...
>>>
>>> Многие присутствовавшие на этой незабываемой премьере вспоминали:
>>> «И встал композитор - комок нервов и напряжения - и пошел навстречу
>>> овациям к ликующему оркестру... А с другой стороны размашистым шагом
>>> уже шел, нет, мчался, почти вприпрыжку, долговязый поэт... Они встали
>>> рядом - Шостакович и Евтушенко... Два больших художника, разделённых
>>> по возрасту целым поколением, но борющихся за одно общее дело -
>>> свободу человеческого духа».
>>>
>>> «Увидев их вместе, слушатели обезумели, - писали потом другие
>>> очевидцы, - скандирующие возгласы "Бра-во, Шо-ста-ко-вич! Бра-во,
>>> Ев-ту-шен-ко!" раздавались повсюду"... Это было "утоление духовной
>>> жажды и благодарность".
>>>
>>> Да, сейчас многим это уже невозможно понять. Но в то
>>> политизированное время, когда в обществе властвовали различные
>>> множественные надуманные запреты по любым поводам и всеобщая
>>> перестраховка чиновников от искусства - это была публичная
>>> демонстрация духовного раскрепощения и силы правды общественного
>>> сознания !
>>>
>>> А сразу после премьеры Шостакович получил много писем, в одном из
>>> них были и такие проникновенные слова: «... я могу сказать Спасибо и
>>> от Покойных Пастернака, Заболоцкого, бесчисленных других друзей, от
>>> <замученного> Мейерхольда, <убитых> Михоэлса, Карсавина, Мандельштама,
>>> от безымянных сотен тысяч "Иванов Денисовичей", всех не счесть, коих
>>> Пастернак в своём творчестве обозначил как "замученных живьем". - Вы
>>> сами все знаете, все они живут в Вас, мы все сгораем в страницах этой
>>> Партитуры, Вы одарили ею нас, своих современников - для грядущих
>>> поколений..." Вот так, высоким слогом о том, что дар этот есть "поэзия
>>> правды".
>>>
>>> Тринадцатая симфония была Д. Д. Шостаковичу очень дорога. Ежегодно
>>> он отмечал с близкими две творческие даты: 12 мая - день премьеры
>>> Первой симфонии, и 20 июля - день завершения Тринадцатой.
>>
>>
>>
>>
>
>
________________________________
С уважением,
Илья Майзлес
mayzles@mail.ru
Серия сообщений "Писатели и поэты":
Часть 1 - Поэты о Первой мировой
Часть 2 - ТАЙНА СМЕРТИ ИОСИФА БРОДСКОГО
...
Часть 12 - Лев Толстой и современники
Часть 13 - Поэзия Игоря Губермана
Часть 14 - Дмитрий Шостакович. Тринадцатая симфония
Часть 15 - Загадка смерти Петра Чайковского
Часть 16 - Ночник горит едва-едва.
...
Часть 48 - ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК И ЭВЕЛИНА ГАНСКАЯ: РОМАН В ПИСЬМАХ ДЛИНОЙ В 17 ЛЕТ
Часть 49 - ЗА ЧТО КАТАЕВА НАЗЫВАЛИ "ДВУЛИКИМ ЯНУСОМ"
Часть 50 - ВАЛЕНТИН КАТАЕВ: ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ИДЕЯ "ДВЕНАДЦАТИ СТУЛЬЕВ"
Рубрики: | Музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |