Хрупкая мимоза.Легенды |
clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml
Месяц март, сады пусты,
Ну какие тут цветы,
Но у нас назло морозу,
К празднику несут.. мимозу
/А.Плещеев./
Уже более 100 лет у нас в Крыму и на Кавказе разводят привезённую из Австралии так называемую серебристую акацию. Ранней весной она зацветает золотыми шариками, пушистыми как цыплята. В праздничный день 8 марта, мы дарим любимым веточку такой акации, которую называем мимозой, но название мимозу неправильное, это акация серебристая. Мимозой её называют, за способность листьев всё время двигаться на своих черешках, и в течении дня всё время поворачиваться к солнцу только своим ребрышком, а не ладошкой. Ещё особенность акации серебристой – стоит прикоснуться к веточке, и листья её сразу станут на ребро. За эту особенность акацию серебристую ещё называют стыдливой, или недотрогой, т.е. мимозой. Крона акации зонтиком, будто срезали верхушку. Акация житель тропической саванны Африки. На время засухи сбрасывает листья.
Стоит лишь слегка задеть мимозу, как по пушистому кусту пробежит дрожь, и она вмиг спрячет свои листья, словно ее обожгло морозом.
Существует поверье, что так же ведет себя мимоза при появлении лукавого человека.
Ботаники же объясняют такое поведение цветка его защитной реакцией от
тропических дождей. Сначала складывается пара листочков, на которую
упали первые капли, затем вторая пара, и так до тех пор, пока листочки
не поднимутся концами вверх, а черенок не опустится вниз, почти вплотную прижавшись к колючему стеблю.
Милый нежный цветок не только недотрога, но еще и большой трусишка: не любит оставаться в темноте!Несмотря на два эти обстоятельства мимоза остается совсем неприхотливым созданием! Она зацветает через 2-3 года после посева. За почти две сотни лет мимоза завоевала просторы Черногории, холмы Франции, города Италии…
Мимоза — главная виновница цветочных торжеств во Франции и Югославии.
Каждый февраль в Каннах проходит фестиваль мимозы. Почему именно там?
Дело в том, что первая мимоза в Европе появилась как раз в Каннах, в
конце XIX века. Мореплаватели привезли ее из далекой Австралии. А из
Канн уже сухопутным путем мимоза начала свой путь покорения просторов
Евразии.
А вот Югославия чествует мимозу красочным оригинальным шествием стрелков.
Мимоза относится к семейству бобовых, характерной особенностью
которого являются плоды - бобы, раскрывающиеся вдоль шва, плоские
продолговатые светло-коричневые с фиолетовым оттенком коробочки длиной от 1,5 до 8 см (в зависимости от количества семян). Семена тёмно-коричневые или чёрные, твёрдые, плоские, размером 3 - 4 мм.
Настоящее название мимозы – акация серебристая, родом из настоящих акаций.
Это теплолюбивое растение не выносит температуры ниже +6 С, поэтому
культивируют её в тёплых краях, в странах Средиземноморья, на
Черноморском побережье Кавказа. Ветви и листья акации серебристой не
колючие, имеют лёгкий белёсый налёт, за что растение и получило название серебристая.
История сотворения мира в древнеегипетской мифологии начинается с рассказа о том, как из вод изначального океана Нуна появился первозданный холм, первый участок твердой земли — солнечный бог Атум. И на холме этом выросла священная нильская акация-мимоза — «рука Атума». Мимоза — дочь Атума-Солнца, и потому ее соцветья состоят из маленьких желтых шариков-солнышек.
Акация — «воздушная», с перистыми листьями и ажурными, невесомыми
цветами, и не случайно поэтому в египетском мире именно она по воле
бога Атума породила воздух и супружескую пару богов воздуха — Шу и
Тефнут, от которых, согласно древнеегипетской мифологии, и произошли все остальные боги, все люди, животные и растения.
В Древнем Египте
акация была символом женского, материнского начала. Акацию Иусат
египтяне считали прекрасноликой женщиной-богиней. Легкие, пронизанные
солнечным светом, ветви акации представлялись египтянам ее волосами. В гробничной надписи фараона VI династии Древнего царства Пиопи II
сказано: «Пиопи, сын Скарабея (бога Солнца Атума), который родился в
Хетепенете под волосами северной Иусат».
Древние египтяне оказывали этому дереву «божественные почести».
Согласно М. Холлу, возможно, что почитание этого растения связано с тем
фактом, что люди античности считали его божественным из-за
чувствительности к прикосновению.
Акация — священное дерево Астарты —
одного из древнейших женских божеств семитских народов (в
восточносемитской, ассиро-вавилонской мифологии ей соответствует богиня Иштар). Астарте поклонялись арамеи в Сирии, амонитяне и моавитяне в Заиорданье, филистимляне в Палестине.
В Библии (Числ. 25, 1; Нав. 2, 1; 3, 1; Мих. 6, 5) упоминается долина
Ситтим в земле моавитян к северу от Мертвого моря. Церковный историк
архимандрит Никифор (Бажанов) объясняет это название долины: [«по обилию растущих в ней ситтимовых деревьев, или акаций».
Священному дереву богини Астарты — акации-ситтиму — поклонялись и
древние евреи (Суд. 2, 3; III Цар. 9, 5—33). Из ситтима, по преданию,
повелел Яхве Моисею изготовить Ковчег и Скинию Завета(Исх. 25, 10,
143—14, 23, 28).
По коптской легенде, мимоза была первой среди растений, почтившей Христа.
М. Холл подразделяет символогию акации на четыре отдельные интерпретации:
а) воскресение солярного божества (Озириса);
б) невинность, на которую указывает греческое название акации,
потому, быть может, что листья этого растения чувствительны к
прикосновению;
в) бессмертие и регенеративность, наличие элемента сопротивляемости времени и трансформациям (акация как вечнозеленое растение);
г) эмблема мистерии, в данном случае масонской, если вспомнить
указание А. Маккея в его «Энциклопедии франкмасонства» о том, что по
традиции во всех античных мистериях при совершении ритуала непременно присутствуют священные растения: лотос в мистериях индийцев и египтян, мирт в ряде древнегреческих мистерий и вереск у друидов.
В Аравии сдревнейших времен (VIII—I вв. до н.э.) в образе дерева акации, которую арабы называли самур, почиталась ал-Узза(«Всемогущая») — олицетворение планеты Венеры, божество любви и плодородия, одна из трех дочерей Иля — верховного бога древних арабов. Ал-Уззу представляли темнокожей, потому что ее изображения вырезались из темной древесины акации.
Ты на небе облачко нежное,
ты пена прозрачная на море,
ты тень от мимозы на мраморе,
ты эхо души неизбежное...
И песня звенит безначальная.
Зову ли тебя -- откликаешься,
ищу ли -- молчишь и скрываешься,
найду ли? Не знаю, о Дальняя.
-
Ты сон навеваешь таинственный.
Взволнован я ночью туманною,
живу я мечтой несказанною,
дышу я любовью единственной.
И счастье мне грезится дальнее,
и снится мне встреча блаженная,
и песня звенит вдохновенная,
свиваясь в кольцо обручальное.
В.Набоков
Ветхозаветное апокрифическое предание повествует о трагической
любви строителя Иерусалимского храма финикийского мастера Хирама-Абиа, присланного, согласно Библии, царю Соломону его союзником, царем Хирамом
Тирским.
Красавица Балкис-Макеба, царица южноаравийского государства Сабы,
прибыла в Иерусалим, чтобы приветствовать Соломона и посмотреть на чудеса его царствования. Соломон без памяти влюбился в Балкис.
Трижды ходила гостья осматривать строящийся Иерусалимский храм и
трижды просила представить ей создателя этого красивого здания. Соломон завидовал гению и славе мастера Хирама и лишь на третий раз с неохотой исполнил пожеланье царицы Савской. Царица и зодчий полюбили друг друга спервого взгляда, и в сердце царя закралась ревность.
Однажды прекрасная Балкис поехала за город посмотреть окрестности
Иерусалима и в священной роще акаций, посвященной богине Астарте,
встретила мастера Хирама. Спутница царицы, ее ручная птица хад-хад
(удод) села на руку Хирама. Кормилица царицы воскликнула: «Хад-хад
узнала супруга, предсказанного Балкис!» Влюбленные договорились порознь покинуть Иерусалим и в Аравии, в Сабе навеки соединить свои сердца. В знак любви царица сорвала и дала возлюбленному ветку акации-мимозы.
Соломон догадался, от кого у Хирама священная ветвь Астарты — дар
любви. Он надеялся сам стать супругом прекрасной Балкис и к тому же не хотел, чтобы тирский зодчий выстроил в Сабе нечто более величественное,
чем его храм. Царь договорился с тремя подмастерьями, что они убьют
мастера. Ночью в недостроенном храме убийцы настигли зодчего... Тело
отнесли за город, «схоронили его на откосе пригорка и над могилою
воткнули ветку акации».
Зодчего с почетом похоронили, и безутешная Балкис, не внемля уговорам иерусалимского царя, уехала в Сабу...
М.Булгаков. «Мастер и Маргарита»:
"... Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы.
Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в
Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверскойв переулок и тут обернулась... По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного…
... Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!".
subscribe.ru
Серия сообщений "легенды о цветах":
Часть 1 - легенда о маке
Часть 2 - Иланг-иланг: цветок всех цветков
Часть 3 - Легенда об антуриуме
Часть 4 - Хрупкая мимоза.Легенды
Часть 5 - белая лилия
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |