-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LadyNova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2012
Записей: 107
Комментариев: 8
Написано: 121


Этнографический музей. Дни Портных в поместье Бонавентура.

Вторник, 26 Октября 2021 г. 16:30 + в цитатник

10. октября 2021.года. Воскресенье. После того, как стало известно, что с понедельника снова объявят ЧС, совсем непонятно как будет с посещением внутренних помещений музеев, ведь решения правительства меняются быстрее чем наша непостоянная погода. Да и сезон кончается, музей и так по поводу хорошей погоды на две недели продлил "летний" режим работы. Потом внутренние экспозиции на зиму закроют, останется только гулять по территории. И еще сократили до 17.октября время экспозиции очень интересной выставки, нужно успеть посмотреть! В общем, нужно ехать!

Погода удалась на славу, хоть уже и не так тепло, как 2 недели назад. Наметился прекрасный осенний день со своим непередаваемым настроением, зрелой такой осени, когда листьев уже поровну наверху и под ногами,  и к совершенно особенному запаху этой поры уже добавляется легкая, но явственная горькая нотка. Просчитала максимально короткие пересадки и - вперед! 

На этот раз приехала со стороны центра, по главной улице Риги - Бривибас. Автобус пересекает мост через протоку от озера Югла, на берегу которого расположен музей и вот уже остановка. Ближайшая улочка носит название Бонавентура, и первая моя сегодняшняя цель с этим названием тесно связана. Только с этой стороны на улочке - обычная жилая застройка, а чтобы попасть к месту назначения, нужно пройти чуть дальше, где касса и вход в музей. По пути наблюдала, как от малейшего дуновения стайками срываются и, кружась, слетают на землю листья. 

За входом нужно повернуть направо. Вот она, территория усадьбы Бонавентура.

История усадьбы очень давняя, первое упоминание в источниках относится к 1582 году, когда усадьба переходит во владение некой вдовы Моллера. В 1625. году усадьбу унаследовал ее сын, Бонавентура Моллер, и, хотя с тех пор она неоднократно переходила из рук в руки, именно это звучное имя сохранилось в названии. Хотя справедливости ради надо отметить, что вся окружающая местность носит имя более позднего владельца, Яниса Балодиса, (Johann Ballod) и называется Баложи.

На старой карте, самого начала 20-го века, видно расположение усадьбы - тогда это было изрядно за Ригой.

В 1919. году в ходе земельной реформы усадьба перешла во владение Государственного Банка. В 30-е годы прошлого века тут было садоводство, потом филиал Сельхозакадемии. пока часть зданий не перешла Этнографическому музею. В одном из них, самом старом, и разместилась выставка, которую я сегодня хочу посмотреть. 

"Дни Портных" в усадьбе Бонавентура. "Дни Портных" - это отсылка к легендарной пьесе классика Рудольфа Блауманиса «Дни портных в Силмачах». Дело в том, что пьеса Блауманиса занимает особое место в латышском культурном коде: хотя все зрители давно знают сюжет «Силмачей», каждый год эта пьеса традиционно идет перед праздником Лиго и собирает полные залы, этакая "Ирония Судьбы" на латышский лад. И все действие зажигательной пьесы закручивается на фоне приезда в хозяйство портных для пошива свадебных нарядов. Название очень подходящее, учитывая что цель выставки - познакомить публику с изменениями в народной одежде и внедрением в обиход городской моды в конце XIX - начале XX века, что в большей степени связано с развитием ремесел, в частности профессии портных. На самом деле, до сих пор мы недооцениваем положение портного и необходимый для этого уровень знаний и навыков. Во второй половине 19 века это были люди, знавшие несколько иностранных языков, ехавшие учиться во Францию, Германию. Они следили за развитием моды и технологий и шили невероятно прекрасную одежду мирового класса. Интересно? Ну конечно же! Старое здание, в котором проходит выставка, разместилось на возвышении

Декоративное панно слева от входа, похоже, не имеет отношения к истории, но смотрится неплохо

У входа встречает хозяйн или главный управляющий...не счел нужным представиться, взглянул оценивающе и ушел по своим хозяйским делам

А вот и заместитель - сразу понятно по серьезному взгляду

Прохожу внутрь. На стенах разместили много полезной информации, но, конечно же, первой внимание привлекает коллекция швейных машинок в центре зала

"Адлер" практически на одно лицо с своим знаменитым собратом - "Зингером" 15 класса. Эти машинки появились на рубеже 19 и 20 веков и до сих пор используются ценителями. Идеальная машинка!

А вот эта модель "Зингера" более старая, эти появились около 1870.года. Тут внутри должен быть еще даже не челнок-пуля, а "лодочка".

На стене мы видим страничку объявлений из старой газеты (1884 год) с различными швейными машинами

На стенде - небольшой рассказ о выставке, собранной под руководством доктора исторических наук Айи Янсоне, очень известной и авторитетной у нас исследовательницы быта, рукоделья и костюма, автора нескольких основательных книг по этнографическому костюму. На фото - гравюра, изображение поместья в 19-м веке.

Там же интересный рассказ о биографии одного портного из Яунгулбенской волости - хорошо знакомые, любимые  места. Отто Ятниекс был отдан из родного дома к мастеру портновского дела Рубенису для обучения профессии. 4 года он учился как ученик - без вознаграждения, и потом еще 2 года за маленькую зарплату как бурш, подмастерье. В это же время, проживая у мастера он получил и образование. Профессия так увлекла молодого Отто, что он отказался от хозяйствования в отчем доме, получив в наследство 12 рублей, корову и несколько вещей домашнего обихода. Мастер Рубенис был хорошим мастером - работал только по поместьям, шил для аристократии и управляющих. Так же был деятельным общественником и хорошим музыкантом - играл практически на всех инструментах. Молодого Отто, конечно же, увлекала такая активная жизнь, он тоже стал музыкантом, хористом, хорошим тенором, выступал в спектаклях. Очень любил свою профессию, стал классным портным и закрощиком. Записано в 2003 году со слов потомка мастера.

Тут же есть и список источников информации. В 1863 году был принят Паспортный закон, который расширил права крестьян на передвижение. Тремья годами позже, в 1866-м - еще один важный закон, отменивший ограничения на выбор профессии для сельских жителей, и давший им возможность заниматься ремеслом.

Если в начале XIX века у каждого крестьянина была одна рабочая одежда и одна почетная одежда, то во второй половине XIX века, по мере роста уровня благосостояния, добавлялись новые элементы моды или городского наряда.

В Европе одежда для всех слоев общества начала радикально меняться в первой четверти 19 века с появлением стиля ампир, но в Латвии развитие одежды стало более динамичным в середине 19 века, когда искусство бидермейер с его характерными чертами достигло наших краев. Под влиянием этого произошла  постепенная замена одежды прямого кроя городской модной одеждой, сшитой профессиональными портными  - отмечают создатели выставки.

Вдоль другой стены размещена целая коллекция старинных утюгов

Самые разные - и просто кусок металла с ручкой, какой можно было нагреть на любой горячей поверхности

И с разной конструкции емкостями для гоячих углей, насыпаемых внутрь утюга. Маленькие и большие, массивные. Некоторые даже с трубой, словно миниатюрная печь.

 
Дальше стеклянная витрина перегораживает большое помещение надвое. В витрине самые разные атрибуты портновского искусства. Пуговицы, нити, фурнитура, шкатулки

Около каждого экспоната или группы есть небольшой номер, по которому, видимо, можно найти описание экспонатов на установленном неподалеку мониторе - на фото за шкатулкой видно монитор.

Это интерактивная часть экспозиции. Можно так же пролистать все представленные тут книги. Но заниматься изучением описаний в маске довольно неудобно, да и не я одна, наверное, тут хочу все посмотреть - пока ходила по выставке, заходили еще посетители. Ну в общем, придется обойтись без детальных описаний, хотя жаль, конечно - хотелось бы узнать про каждый экземпляр, откуда он, кем и когда создан. Ведь тут столько рукодельных красот - от простых воротничков и манжет для мужских рубашек, до сложнейших и очень тонких вышивок

Насчет сложности вышивок у меня нет ни малейших сомнений - ведь на курсах по традиционному рукоделию как раз изучаю все эти техники, поэтому есть представление, сколько тут разных фишек и "подводных камней", невидимых глазу сложностей и ухищрений. Сколько часов кропотливейшего труда тут вложено! При чем - мы ведь говорим о времени, когда не то, что светодиодные лампы-лупы с подбором наикомфортнейшей для глаз цветовой температуры, а даже простое электрическое освещение не всегда было доступно! 
А тут вот такие тончайшие работы! Класс!
Дальше в стенде несколько книг
"Создатель одежды" - курс академии закройщиков! Автор и издатель этого труда - не только член Рижской малой гильдии, но и окончил Берлинскую академию портных и Парижскую академию закройщиков.
В предисловии к своей книге Яков Мейберг пишет, что, учитывая, что не у всех мастеров есть возможность ездить учиться, составил эту книгу в обьеме курса академий Западной Европы, для самостоятельного обучения мастеров. В книге рассматривается история одежды, эстетика, гигиена, гармония цвета и так же вопрос, как одеться подобающе тому или другому случаю. Подробно рассматривается анатомия человека, строение мышц. Так же описано, что по этой системе можно шить без многочисленных изнуряющих примерок, буквально "заказав костюм по радио" (это 1929 год!).Так как у меня в электронной коллекции есть файл этой книги, покажу для примера несколько страниц, помимо видимого на стенде разворота - труд действительно фундаментальный и очень интересный!
Существует так же и русское издание этой книги, но пока не удалось найти.
Еще несколько интересных изданий о портновском деле. 
 
Помимо печатных изданий, тут различные лекала, варианты портновского метра, чемоданчики для всего необходимого - ведь часто, особенно за городом, мастера выезжали и работали на дому у клиента - те самые "Дни портных", когда мастер с несколькими подмастерьями во время визита шил все, что нужно семье, а так же старшим слугам и иногда и ближайшим соседям. 
Рядом с коллекцией наперстков - тот самый знаменитый челнок -  "пуля" от Зингера 12 класса.
С другой стороны рассматриваю воротнички и манжеты. Яркий контровый музейный свет сильно затрудняет фотографирование, да и глазам не очень комфортно. Ну, музейщики... это же не картины на стене, тут хочется рассмотреть детально и со всех сторон!
Вот такой "джентльменский набор" - аксессуары, дополнявшие образ мужчины
Тот самый ящик, который уже видела с другой стороны. Судя по надписям, это из-под табачных изделий. Какой же хозяйн выбросит ценную вещь, ведь можно приспособить под различные мелочи!
За стеклянной витриной вторая половина экспозиции, тут тоже пара швейных машинок - совсем старинные
Многоярусный ящик от вышивальных ниток "Anchor". Тут, наверное, полная палитра была. Теперь - коллекция пуговиц.
В фоне на стене - иллюстрации о конструировании и моделировании одежды
В центре несколько манекенов демонстрируют примеры костюмов
Детали просто изумительны, хочется рассматривать и рассматривать!
Под воротничком-стойкой модной блузки приколота заколка - сакта. Традиционный атрибут народного костюма, она и приколота так, как в традиционном народном костюме, где ей полагалось вместо застежки скреплять разрез рубашки. И, хотя модная блузка в отличие от традиционной рубашки имеет свою собственную, очень изящную застежку, но сила традиции проявлялась еще очень долго. У моей мамы и тети есть фотографии 50-х и 60-х годов, где грудь кокетливой блузки украшает традиционная сакта. У кого-то сохранились в наследство, старинные, кто-то заказывал у ювелира, и тогда появлялись различные "творческие", не свойственные традиционным сактам украшательства - голубки, якоря и прочее. Эта сакта - традиционная, в форме подковы с подвесками, какие используются на территории Латвии уже почти полтора тысячелетия.
Мужской костюм, тут деталей поменьше - аксессуары мы уже видели в витрине, а рядом с костюмом - высокие сапоги.
Еще один дамский костюм, с очень красивым платком. Осветителей хотелось бы выловить и заставить самих фотографировать!
Еще один костюм горожанки начала века. Тут мне повезло больше - или ракурс по отношению к прожекторам другой, то ли светлый цвет тому причиной, но и рассмотреть, и сфотографировать было легче. Юбка с интересно заложенными складками, высокий воротничок блузки, жакет с оригинальным воротником и рукавами - жиго. Очень интересная фактура тканей.
Иллюстрации моделей мужского костюма на стене
И образцы таковых "вживую"
Дальняя, фоновая, стена, являет собой отдельную мини-выставку - тут традиционные тканые платки, которые перешли от костюма народного в новую городскую моду (и с большим удовольствием используются и по сей день, не переставая быть модными и актуальными). 
Противоположная мужским костюмам стена - про дамское белье. Вместе со сменой одежды с традиционной на европейскую, резко сменилось и использование белья. Традиционное, в крое которого использовались только швы по прямым линиям, широкое и обьемное, даже если сшито из тончайшего льна - его просто не одеть под изменившуюся в крое одежду. И вот наши дамы освоили такое вот роскошество. Тут опять детали, детали, детали, потому, что все отделано тонко и невероятно сложно.
Какие бретельки, тончайший материал - кажется, на просвет читать можно, и вышито все вручную!
На стене снова иллюстрации - на этот раз из изданной в Лейпциге в 1910 году книги. Книгу не найти, наверное, но интересно, поэтому старательно фоткаю весь стенд. Тут столько всяких штучек, ну просто клад! (Еще бы разобрать на досуге текст на немецком!)
А вот и вещественное воплощение книжных штучек!
Тут еще модели дамской одежды. "Вестник моды", 1900 год. И рассказ о том, как в 19 веке в ранее традиционно мужскую профессию вошли женщины - портнихи, швеи, модистки. 
И вот еще "живые" экспонаты. так интересно рассмотреть швы, детали!
Конечно же, там, где творили женщины, помимо мужского конструктивно - делового подхода, внедряется самое разнообразное украшательство. С приходом югендстиля (модерн) стали чрезвычайно популярны различные вышивки, не только в одежде, но и в аксессуарах. Помимо роскошных вышивок, на стенде видны украшения, шкатулки-шкатулочки, милые сердцу мелочи, расписанные вручную открытки, такие популярные на смене 19 и 20 веков.
 
Еще пояснения об особенностях развития профессии в Латвии. Как видим из пояснений, несмотря на закон 1860.года, позволивший ремесленникам отделиться от крестьянства, далеко не у всех так сразу это получилось. Если в конце 19 века у 78% портных в Латвии эта профессия стала главным видом деятельности, то оставшиеся 22% практиковали это как дополнительный доход, продолжая оставаться крестьянами.  Это связано с тем, что денежные накопления крестьян были вложены в выкуп земли и домов после отмены крепостного права. В связи с этим было трудно отделится, экономически выгодно было жить и работать большой семьей.
 
Пара фото, представляющих столь разнообразное сообщество этой профессиипортной из Добельской волости с семьей и учеником
И швея из Риги в своей рабочей обстановке
Еще раз любуюсь деталями тончайшей вышивки
И все, помещение хоть и большое, но уже все по кругу обошла. Словно из другого мира выглядываю снова в солнечный осенний день
Я не стала идти разбираться с расположением строений всей усадьбы. Это можно будет сделать в другой раз, а пока доступны внутренние экспозиции, хочется больше времени уделить им. Только обошла кругом строение, в котором расположилась выставка. Хоть это и старинное строение, но все же выставочный зал, поэтому естественно, что тут вписалась и сигнализация, и - с тыльной стороны постройки - система кондиционирования. Экспонаты сохраняются и охраняются.
В остальном же - простое строение, сруб с двумья пристройками, только черепичная крыша отличает усадьбу от обычной жилой старинной риги, каких здесь, в музее, немало.
За склоном находится, наверное, единственное современное строение на территории музея. Тут располагаются какие-то служебные помещения для персонала, и элементарные, очень уютно устроенные, удобства, с теплой водой и всем необходимым.
В остальном же, даже обычные мусорники тут везде аккуратно упрятаны "под старину".
Нужно отправляться дальше, я хочу успеть посмотреть еще очень интересную экспозицию старинных сундуков и шкафов.
 
 
 

Серия сообщений "Этнографический музей":
Часть 1 - Этнографический музей.
Часть 2 - Этнографический музей. Часть 2.
...
Часть 4 - Этнографический музей. Осеннее равноденствие.
Часть 5 - Этнографический музей. Осеннее равноденствие. Продолжение.
Часть 6 - Этнографический музей. Дни Портных в поместье Бонавентура.
Часть 7 - Этнографический музей. Октябрь.
Часть 8 - Этнографический музей. Сундуки, шкафы...
Часть 9 - Этнографический музей. Октябрь. Закрытие сезона.
Часть 10 - Этнографический музей. Ярмарка 3.09.2022


Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку