Этнографический музей. Дни Портных в поместье Бонавентура. |
10. октября 2021.года. Воскресенье. После того, как стало известно, что с понедельника снова объявят ЧС, совсем непонятно как будет с посещением внутренних помещений музеев, ведь решения правительства меняются быстрее чем наша непостоянная погода. Да и сезон кончается, музей и так по поводу хорошей погоды на две недели продлил "летний" режим работы. Потом внутренние экспозиции на зиму закроют, останется только гулять по территории. И еще сократили до 17.октября время экспозиции очень интересной выставки, нужно успеть посмотреть! В общем, нужно ехать!
Погода удалась на славу, хоть уже и не так тепло, как 2 недели назад. Наметился прекрасный осенний день со своим непередаваемым настроением, зрелой такой осени, когда листьев уже поровну наверху и под ногами, и к совершенно особенному запаху этой поры уже добавляется легкая, но явственная горькая нотка. Просчитала максимально короткие пересадки и - вперед!
На этот раз приехала со стороны центра, по главной улице Риги - Бривибас. Автобус пересекает мост через протоку от озера Югла, на берегу которого расположен музей и вот уже остановка. Ближайшая улочка носит название Бонавентура, и первая моя сегодняшняя цель с этим названием тесно связана. Только с этой стороны на улочке - обычная жилая застройка, а чтобы попасть к месту назначения, нужно пройти чуть дальше, где касса и вход в музей. По пути наблюдала, как от малейшего дуновения стайками срываются и, кружась, слетают на землю листья.
За входом нужно повернуть направо. Вот она, территория усадьбы Бонавентура.
История усадьбы очень давняя, первое упоминание в источниках относится к 1582 году, когда усадьба переходит во владение некой вдовы Моллера. В 1625. году усадьбу унаследовал ее сын, Бонавентура Моллер, и, хотя с тех пор она неоднократно переходила из рук в руки, именно это звучное имя сохранилось в названии. Хотя справедливости ради надо отметить, что вся окружающая местность носит имя более позднего владельца, Яниса Балодиса, (Johann Ballod) и называется Баложи.
На старой карте, самого начала 20-го века, видно расположение усадьбы - тогда это было изрядно за Ригой.
В 1919. году в ходе земельной реформы усадьба перешла во владение Государственного Банка. В 30-е годы прошлого века тут было садоводство, потом филиал Сельхозакадемии. пока часть зданий не перешла Этнографическому музею. В одном из них, самом старом, и разместилась выставка, которую я сегодня хочу посмотреть.
"Дни Портных" в усадьбе Бонавентура. "Дни Портных" - это отсылка к легендарной пьесе классика Рудольфа Блауманиса «Дни портных в Силмачах». Дело в том, что пьеса Блауманиса занимает особое место в латышском культурном коде: хотя все зрители давно знают сюжет «Силмачей», каждый год эта пьеса традиционно идет перед праздником Лиго и собирает полные залы, этакая "Ирония Судьбы" на латышский лад. И все действие зажигательной пьесы закручивается на фоне приезда в хозяйство портных для пошива свадебных нарядов. Название очень подходящее, учитывая что цель выставки - познакомить публику с изменениями в народной одежде и внедрением в обиход городской моды в конце XIX - начале XX века, что в большей степени связано с развитием ремесел, в частности профессии портных. На самом деле, до сих пор мы недооцениваем положение портного и необходимый для этого уровень знаний и навыков. Во второй половине 19 века это были люди, знавшие несколько иностранных языков, ехавшие учиться во Францию, Германию. Они следили за развитием моды и технологий и шили невероятно прекрасную одежду мирового класса. Интересно? Ну конечно же! Старое здание, в котором проходит выставка, разместилось на возвышении
Декоративное панно слева от входа, похоже, не имеет отношения к истории, но смотрится неплохо
У входа встречает хозяйн или главный управляющий...не счел нужным представиться, взглянул оценивающе и ушел по своим хозяйским делам
А вот и заместитель - сразу понятно по серьезному взгляду
Прохожу внутрь. На стенах разместили много полезной информации, но, конечно же, первой внимание привлекает коллекция швейных машинок в центре зала
"Адлер" практически на одно лицо с своим знаменитым собратом - "Зингером" 15 класса. Эти машинки появились на рубеже 19 и 20 веков и до сих пор используются ценителями. Идеальная машинка!
А вот эта модель "Зингера" более старая, эти появились около 1870.года. Тут внутри должен быть еще даже не челнок-пуля, а "лодочка".
На стене мы видим страничку объявлений из старой газеты (1884 год) с различными швейными машинами
На стенде - небольшой рассказ о выставке, собранной под руководством доктора исторических наук Айи Янсоне, очень известной и авторитетной у нас исследовательницы быта, рукоделья и костюма, автора нескольких основательных книг по этнографическому костюму. На фото - гравюра, изображение поместья в 19-м веке.
Там же интересный рассказ о биографии одного портного из Яунгулбенской волости - хорошо знакомые, любимые места. Отто Ятниекс был отдан из родного дома к мастеру портновского дела Рубенису для обучения профессии. 4 года он учился как ученик - без вознаграждения, и потом еще 2 года за маленькую зарплату как бурш, подмастерье. В это же время, проживая у мастера он получил и образование. Профессия так увлекла молодого Отто, что он отказался от хозяйствования в отчем доме, получив в наследство 12 рублей, корову и несколько вещей домашнего обихода. Мастер Рубенис был хорошим мастером - работал только по поместьям, шил для аристократии и управляющих. Так же был деятельным общественником и хорошим музыкантом - играл практически на всех инструментах. Молодого Отто, конечно же, увлекала такая активная жизнь, он тоже стал музыкантом, хористом, хорошим тенором, выступал в спектаклях. Очень любил свою профессию, стал классным портным и закрощиком. Записано в 2003 году со слов потомка мастера.
Тут же есть и список источников информации. В 1863 году был принят Паспортный закон, который расширил права крестьян на передвижение. Тремья годами позже, в 1866-м - еще один важный закон, отменивший ограничения на выбор профессии для сельских жителей, и давший им возможность заниматься ремеслом.
Если в начале XIX века у каждого крестьянина была одна рабочая одежда и одна почетная одежда, то во второй половине XIX века, по мере роста уровня благосостояния, добавлялись новые элементы моды или городского наряда.
В Европе одежда для всех слоев общества начала радикально меняться в первой четверти 19 века с появлением стиля ампир, но в Латвии развитие одежды стало более динамичным в середине 19 века, когда искусство бидермейер с его характерными чертами достигло наших краев. Под влиянием этого произошла постепенная замена одежды прямого кроя городской модной одеждой, сшитой профессиональными портными - отмечают создатели выставки.
Вдоль другой стены размещена целая коллекция старинных утюгов
Самые разные - и просто кусок металла с ручкой, какой можно было нагреть на любой горячей поверхности
И с разной конструкции емкостями для гоячих углей, насыпаемых внутрь утюга. Маленькие и большие, массивные. Некоторые даже с трубой, словно миниатюрная печь.
Около каждого экспоната или группы есть небольшой номер, по которому, видимо, можно найти описание экспонатов на установленном неподалеку мониторе - на фото за шкатулкой видно монитор.
Это интерактивная часть экспозиции. Можно так же пролистать все представленные тут книги. Но заниматься изучением описаний в маске довольно неудобно, да и не я одна, наверное, тут хочу все посмотреть - пока ходила по выставке, заходили еще посетители. Ну в общем, придется обойтись без детальных описаний, хотя жаль, конечно - хотелось бы узнать про каждый экземпляр, откуда он, кем и когда создан. Ведь тут столько рукодельных красот - от простых воротничков и манжет для мужских рубашек, до сложнейших и очень тонких вышивок
Серия сообщений "Этнографический музей":
Часть 1 - Этнографический музей.
Часть 2 - Этнографический музей. Часть 2.
...
Часть 4 - Этнографический музей. Осеннее равноденствие.
Часть 5 - Этнографический музей. Осеннее равноденствие. Продолжение.
Часть 6 - Этнографический музей. Дни Портных в поместье Бонавентура.
Часть 7 - Этнографический музей. Октябрь.
Часть 8 - Этнографический музей. Сундуки, шкафы...
Часть 9 - Этнографический музей. Октябрь. Закрытие сезона.
Часть 10 - Этнографический музей. Ярмарка 3.09.2022
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |