-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LadyNova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2012
Записей: 107
Комментариев: 8
Написано: 121


Этнографический музей. Октябрь. Закрытие сезона.

Четверг, 20 Января 2022 г. 04:36 + в цитатник

Ну вот, получилась очень насыщенная прогулка - и на выставке "Дни портных"  побывала, и часть Курземских подворий изнутри посмотреть удалось, и экспозицию старинных сундуков осмотрела. До закрытия музея еще хватает времени - на часах только полтретьего, а музей закрывается в пять. Решаю пройтись в ту сторону, где в прошлый раз шла, возвращаясь с ярмарки и уже толком ничего посмотреть не успевала. Вот, красным прочертила последнюю часть маршрута - от портового склада через главную дорогу влево. 

Дорога пересекает главную и за каменным дорожным столбом ведет чуть в гору.

Подойдя ближе, между деревьями различаю высокое здание, карта поясняет, что там должна быть церковь.

Но по пути еще интересный придорожный крест, по пояснениям на табличке - такие характерны в местностях, где преобладал католицизм. Высокий столб с украшенными ажурной резьбой малюсенькими "домиками" служит основанием ажурного кованого креста. Каждый конец креста украшен еще тремья маленькими крестиками, кончики которых в свою очередь тоже делятся на три лепестка, напоминая по форме геральдические лилии. 

В основании креста - металлическая пластина в форме южного, горизонтально расположенного серпика полумесяца. Если я правильно помню, такой символ означает посвящение деве Марии. 

Дорога с плавным изгибом приводит на небольшую горочку, теперь уже можно как следует рассмотреть очень своеобразную старинную церковь.

Эта церковь, первезенная в Этнографический музей в 1936 году из самого юго-востока Латвии, из земли Селонии, является не только самой старой сохранившейся деревянной постройкой в музее, но и вообще одной из старейших деревянных построек, сохранившихся в Латвии. Шутка ли, построена в 1537 году, ей уже почти 500 лет! Именно солидный возраст является наибольшей ценностью этой постройки - ведь по ней можно увидеть технологические приемы строительства и деревообработки, использовавшиеся в столь давние времена! Это очень ценно для археологов. Конечно, за 4 века существования церкви на ее "родном" месте она сильно обветшала - это очень долгий век для деревянной постройки, и в процессе перевозки в музей ее не только основательно исследовали, но и провели серьезные реставрационные работы. Церковь построена в виде сруба "в зуб", без выступов, из отборных, массивных еловых и сосновых бревен, отесанных со всех четырех сторон в прямоугольник. Венцы между собой для надежности соединены еще и толстыми дубовыми шипами. Особенно мастерски сработаны соединения стен в алтарной части, где бревна соединениы не в прямой, а в широкий угол. Для представления добавлю сюда план церкви из старой книги про музей

В другой книге нашлась фотография церкви на ее старом месте

И правда, очень похоже

Четырехскатную крышу украшает мастерски изготовленный деревенским кузнецом ажурный крест, по стилю очень похожий на тот, который мы видели у дороги. 

Тем же мастером изготовлены кованые детали дверей и гвозди, скрепляющие доски дверной обшивки.

Приблизительно через сто лет после постройки стены были обшиты вертикальными досками. А вот дверные и оконные проемы сохранились в первозданном виде. И опять мы видим характерные деревянные арки - вспомним Курземскую клеть!
Вместо колокольни тут небольшое оконце с укрепленным в нем колоколом и миниатюрным двухскатным навесом - крышей.
С этим колоколом связана старинная легенда. В 19 веке в ходе военных действий был снят и увезен старый колокол, отличавшийся исключительно чистым звучанием. Рассказывали, что в лунные ночи около полуночи в опустевшем проеме появлялся силуэт старика с длинными седыми волосами и пышной бородой. Выглядывал в окно и долго озирался вокруг. Старожилы узнавали давно почившего старого звонаря. Когда отлили и установили новый колокол, привидение больше не появлялось.
Очень жаль, что внутри церковь увидеть нельзя, тут уже все закрыто. 
Остается приложить картинку из той же старой книжки и надеяться, что на будущий год удастся заглянуть внутрь.
Пока обхожу красивое строение по периметру
В верхей части высоких окон видно опять же арочные элементы. Ясный солнечный день отражается в стеклах, подчеркивая ощущение какой-то необычной легкости, воздушности, несмотря на достопочтенный возраст церкви. 
Вот и полигональная алтарная часть. Тут хорошо виден старый фундамент. Правда, нет подвальной части здания, ее тут не выстраивали. В оригинале при подготовке церкви к перевозке под полом обнаружился засыпанный и замурованный старинный склеп.
Если приглядеться, видно, как залито светом внутреннее пространство, куда нельзя попасть, эх...
Как видно в плане, слева от алтарной части есть отапливаемая пристройка - гардеробная священника.
Небольшое окошко-люк с глухой крепенькой дверцей. Скорее всего, для подачи дров. Но воображение рисует тайком ретирующегося от разъяренной паствы плутоватого пастыря...
С пригорочка лесочком выхожу на дорогу, по которой в прошлый раз возвращалась после ярмарки. По пути видела дом, где работают ткачи, но уже было закрыто. И еще несколько красивых дворов остались в этом направлении не осмотренными. 
Слева открывается взгляду обширный двор с садом и длинным, приземистым, добротным срубом.
Ворота гостеприимно распахнуты, видно, что и в доме дперь открыта - вот и заглянем!
Строго говоря, это не жилой дом, а целый комплекс - жилая рига. Это рига с пристроенным к ней "жилым концом" в несколько комнат с отдельной от риги отопительной системой и дымоходом. Число и размер комнат зависели от размера хозяйства и зажиточности хозяина. Конкретно в этом хозяйстве к концу 19-го века было 22 га земли. Хозяин нанимал холостого работника, а иногда и семейного работника и девушку на весь год, летом еще нанимали пастуха, а на время срочных сезонных работ - поденщиков. 
Здесь хорошо видно, как соединялись несколько частей постройки, сруб с соединениями "в лапу" в длину имеет несколько бревен. Жилая часть построена шире остальных, для большего удобства. Однако крыша во всю длину постройки одинаково широкая, поэтому вокруг риги и гумна образуется широкий навес.
Заглядываю внутрь. Справа располагается жилая часть дома, но там уже были другие посетители.
Слева же очень низенькая дверь ведет в "рабочую зону". Дверь на самом деле такая низенькая, что пришлось порядком нагнуться, чтобы проникнуть в помещение.
Но, как говорится, любопытство - не порок, а источник знаний. Не за тем же я шла, чтобы только нос сюда просунуть.
Посмотреть тут и правда есть на что. Когда сушка и обмолачивание зерновых были закончены, прохладное помещение риги использовалось для хранения продуктовых припасов. Поэтому здесь экспонируется самая разнообразная деревянная посуда, приспособления для обработки урожая, а так же инструмент, использовавшийся для изготовления этих предметов.
На стене подвешен деревянный ящичек - фонарь для свечи. Рига не то место, где можно было работать при свете лучины. Фонарь сделан треугольным, чтобы удобно было вешать в углу, освещая при этом максимально все помещение. 
Внушительных размеров печь - ригу нужно было хорошо топить, чтобы высушить зерно.
За огромной печью еще одна маленькая дверца ведет в огнеупорное помещение, по-латышски называемое "ровис".
Стены тут выложены из небольших валунов, скрепленных известково-гравийным раствором, сводчатый потолок и дымоход, а так же стена, общая с печью в риге - из кирпича. Это особый вид кухни, дополнительно отделявшей ригу от жилых помещений, предохранявший от попадания туда дыма и искр. Тут располагался большой котел, при помощи которого нагревались теплые стены жилых помещений. С котлом сообщается плита и так же тут можно было запаривать корм для животных. 
Тут мы как раз пересеклись с хозяюшкой этого дома, долго втолковывавшей предыдущим посетителям, как топилась печь и готовилось все одновременно, параллельно. "Экие вы непонятливые, ну где мне взять столько дров, чтобы топить по несколько раз! Все сразу тут и готовилось, и людям, и скотинке!" громко сетовала хозяюшка на бестолковость "городских". Казалось, вот проводит гостей и пойдет в ближайший лес еще дровишек для печи добывать.
Тем временем "городские" отправились дальше гулять, а мне, значит, можно и в комнаты заглянуть. Сундуки тут продолжают тему сегодняшней экспозиции. Заметив мой интерес к деталям, хозяйка заговаривает и мы обсуждаем красивую экспозицию в большом складе, дела, связанные с закрытием сезона и уборкой экспозиций. Хозяйке интересно, что я так много фотографирую, и, видимо, очень радует, что впечатления из музея увидят люди даже в других странах. Постепенно "Туда нельзя, и туда нельзя" оказывается - можно, натянутые шнуры снимаются легким движением руки. "Да просто дети набегают иногда, как варвары, а "яжматери" скандалят, если любимому чаду не дают любой экспонат испытать на прочность". Где ж тут убережешь имущество - оттого и "не пущают". 
А фоткать - не ломать, это пожалуйста, хозяюшка быстренько убирает стоящий рядом термос и свою тетрадку, чтобы не мешали запечатлеть красоту старинного рукоделия и мебели.
И показывает собственноручно изготовленную игрушку над колыбелькой
Но хозяйке пора по своим многочисленным делам, и мне нужно идти дальше. Выходим с другой стороны дома, в сторону уютной баньки. Любуюсь яркой грядкой бархатцев.
Дальше дорога ведет в сторону дома ткачей, но я уже в курсе, что там сезон закрыт.
Что ж, значит откладываем посещение ткачей на будуший год.
Слева на горке еще один Видземский жилой дом, с красивым высоким крыльцом. Этот дом в музее экспонируется как жилище токаря, мастера колесных прялок. 
На горочке слева виднеется какое-то кирпичное сооружение, похожее на широкую печную трубу, под двухскатной крышей. Таблички не видно. 
Дальше, слева от дома токаря, на солнышке греется клеть. 
Уютное полу-крыльцо, полу-веранда, передняя стенка намеренно-неплотная, проветриваемая. Тут, должно быть, хорошо просушивались необходимые мастеру материалы. Через щели дощатой стены почти по-летнему припекает солнышко, рисуя внутри свой особенный, тепло-полосатый мир.
А снаружи играют бликами золотые россыпи - косы большой березы, и так тут солнечно, тепло и уютно, в водопаде солнечного света, хочется впитывать и впитывать это удивительное чувство.
Дом токаря тоже уже закрыт, но это совсем уже не важно. Возможно даже, что тут просто край света, и в мире не существует больше ничего, но кажется, и это не важно. Когда ты просто оказываешься в нужное время в нужном месте, в потоке солнца, все остальное может подождать.
Но кажется, тут не весь солнечный свет - за деревьями как отблеск виднеется что-то такое же солнечное.
Даже не сразу соображаю, это еще в музее или уже за территорией? Но, изучив пристальнее карту, получается, что все же  территория музея.  По пути указатель, тоже солнечного цвета
Подойдя поближе, вижу дом, солнечно - желтый дом, и что-то в нем есть такое знакомое и родное, что ноги сами ускоряются
Невысокая ограда, цветник, декоративные кустарники, крыльцо - веранда.
Ага, вот и разгадка - Яунгулбене, знакомые и любимые места. И очертания и планировка дома характерные, знакомые.
Это сравнительно новое хозяйство. После череды разрушительных бедствий - Первая Мировая, революция, бои за независимость - в молодой Латвийской республике была проведена земельная реформа, в следствие которой получили землю в собственность более 70 тысяч хозяйств. Очень много среди новых хозяев было участников прошедших войн, с воодушевлением взявшихся строить свою мирную жизнь. Обычно земли было от 15 до 22 га, выкуп символический - 10-20 латов за гектар, и срок выплаты давался около 40 лет. 
Как правило, первым строили основательный хлев - скотоводство обеспечивало доход - а сами жили в землянке или времянке, а потом уже основательно, рационально, практично строили остальное необходимое. Для строительства государство предоставляло ссуду, часть которой потом государством же погашалась. Через 10 лет уже были процветающие, сильные хозяйства.
В уютной прихожей лестница на второй этаж. Там могли быть устроены 1-2 комнаты, но здесь чердак, и, я не глядя знаю, как там должно выглядеть. Трепетное чувство, когда ты видишь максимально лучшую версию давно знакомого.
А вот тут просто перехватило дыхание! Невероятно! Большая комната расписана в духе народного романтизма, понятно, что все это восстановлено уже в музее специалистами буквально по следам на штукатурке, но эффект такой, будто сработала машина времени. И да, именно эта роспись - хотя такая созвучная духу того времени, она не типичная, это дело рук самой молодой хозяйки, получившей художественное образование. А вот весь остальной уклад - вот прямо такая мебель была у бабушки, у соседки, у тетушки, и те же полочки для цветов, и вышитые скатерти и салфетки. И швейная машинка точь-в точь моя бережно хранимая любимица.
На стене следующей комнаты - настоящее фото, настоящих хозяев этого дома. 
Тут и спальня, и кабинет, все без излишеств, комфортно, рационально, деловито. На стене - тогдашнее свидетельство прогресса - телефон. 
В середине дома - кухня. Тут тоже синтез уюта и рациональности. Плита топится, добавляя свой штрих в и без того ошеломляющее чувство реальности, не-музейности всего происходящего. 
А эти вышивки, украшающие буквально каждый уголок в доме! И когда только  все это успевали - между хояйством и чтением, цветником, скотинкой и семейными делами!
У дома два крыльца, два выхода, и второй выход ведет в аккуратный двор, окруженный хозпостройками.
Прямо напротив дома - красавец-хлев, крепкий, на солидном каменном фундаменте
У хлева 3 части - помещение для телег и техники, мощенное булыжником, конюшня и коровник. Наверху традиционно огромный проветриваемый чердак для хранения сена.
Около хлева и внутри возовни - целая коллекция самой разнообразной техники. Чего там только нет - разнообразные плуги, бороны, лопаты на конной тяге, специальный двухлошадный плуг для целины, культиваторы, рыхлители... очень обширная коллекция!
Окна тут - еще лет 50-70 до постройки этого хлева не каждый жилой дом мог такими похвастаться. В отражении видно большую часть двора.
Есть и другие посетители, группа активных детишек, маневрирую по двору, чтобы не очень пересекаться - не только из-за эпидемиологических предписаний, но и ради удобства фотографирования.
Любуюсь срубом из мощних бревен. Под защитой таких крепких стен всегда устраиваются и птицы. Птенцы уже давно встали на крыло, но найденное где-то тут трогательное гнездышко хозяйка бережно пристроила на выступ у стены.
В торце хлева - пристройка-навес, в котором расположена машина для произвадства дранки. 
Получается качественный кровельный материал. Тут же видим аккуратную стопку готовой продукции, и, если присмотреться, навес покрыт именно такой дранкой. Судя по всему, техника тут вполне в рабочем состоянии и используется по назначению.
Дальше находится аккуратная, уютная банька.
С крыльца баньки красивый вид на двор, дальше солнце все так же играет в листве. Левее хлева маленький, беленький домик - для молока. Здесь он не был открыт, но я видела такие на хуторах около Яунгулбене. Внутри бетонный бассейн, куда ставятся бидоны с молоком, циркуляционный насос гоняет холодную воду и молоко быстро и качественно охлаждается. У хозяйства был свой ветряной генератор производства завода ВЭФ, который обеспечивал работу всех моторов.
Неподалеку от баньки стоит клеть. 
Внутри целая кунсткамера, чего тут только нет! Даже не  всему так сразу и названия подберешь. Трудно представить, но ведь хозяйка - настоящий профессионал же - легко управлялась со всем этим! 
А теперь - внимание! Если в левой части фото мы видим классическую стиральную доску, какую многие из нас еще с детства помнят, и "утюги прошлого" - деревянные зубастые валки, которыми катали белье, то в центре стоит самая настоящая барабанная стиральная машина. Почти сто лет прошло. Сто лет, Карл! Тот же прямой привод, что у моей LG, только вместо электроники и мотора - ручка, привод в одну человеческую силу. 
Ребята, кто считает, что наши бабушки, не имея мобильников, динозавров воочию видели - ну, это не совсем так fuck
Компания ребятишек тем временем весело упорхнула куда-то дальше, и я возвращаюсь в дом.
Слева от кухни находится еще одна спальня, она же - детская.
Разнообразие колыбелек, детские деревянные лошадки, маленькие стульчики. В первой половине 20.века прочно вошли в моду появившиеся в эпоху югендстиля вышитые занавески, салфетки, разные подвесные кармашки - на всех не только декор, но и вышитый подходящий к случаю текст. Над кроватью - "пусть чередуется работа с отдыхом". 
А вот и настоящий Мойдодыр. Стену за ним тоже предохраняет вышитая шторка. Часть вышивки закрыта бахромой висящего выше полотенца, но понятно, что забавный рисунок, где кто-то моется в пруду, а текст призывает не бояться воды.
Полотенце, свисающее со специальной полочки, рассказывает, что "утренний час - золотой час". 
Плита на кухне и находяшаяся рядом печка излучают приятное тепло.
 
Несмотря на солнечный день на дворе, это все же осень, пусть и золотая. Помещения уже не так прогреваются, как летом, и здесь регулярно все топят - это не только настроение, хоть и оно важно, это в первую очередь сохранность всей экспозиции. 
Выхожу, нужно идти дальше, но взгляд все возвращается к удивительно уютному дому.
Напротив на горочке гончарная мастерская. Тут тоже закрыто - планы на следующее лето растут. Для познавательных экскурсий тут лучшее время - с мая по сентябрь, с поправкой на ставшие уже повседневностью карантины, увы.
Прохожу мимо еще одной красивенькой баньки - эта относится к подворью токаря. Та же характерная крыша, как у жилого дома и клети на пригорке.
Отсюда можно вернуться по дороге прямо в сторону входа, а можно через горочку с знакомой мельницей выйти к Латгальскому поселку и на главную дорогу. В прошлый раз там кипела ярмарочная жизнь, что-то не удалось посмотреть. Время еще позволяет, пойду длинным путем.
На горке присаживаюсь отдохнуть. За спиной непрерывный легкий стук, словно в лесу кто-то бегает, стуча маленькими лапками. Долго было тепло и без дождей, листья очень сухие, трава и мох тоже, и при падении листьев получается такой необычный, слегка шуршащий стук. Подумалось - вот так осень убегает, топоча лапками. Скоро снова начнутся дожди... А пока между стволами сосен пляшут блики - это за поселком сверкает на солнце озеро
Выхожу к жилому дому и двору, где в прошлый раз давала концерт задорная капелла
Теперь, хоть и вход загорожен, можно заглянуть внутрь хозпостройки
И рассмотреть со всех сторон еще одну, небольшую мельницу. В прошлый раз вокруг нее были торговые палатки, и за знаменитым латгальским квасом и "шмаковкой" даже очередь стояла.
Мельница построена в начале 20-го века. Строение основывается на 8 стойках, скрепленных распорками. Остов обит рейками и обшит соломой. Соломой потому, что если обшивку делать из дранки или досок, налог на такую мельницу был бы больше. Высота этой небольшой мельницы чуть больше 4 метров, по сравнению с большими мельницами тут все кажется очень миниатюрным. В безветрие жернова можно было приводить в движение рукой. Использовали мельницу для нужд своего хозяйства, иногда оказывали услугу соседям. Для постройки требовалось не много средств, но много трудолюбия и разностороннего мастерства небогатого, но предприимчивого хозяйна. Маленькая, ладная мельничка проработала в деревне Дравниеки Резекненского округа до 1960 года.
Угол следующего двора, за мельницей в прошлый раз был совсем недоступен. А, оказывается, тут даже очень уютный уголок.
За углом, около дома, красуется яркий цветник
Заглядываю и в дом. Он состоит из двух частей. Более старая, построенная в начале 19-го века - курная изба, позже, после того, как пристроили новую жилую комнату, была переоборудована в деревообрабатывающую мастерскую.
Жилую комнату я уже смотрела в прошлый раз, поэтому только задаю хозяйке вопрос насчет плетенных больших емкостей. Хозяйка подтверждает, что да, это плетение из лозы. Внимательнее настраиваю технику, и на этот раз фото даже впотемках получаются вполне вразумительными.
Нужно уже поторапливаться, я в дальнем конце территории музея, а до закрытия осталось менее получаса.
Еще один интересный элемент - створка дверей-ворот на характерном для Латгалии глухом заборе, вместе со стенами дома и хозпостройки образующем настоящую наглухо запираемую крепость.
По другую сторону дороги находится еще один дом-мастерская. Тут закрыто. Тоже очень приметный, основательный забор.
Дальше уже знакомый ажурный домик с распятием
Уже осмотренный ранее дом с красивыми резными наличниками и колодцем с высоким журавлем. Еще один дом-крепость. В прошлый раз на заборе красовались разноцветные горшки. 
Музей уже совсем опустел, лишь пара припозднившихся, как и я, посетителей еще спешат к выходу. От территории Латгальского поселка уже по главной дороге прямо к воротам идти минут 10-15.
Пока иду, задумываюсь, что по прогнозу скоро начнутся дожди, а с завтрашнего дня снова объявлено ЧС, и пока непонятно, что и как будет работать. Возможно, это уже последняя поездка сюда в этом году.
Теперь могу сказать, что так и оказалось. С 19 октября ввели довольно жесткий локдаун, и музей закрыли для посетителей вообще. А потом, когда в декабре снова можно было приезжать, и странички музея в соцсетях манили невероятно красивыми картинками заснеженных домов и леса - декабрь выдался роскошно-снежный - уже просто сумасшедший рабочий график не позволил приехать. Даже дописать свою "сагу" не успевала. И вот уже январь, за окном сырость и слякоть. Роскошной зимы как не бывало. Время покажет, какой будет следующая поездка - зимняя "охота" за снежными видами или уже весной продолжу осматривать, что не успелось в том году.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Серия сообщений "Этнографический музей":
Часть 1 - Этнографический музей.
Часть 2 - Этнографический музей. Часть 2.
...
Часть 7 - Этнографический музей. Октябрь.
Часть 8 - Этнографический музей. Сундуки, шкафы...
Часть 9 - Этнографический музей. Октябрь. Закрытие сезона.
Часть 10 - Этнографический музей. Ярмарка 3.09.2022


Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку