-Цитатник

Без заголовка - (1)

ВИШНЯ КОНСЕРВИРОВАННАЯ В ЖЕЛЕ - НЕЖНЕЕ ВАРЕНЬЯ, ягоды совсем как свежие! ВИШНЯ КОНСЕРВИРОВАННАЯ В...

Огурцы --- без закрутки...и холодильника! Стоят на полке - (1)

РЕЦЕПТ ---ОГУРЦЫ ----БЕЗ ЗАКРУТКИ....И ХОЛОДИЛЬНИКА ! СТОЯТ НА ПОЛКЕ ! .ОГУРЦЫ стоят под ...

Кабачки как грибы - (1)

Кабачки как грибы Песня, а не закуска... Замечательный рецепт. Оригинальный и очень прост...

Квашенная капуста со свеклой без соли - (0)

КВАШЕННАЯ КАПУСТА СО СВЕКЛОЙ---БЕЗ СОЛИ ! ! ! НА РИСУНКЕ---КАПУСТА УЖЕ С АВАКАДО...

Вкусные помидоры по рецепту бабушки - (1)

Вкусные помидоры по рецепту бабушки  Вкусные помидоры по рецепту бабушки Помидорчики ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lady-Positive

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.07.2016
Записей: 4149
Комментариев: 208
Написано: 4426


Фламандское (бельгийское) кружево

Четверг, 06 Сентября 2018 г. 17:48 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Фламандское (бельгийское) кружево
 

Каспар Нетшер «Кружевница» (1664 год)

В Бельгии искусство плетение кружев стало популярным в шестнадцатом веке. Правда, в то время Бельгия Бельгией не была, страна входила в состав так называемого Бургундского округа и находилась под властью испанского короля Карла V. Именно Карл V и издал указ о том, что в школах и приютах при монастырях девушки должны не только молиться, но и учиться плести кружево.

В какой-то момент плетение кружев стало гораздо более популярным рукоделием, чем вышивка. Объяснялся этот феномен просто: в отличие от вышивки кружевные воротнички и манжеты могут быть использованы для декора различной одежды, то есть получалось, что заказывать и покупать кружево — гораздо более практично, чем заказывать вышивку.

Существуют вещи, которым не страшны непредсказуемые тенденции моды - они всегда остаются актуальными. К таким вещам относится кружево. Искусное плетение тончайших нитей, которые являют собой невесомый материал, требует не только огромного опыта, но и высокого качества самых нитей. Да, вершины искусства плетения кружева старались добиться многие, но достичь ее в совершенстве получилось только у бельгийских мастеров. Глядя на современный материал, который служит украшением торжественной одежды и дорогостоящим атрибутом домашнего уюта, меньше всего задумываешься о его производстве. И лишь присмотревшись к нему повнимательнее, можно сделать предположение о трудоемкости этого процесса.

Дама в кружевной накидке, 1865 годДо двадцатого века кружево считалось привилегией дворян и духовенства. Кстати, о духовенстве, именно кружево зачастую украшало богослужебные одеяния священников, и эта традиция сохранилась в Брюгге и по сей день.

 Различные школы плетения кружева сформировались в Бельгии в период с шестнадцатого по девятнадцатый века. Связано это было с тем, что города отчаянно конкурировали друг с другом. В девятнадцатом веке самыми известными считались брюггская, беншская и брюссельская школы.

Брюггское кружево бывает нескольких видов: ажурное, гладь, бобинное, ленточное, узелковое и тд. Разнообразие рисунков и форм тоже огромно: брюггский цветок, фламандское кружево, флорентийское, мехеленское, шантильи, валенсийское и даже русское. Несколько примеров ниже.

Различные рисунки брюггского кружева, слева направо: 1) брюггский цветок,  2) валенсийское кружево, 3) шантильи, 4) мехеленское кружево.

Кружевниц обучали мастерству в 92 малых и больших школах. Такое количество объясняется стремлением церковных общин и частных лиц уберечь молодых девушек от порочного влияния улицы. Для многих женщин Брюгге школы по подготовке мастериц кружевного искусства (занятия проводились в промежутке между работой) было единственной формой получения хоть какого-то образования, своего рода «путевкой в жизнь». После Второй мировой войны, когда жизненный уровень поднялся, эти школы стали постепенно исчезать из городского ландшафта. Однако Брюгге все еще пользуется славой мастерства кружевниц. Об этом говорят около 50 магазинов, которые предлагают кружево.

Тончайшие кружева  изображали на картинах фламандские художники...

Кружева хранят в музеях-как  вершину мастерства  его создательниц

В магазинах Брюсселя,Брюгге-самые популярные-магазины с кружевом...
 

 

Многие историки моды считают Бельгию "родиной кружева". Хотя им должно быть известно, что развиваться производство кружев во Фландрии (ныне Бельгии) начинает в конце XVI — начале XVII в., вслед за Италией. В XVI в. в Венеции, Милане, Генуе получил распространение гипюр, т.е. кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками.
Официальным началом производства кружева в Бельгии принято считать 1717 год. И все началось с Брюгге. Времена были нелегкие, люди бедные, и тогда епископ Брюгге - монсеньер Хендрик-Йозеф ван Сустерен (Hendrik-Jozef van Susteren), чей портрет можно увидеть в Соборе Спасителя в Брюгге и сейчас, решил, что кружевоплетение может приносить доход нуждающимся семьям, пусть и не большой.

Так же как и в Италии, во Фландрии в XVI в. было распространено кружево с геометрическим узором, а в XVII в. появляются гипюры, но не шитые иглой, а плетеные, с более мелким орнаментом и совершенно лишенные рельефа.

Фламандские кружева славились своей необыкновенной тонкостью благодаря качеству нитей, изготовлявшихся из льна, который выращивался на полях Брабанта. Нити прялись в сырых, полутемных подвалах специально для того, чтобы кудель оставалась влажной и давала возможность выпрядать эластичную, тонкую, почти невидимую глазу нить. Пряхами были главным образом девушки и даже маленькие девочки, так как для этой работы требовались нежные руки и необычайно тонкое осязание.


Обучение бедняков этому тонкому искусству была возложена на Собрание Апостольских Сестер. 
Бельгийцы, новаторы в кружевоплетении, доверяли миссию плетения кружева только молодым рукодельницам с хорошим зрением и нежными пальцами, которые изливали свое вдохновение в необыкновенно красивые узоры кружева. Имя готового изделия стало нарицательным и получило название брюссельское кружево.

Популярность этого товара неуклонно росла, постепенно возводя Бельгию в ранг успешного и знаменитого государства. Ничто не могло заставить английских модниц отказаться от самого тонкого кружева, даже запрет Англии на его ввоз в страну, который ввелся, чтобы поддержать собственного производителя. Брюссельское, или фламандское кружево, считалось самым дорогим и являло собой причудливые орнаменты на невесомом тюлевом фоне.

В XVII в. во Фландрии в городе Бенш начинают выделывать плетеное кружево, тонкое и совершенно лишенное рельефа, получившее по месту изготовления название бенш. Орнамент его образован плотным переплетением нитей, а фон состоит из разнообразных густых узорных сеток. Отличительной чертой кружева бенш является особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок, так называемый «снежный фон» (fond de neige).

Очень близкие по технике исполнения и орнаменту кружева плелись в это же время в Валансьене. В большинстве случаев их трудно отличить от кружев Бенша. В конце XVIII в. город Валансьен был завоеван Францией, выделывавшиеся там в XVIII в. кружева валансьен считаются уже французскими и к этому времени очень сильно видоизменяются.

В первой половине XVIII в. повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется уже не связками или неправильной сеткой, а тюлем, т.е. прозрачной тонкой сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы, выполнявшейся также ручным способом. Появление более легкого и воздушного тюлевого кружева объясняется изменениями, которые произошли в художественном стиле XVIII века.

Декоративный, очень пышный, но тяжелый орнамент стиля барокко сменяется более легким и изящным орнаментом рококо. Это нашло свое отражение и в узорах кружева. Густые орнаментальные завитки, стилизованные цветки и растительные побеги, характерные для гипюров XVII в., заменяются выполненными с изумительным мастерством цветами, перевязанными бантами гирляндами и завитками рокайля, которые свободно располагаются на фоне тонкого тюля, чередуясь с резервами, заполненными ажурными фигурными сетками.


Не менее знаменитым является  кружево - где искусная тесьма, соединяющаяся в причудливый рисунок, плелась уникальным методом – «швом колдуньи». Секрет этого шва был в мельчайших узорах, связанных коклюшками – специальными палочками. Особо виртуозные пряхи использовали до 800 коклюшек!

Брюггские кружева были известны ещё в 16 веке. Западная Фландрия в то время принадлежала Нидерландам – цветущей, богатой стране, во времена царствования Филиппа II ставшей центром Испанской Империи. Торговля и колонии приносили стране большие доходы, благодаря чему расцвели и искусства. К тому же фламандцы по своей натуре всегда были открытыми и жизнерадостными людьми.

Прежде всего они ценили умение красиво одеваться. В то время насчитывалось около 1500 видов кружевной отделки из серебра, золота и шёлка. Предположительно их плели также на коклюшках, хотя техника плетения на коклюшках была изобретена не в Нидерландах. В этом регионе не зарегистрировано ни одного оригинального образца.

Подобные произведения искусства почти все имеют венецианское происхождение. Но как бы то ни было, совершенно очевидно, что плетение кружев на коклюшках во Фландрии считалось народным искусством. В середине семнадцатого столетия появились кружева с цветочными, растительными мотивами и с изображением вазонов.

Во фламандских провинциях Бельгии распространены разные техники кружевоплетения. И потому кружева часто называются по названию городов - брюссельское, брюггское, малин (по названию города Мехельна, который на французском звучит, как Малин), бенш, валансьен...

В конце XVII — начале XVIII в. во Фландрии главным центром производства кружев был Брюссель, но изготовлявшиеся там плетеные кружева с изящным орнаментом на тюлевом фоне были известны в странах Европы под названием англеттер, т.е. английских. Объяснялось это тем, что еще во второй половине XVII в. английский парламент в целях поощрения местного производства запретил ввоз в Англию фламандских кружев. Но так как фламандские кружева были лучше английских и спрос на них был очень велик, то купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево под видом английского.

Англетер

Брюссельское кружево англеттер отличается большим разнообразием орнаментов и технических приемов. Орнамент располагается на фоне тюля, но встречаются образцы, где большое место занимает фон, состоящий из никотированных (украшенных мелкими зубчиками или узелками) связок.

Бельгийский кружевной веер с изображением архитектурных памятников девяти провинций Бельгии. Конец 19 в.

Очень разнообразны ажурные сетки, детали цветочного орнамента часто подчеркиваются мягким рельефом. Иногда, на первый взгляд, кружева англеттер кажутся совершенно разными, не принадлежащих к одному типу, но их всегда роднит общность основных технических приемов. Это разнообразие типов орнамента объясняется еще и очень заметной эволюцией стиля на протяжении XVIII в.

Кружева, похожие на брюссельские, плелись и в других городах и местечках Брабанта, отчего получили название брабантских. Брабантское кружево по технике ничем не отличается от брюссельского, но гораздо грубее. Узор его менее плотного плетения не такой изящный и виртуозный.

Вверху - воротник, внизу - барб. Оба - плетёное кружево типа "бенш". Бенш (Фландрия). Начало 18 в. Эрмитаж.

Вверху - мерное плетёное кружево типа "малин". Мехелен (Малин, Фландрия). Середина 18 в. Внизу - мерное плетёное кружево типа "малин". Бельгия 19 в. Эрмитаж. 

Волан. Плетёное кружево. Брюссель (Фландрия). Первая четверть 18 в. Эрмитаж.

Орнамент и фон брюссельского кружева англеттер плелся одновременно, что создавало большие трудности при изготовлении простых вещей, но с середины XVIII в. техника его изготовления упрощается. В Брюсселе начинают делать аппликации по тюлю, получившие широкое распространение в XIX веке. При изготовлении такого кружева орнамент плелся отдельно и затем нашивался на тюль. Этот прием значительно ускорил и удешевил производство, так как наиболее искусные кружевницы плели орнамент и не тратили время на изготовление тюля, который плели менее квалифицированные мастерицы. Подобное разделение труда обусловило появление предметов очень крупных размеров — шалей, косынок, пелерин, покрывал.

«Дюшесс» XIX века
Особой разновидностью брюссельского является «дюшесс» кружево, не имеющее фона, в котором орнаменты соединялись непосредственно друг с другом.

«Малин» XVIII века

Наряду с брюссельскими тюлевыми кружевами во Фландрии в XVIII в., а также на всем протяжении XIX в., славилось кружево малин, называвшееся так потому, что местом его изготовления был город Мехельн, или во французской транскрипции Малин. Для него был характерен орнамент типа рокайль, образованный из плотного переплетения нитей, и густые узорные сетки фона. Но отличительной его чертой являлся рельефный контур, образованный более толстой блестящей льняной нитью, проложенной по краю орнамента. Во второй половине XVIII в. кружево малин видоизменяется, становясь прозрачнее и воздушнее.

В конце XVIII в. кружево малин употреблялось для отделки батистовых и кисейных платьев, жабо и манжет. Кружево типа малин производилось и в других городах Бельгии — Антверпене и Лувене, а также в Лилле.

Антикварное брюссельское кружево-манжеты
Для кружева, производимого в Антверпене, типичны мотивы с цветочными вазами с фоном из мелких шестиконечных «звездочек».

Кружево второго типа, бобинное кружево, производят в Брюгге ("брюггское кружево"). Брюггское кружево отличается цветочными узорами, для его плетения используется как тонкая, так и толстая нить. Основу такого кружева составляет непрерывно связанная тесьма, которую соединяют при вязке в причудливый рисунок.

Для плетения самого тонкого брюггского кружева нужно от 300 до 700 коклюшек. Коклюшки - точеные палочки, утолщенные с одного конца, а с другого имеющих шейку с пуговкой для намотки ниток. Считается, что Брюггское кружево схоже с вологодским кружевом.))

В XVII в. во Фландрии в городе Бенш начинают выделывать плетёное кружево, тонкое и совершенно лишённое рельефа, получившее по месту изготовления название бенш. Орнамент его образован плотным переплетением нитей, а фон состоит из разнообразных густых узорных сеток. Отличительной чертой кружева бенш является особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок, так называемый «снежный фон».


Очень близкие по технике исполнения и орнаменту кружева плелись в это же время в Валансьене.

Несмотря на растущую конкуренцию со стороны машин, ручное кружевоплетение процветало вплоть до начала I Мировой войны (1914). Некоторое время центром производства шитых кружев и кружев на коклюшках был Китай, откуда заветную мануфактуру экспортировали в Европу и США. Но к 1920 ремесло кружевоплетения пришло в упадок уже везде. Во второй половине XX века кружево продолжали производить в Брюгге, но в основном как изящный сувенир, а не как полноценный материал.

К 30-м гг. XX века кружево успело выйти из моды — и при этом рынок был наводнен дешевым машинным кружевом, часто импортированным из других стран. В 1958 году в последний раз открыл свои двери Колледж мастеров кружевоплетения в Брюгге, основанный еще в 1911.

Но жители Брюгге не могли смириться с необходимостью прервать вековые традиции плетения кружев, предмета гордости Фландрии. Состоялись встречи представителей местной власти и муниципального совета города Брюгге с мастерами кружевоплетения. Результатом этих встреч стало создание в 1972 году Центра Кружев (Lace Centre). В 1970-х вернулся интерес к кружевам и мода на традиционное рукоделие. Многие женщины нашли заброшенные коклюшки и вспомнили полузабытые навыки.Кружевницы больше не ограничиваются простым копированием известных узоров и мотивов — они предпочитают создавать собственные, к тому же, очень сложные и изысканные.

В 1997 году в Брюгге, признанном европейском центре кружевоплетения, прошла выставка кружев. Сегодня в Бельгии этим видом рукоделия профессионально занимается более тысячи человек, большинство из которых — женщины в возрасте от пятидесяти до девяноста лет. Стоит ли удивляться, что туристы редко покидают Брюгге, не купив на память тонкое кружево, умело стилизованное под старину

Сейчас современные модницы знают и без меня, что у кружева в мире моды - "вторая жизнь".)))

Кружевные воротнички, болеро, юбки, шорты, платья с кружевной отделкой - все на пике моды.

Не секрет, что, например, свадебные платья во все времена отделывали кружевом. Вспомните хотя бы платье великолепной Грейс Келли - принцессы Монако...

Ее платье было отделано 125-летним брюссельским кружевом, которое выкупил ее жених - князь Ренье в одном музее. Головной убор и даже туфли обтянули кружевом.

В общем, теперь Вы знаете, что везти из Бельгии в качестве не только сувенира!)))


Однако будем справедливы – не только кружевом, но и своими гобеленами славится на весь мир Бельгия. После того, как промышленник Франсуа Де Ла Планше, которого сегодня назвали бы удачным бизнесменом, выкупил в 18 веке у семьи Гобеленов их убыточную красильню и начал производство одноименного товара – гобелена, никто так и не смог опередить Бельгию в этом мастерстве.


Нынешнюю моду на гобелены и ручное кружево, с которым познакомили Европу искусницы, не смогло попрать даже машинное серийное производство, и в наше время, как и несколько столетий назад, в Бельгию стекаются туристы, желающие прикоснуться к неизменно прекрасному и вечному.

Брабантские кружева

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/

http://sinekvan.livejournal.com/180441.html

http://travelfrog.livejournal.com/123670.html

 

Серия сообщений "Бельгия":
Часть 1 - Неизвестные средневековые замки и крепости Бельгии.Часть 1
Часть 2 - Всемирное наследие ЮНЕСКО: Фламандские «Бегинажи».Бельгия
...
Часть 16 - Давид Тенирс Младший и его времена года.
Часть 17 - Жизнь недолгая, как северное лето -Королева Астрид Бельгийская
Часть 18 - Фламандское (бельгийское) кружево
Часть 19 - Воспоминания о Брюсселе
Часть 20 - "Черный ангел" в истории бельгийской монархии
...
Часть 30 - Замки Бельгии: Кортевалле
Часть 31 - Замки Бельгии: Рюмбеке (Rumbeke)
Часть 32 - Замки Бельгии:Аренберг(Лёвен)

Серия сообщений "брюггское, фламандское (бельгийское) кружево":
Часть 1 - Салфетка. Брюггское кружево.
Часть 2 - Платье брюггским кружевом. МК.
...
Часть 9 - ЧИТАЕМ СХЕМЫ. БРЮГГСКИЕ КРУЖЕВА.
Часть 10 - БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ БРЮГГЕ
Часть 11 - Фламандское (бельгийское) кружево
Часть 12 - Брюггское кружево
Часть 13 - РУМЫНСКОЕ (ШНУРКОВОЕ) КРУЖЕВО. ОБЪЕМНОЕ ПИКО И СШИВАНИЕ ШНУРА

Рубрики:  ВЯЗАНИЕ,ПЛЕТЕНИЕ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку