В кино лошади умирают по-настоящему? |
По материалам журнала «Золотой Мустанг» №5 (19) /2000.
Статья «В кино лошиди умирают по-настоящему?».
Динамичные, насыщенные событиями приключенческие фильмы невозможно себе представить без умопомрачительных погонь и трюков, в которых нередко участвуют лошади. Многие актеры вынуждены учиться искусству верховой езды и некоторые из них даже готовы долгие годы отдать тренировкам, чтобы самостоятельно выполнять некоторые трюки. Но чаще всего на съемках с участием лошадей без настоящих профессионалов не обойтись.
Такой кадр знаком каждому: атака, лошади, несущиеся галопом, и вдруг на переднем плане одна из них падает, переворачиваясь через голову. На этом месте кадр обрывается. Все знают, что «убитый» всадник тут же встанет и пойдет покурить с коллегами, а всегда ли поднимается упавший конь? Сомнения на этот счет зародились после неофициальной беседы с представителями одной из небольших любительских трюковых студий, которые сообщили, что классический трюк – подсечку – лошадь может выполнить от силы четыре-пять раз, шестой уж точно будет для нее роковым.
Когда действительно ставятся трюки с лошадьми, работают профессионалы, это не представляет опасности ни для лошади, ни для всадника. Взять классический трюк – подсечку, технику выполнения которых в кино разрабатывал Алибек Кантемиров. Суть его такова: на лошадиные ноги выше копыт надеты два кольца, от них идут ремни – штрабаты. Всадник держит в одной руке повод, в другой руке тот самый ремень в нужном месте фиксирует лошади ноги. Лошадь «приходит» на колени, корпус поджимает ее сзади и она переворачивается. Всадник вылетает, оттолкнувшись ногами или от земли, или от стремян. Главное условие безопасности лошади – она должна быть в сборе при выполнении этого трюка.
Если подсечку выполняет профессионал, то он учитывает все эти моменты, а дилетант может об этом просто не знать. У неопытных людей часто при падении лошадь вытягивает голову, тело наезжает на голову сзади и происходит самое страшное – шейные позвонки ломаются».
Безусловно, подсечка опасна для лошади. В Соединенных Штатах под напором общества защиты животных уже несколько лет как падение через подсечки при съемках фильма запрещено. У них подсечки заменили повалом – лошадь поднимают на свечку, сгибают шею на сторону, у лошади смещается центр тяжести и она валится на бок. Так считается безопаснее. Но еще до запрета подсечек сцену допускали в фильм лишь при условии, что в кадре видно как лошадь падает, встает и убегает – то есть с ней все в порядке. Если конец был отрезан, сцена не могла войти в картину. Таким образом, зритель убеждался, что с лошадью ничего страшного не случилось (при этом актерам подчас приходится несладко: например, отважный Арнольд Шварценеггер уже несколько раз получал травмы, пытаясь самостоятельно выполнить повал, а Мила Йовович на съемках фильма «Жанна Д'арк» чуть не угодила под копыта).
Светлана Дружинина, кинорежиссер и актриса, режиссер трилогии о гардемаринах:
«Если говорить о конных трюках в кино, в частности о подсечках, то они, конечно, опасны. Главный залог успешного выполнения – опытный каскадер. Если вы берете опытного всадника, все заранее хорошо предусматриваете, аккуратно готовите площадку, установите сразу несколько камер с разными оптиками, то достаточно одного дубля, одного падения, а значит меньше риска.
Да, на съемках бывает всякое, но на моих картинах не пострадала ни одна лошадь. Я вообще очень люблю лошадей».
Игорь Лаптев, постановщик конных трюков, каскадер, руководитель группы «Каро»:
«Подсечки для лошади действительно опасны – при неквалифицированном выполнении лошадь может сломать себе шею, такое бывает. На западе, например, с некоторых пор в фильмах используют только завалы – как бы падения за счет смещения центра тяжести и нарушения равновесия. Завал считается безопаснее. Хотя на самом деле при квалифицированном подходе подсечка для лошади безопаснее...
Да, на съемках к сожалению встречаются травмы и гибель лошадей. В «Первую конную» вошла сцена, где прямо в кадре гибнет лошадь, но вряд ли может погибнуть в трюковой работе сотня голов – как правило, даже на крупных картинах трюки выполняют не более десятка специально подготовленных лошадей. Несколько голов делают трюки, и с них снимают много дублей.
Чаще всего на съемках несчастные случаи с лошадьми происходят по глупости или недосмотру. За все существования нашей группы у нас погибла одна лошадь. На ней сидел актер из массовки – нас в тот день вообще не было на площадке – и, проехав по округе, каким-то образом умудрился распороть коню брюхо. В трюках при выполнении подсечек за десять лет работы у нас ни одна лошадь не получила травм».
Анатолий Клименко, директор конного театра «Каскадер»:
«Трюки в кино самый опасный для лошади вид работ. В кино не бывает стабильных условий для работы – пересеченная местность, препятствия, после преодоления которых трудно ручаться за судьбу лошади. Кроме известных всем подсечек кавалерийских атак существуют падения с высоты в воду, в каньон – в этих случаях лошадь заведомо пускают на верную гибель, и все решает удача: повезет лошади – она останется цела, нет – значит нет.
Не считая таких крайних случаев, опасность при съемках фильмов для лошадей действительно велика. Только 50% успеха при выполнении трюков зависит от мастера и опыта всадника, а 50% остается на удачу – как лошадь приземлится в той же подсечке. В любом случае результат может быть непредсказуемым.
Совсем недавно наши каскадеры в частности участвовали в съемках фильма «Волчья кровь». Съемки были насыщенны трюками, очень тяжелые. По сюжету ему пришлось посылать лошадь прыгнуть в песчаный каньон. Предварительно постарались все максимально обезопасить, но лошадь никак не хотела прыгать с обрыва – останавливалась на краю как вкопанная. Что делать? Лошади завязали глаза и снова повели к краю. Она почувствовала, что перед ней пустота, некоторое время поколебалась, но потом оттолкнулась, что было сил, и прыгнула. К счастью все обошлось, хотя сам прыжок и полет составляли несколько десятков метров. Но лошадь испытала настоящий шок и второй раз к обрыву подходить отказалась.
Мы относимся к таким вещам отрицательно и не используем своих лошадей для подобной работы. Основную ставку делам на мастерство каскадера, он раскрывает умение лошади и полностью обеспечивает ее безопасность. Нас не прельщает подвергать лошадь риску ради минутного успеха – мы вкладываем годы труда и считаем такой риск не только нецелесообразным, но и неэтичным по отношению к лошади».
Комментарии Российского общества покровительства животным:
«Уже много лет в зарубежных странах (США, Англии, Франции и др.) запрещены съемки и демонстрация фильмов со сценой жестокости по отношению к животным, а мы считаем проявлением жестокости по отношению к лошадям съемки сцен, в которых лошадь погибает или получает травмы несовместимые с жизнью. На этот случай за рубежом существует законодательство, согласно которому, как мы уже говорили в фильм не могут войти сцены жестоко обращения с животными, в титрах должна обязательно присутствовать фраза «При съемках фильма не погибло ни одно живое существо». Без такой сноски фильм не может выйти на экран.
За рубежом за соблюдением соответствующего законодательства следят представители национальных зоозащитных организаций. К сожалению, Российское общество покровительства животным не в состоянии контролировать работы киноиндустрии. Однако мы по мере своих возможностей стараемся противостоять жестокому обращению с животными. Так по инициативе Общества была принята статья 245 УК «0 жестоком обращении с животными», согласно которой за преднамеренное причинение вреда животным в коммерческих целях предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет.
Если у кого-либо хватило бы смелости сообщать нам о случаях жесткого обращения с лошадьми и не только на съемках фильмов, мы могли бы воспользоваться этой статьей и защитить животных».
Р.S: Кино, конечно, высокое искусство. Искусство, как известно, требует жертв. Но разве есть такое искусство, которое стоит гибели пусть даже одной-единственной лошади?
P.S.S. Память лошадям, погибшим в фильмах по-настоящему.
Рассказывает Мухтарбек Кантемиров, художественный руководитель конного театра «Каскадер» и непосредственный исполнитель конных трюков в десятках художественных фильмов: «Действительно, на съемках фильма «Война и мир» произошел большой скандал, связанный с лошадьми. По сценарию в одной из сцен с обрыва падает конница. Для этого режиссер взял партию лошадей с мясокомбината. Посмотреть на съемки собралось много зрителей, детей и на глазах у всех лошадей подвели к обрыву и животные всей кучей стали падать вниз. Эту кучу малу, мелькающие в воздухе головы, ноги снимали. Сцена получилась не просто достоверной – натуральной. На справедливое возмущение режиссер хладнокровно отвечал: «Их все равно на мясо!» Как бы то ни было, такую работу в фильмах нельзя отнести к трюкам.
Если бы речь шла только о трюковом искусстве! К сожалению, как в случае с «Войной и миром», есть режиссеры, которые просто недостойно относятся к лошадям. Помните фильм «Ищи ветра»? Так вот, в нем нужно было снять расстрелянный табун. Чтобы заставить лошадей лежать неподвижно, им крепко-накрепко связали ноги. Это снимали на Дону, и лошади с ближайшего конного завода лежали на 30° жаре связанными. Ноги им скрутили крепко, плюс долгое лежание – у лошадей нарушилось кровообращение, кровь не приливала к копытам, в общем, для многих коней съемки кончились плачевно.
Если бы западным обществам защиты животных стали известны факты гибели лошадей во время съемок фильма «Война и мир» и других, то такие факты могли считать причиной запрета демонстрации фильмов на зарубежных экранах.
Вернуться к содержанию рубрики: Лошади
Рубрики: | Лошади...В этой рубрике вы найдете практически полную информацию про лошадей: от мифов и легенд до реальной истории и современности, а также список фильмов и мультфильмов про лошадей. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |