ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЩИН В ЗАКОНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА |
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЩИН В ЗАКОНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Как любила говаривать английская виконтесса Нэнси Астор, при первом же случае Адам всю ответственность свалил на женщину. С тех пор на «фронте» без перемен - потомки Адама верой и правдой, законом и беззаконием берегут главную мужскую традицию. Шумерский брак Бороться с женщинами мужчины начали в глубокой древности. Одни способы борьбы укоренялись прочно, другие по ходу истории корректировались. Неизменной оставалась лишь сама борьба. Шумер, 2400 год до нашей эры, фигурка женщины Шесть тысяч лет назад в Древнем Шумере женщин, похоже, просто игнорировали. Ни в одной дошедшей до нас клинописной табличке шумеров нет более-менее подробного рассказа о них. А если какой-нибудь писец и обмолвится о землячке, то, естественно, не посчитав нужным поставить значок «LU» - «ЧЕЛОВЕК», который был обязателен в клинописи перед каждым мужским именем. Даже шумерских языков было два — с «мужской» и «женской» фонетикой, что вполне доказывает: для шумерского мужчины женщина была, мягко говоря, иным существом, чем он сам. У шумерских женщин была одна функция -репродуктивная. Брак являлся благословением богов, так как нёс оплодотворение и приводил к нужному материальному результату: росту числа людей. Супружеская верность считалась обязательной, а шумерийка, нарушившая её, наказывалась смертью. Однако столь суровое наказание за прелюбодеяние по шумерским законам распространялось лишь на женщин, предназначенных для продолжения рода в браке. К жрицам, занимавшимся священной проституцией в храмах богини любви Инанны, шумерские мужчины относились с уважением. Ничего предосудительного не видели они и в торговле женщин собственным телом ради куска хлеба, ибо, как говорил легендарный шумерский царь Гильгамеш: «Наслажденье - дело женщин».
|
Ассирийская кара Но нигде в Древней Месопотамии женщины не были так угнетаемы, как в Ассирии, где они считались собственностью отцов и мужей, причём собственностью не из ценных. Ни до, ни после в мире никогда не существовало столь свирепых законов, направленных против слабого пола. Наказанию и пыткам женщин в ассирийском «Судебнике», запечатлённом на табличках II тысячелетия до н.э., посвящено целых 59 параграфов! По ассирийскому законодательству муж имел право по любому поводу и без оного изувечить свою жену, отрезать ей нос и уши, облить смолой или до полусмерти избить палками. Вот как об этом сказано в одном из параграфов «Судебника»: «...человек может свою жену (бить), выщипывать ей (волосы), бить по у(шам) и ко(лотить), вины его ( в том) нет». Также мужу разрешалось отсекать жене пальцы, если он находил её плохой хозяйкой. То же самое он мог сделать, если его жена или наложницы были слишком красивы, — чтобы не казались привлекательными для других мужчин. Считалось, если женщину рассматривают другие мужчины, это уменьшает её ценность в глазах мужа, поэтому ассирийские женщины обязаны были носить в общественных местах покрывала, закрывающие лица. За нарушение этого закона предусматривалось отрезание ушей. Но если женщинам, являющимся собственностью мужа, запрещалось разгуливать по улице с непокрытой головой, то блудницам, напротив, нельзя было закрывать лица. Они представляли общественную собственность, поэтому должны быть выставлены на общее обозрение, как всякий рыночный товар. Проститутку, которую поймали с закрытым лицом, тоже ждало наказание: битьё плетьми и обливание головы смолой. Более-менее защищали ассирийские законы лишь незамужних девушек — надругательство над ней представлялось чем-то вроде порчи имущества. Изнасилование незамужней девушки наказывалось уплатой выкупа отцу пострадавшей, после чего насильник должен был в принудительном порядке жениться на жертве. А если он был женат, отец пострадавшей отдавал на поругание его жену и забирал её в свой дом в качестве рабыни. Обращаясь со своими женщинами хуже, чем с покорёнными народами, ассирийцы, тем не менее, ждали от них верности и преданности. Прелюбодеяние считалось ужасным преступлением, сравнимым лишь с самыми тяжкими - воровством и нарушением долговых обязательств, за которые в Ассирии предусматривались наиболее лютые кары. Вавилонский рынок невест. Художник Эдвин Лонг Доставалось и любовнику жены. «Казанову» могли приговорить к смертной казни или оскопить. Как заметили дешифровщики клинописных табличек, преступления, связанные с прелюбодеянием, в Ассирии обозначались столь смачными словами, каких ни один другой народ Древнего Востока не употреблял. (Не ассирийцы ли авторы ненормативной лексики?!) Впрочем, сопоставляя этот пункт ассирийского «Судебника» с другими письменными источниками, можно предположить, что он носит скорее теоретический характер — вряд ли среди ассириек было много таких, которые осмеливались заводить романы на стороне. А вот случаи, когда доведённая до отчаяния домашней обстановкой женщина убегала от мужа к родственникам, видимо, не были редкостью, так как в законе отдельным пунктом предусматривалось обрезание ушей не только жене, решившейся на побег от мужа, но и тому, кто осмеливался её укрывать. Просто же развестись с домашним деспотом не дозволялось - в Ассирии от мужа женщину могла освободить только смерть. Вавилонская любовь По сравнению с положением ассириек жизнь женщин в Древнем Вавилоне может показаться почти райской. По вавилонским законам обиженная жена могла уйти от мужа и даже вступить в новый брак. Согласно 142-му пункту закона Хаммурапи: «Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «Не прикасайся ко мне», то дело её должно быть рассмотрено в её квартале, и если она блюла себя и греха не совершала, а её муж «гулял» и очень её унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать своё приданое и уйти в дом своего отца». Правда, при подобной лояльности в том же самом законе есть одна весьма любопытная оговорочка: «В случае судебного проигрыша мужу позволяется жену утопить». В знаменитом своде законов Хаммурапи, состоящем из 282 параграфов, около семидесяти посвящены регулированию взаимоотношений между полами, браку и семье. Изнасилование незамужней девушки, например, законодательно каралось смертной казнью, женитьба на похищенной невесте считалась браком по принуждению, то есть действием противоправным, брак закреплялся специальным контрактом, в котором оговаривались как имущественные права сторон, так и их обязанности. Большое количество параграфов самого знаменитого закона древности посвящено разводу, различные нюансы которых чётко регулировались законодательством. Муж не имел права развестись с женой, не выплатив ей компенсации. Согласно параграфу 139: «Если жена становится хромой и муж решает взять в жены другую женщину, то он может поступать как захочет, но не должен разводиться с первой женой, которая должна жить в его доме и которую он должен обеспечивать до конца её жизни». И всё же статус женщины в Древнем Вавилоне был не намного выше положения домашних рабов. Вавилонскому мужчине позволялось содержать кроме жены столько наложниц, сколько он был в состоянии кормить, к тому же к его услугам был общественный гарем в лице храмовых проституток. В последних недостатка в Вавилоне не ощущалось. Согласно Геродоту, каждая женщина должна хотя бы раз в жизни отдаться чужому мужчине в храме богини любви Иштар. По рассказам древнегреческого историка, это делали даже богатые женщины, правда, приезжая в храм в закрытых повозках. Богиня Иштар Женщины, надев по такому случаю лучшие свои украшения, сидели в святилище в ожидании партнёров. Геродот не без иронии замечает, что там была большая толпа и что «одни из них уходят, другие приходят». Мужчина, выбрав понравившуюся женщину, должен был бросить ей в подол деньги, после чего имел полное право овладеть ею. Плата могла быть сколь угодно малой при условии, что мужчина произнёс: «Призываю тебя на служение богине!» Что же касается возвышенных чувств или хотя бы сколько-нибудь романтических отношений между представителями разных полов, то в дошедшей до нас древней литературе их описание просто нигде не встречается. В устных пересказах, правда, сохранилась красивая легенда о том, что прекрасные висячие сады Древнего Вавилона, вошедшие в перечень семи чудес света, были заложены Навухоносором в честь любимой жены (имеется в виду любимой среди других жён и наложниц огромного царского гарема). Мидийская царевна Амитис сильно тосковала в чужом пыльном городе по зелёным холмам своей страны, и сад должен был утешить её. Но и эта история — скорее повесть о богатстве Навуходоносора, чем о любви вавилонского царя. Впрочем, по другой легенде, висячие сады, в которых цвели невиданные цветы, благоухавшие прекрасным ароматом, построил вовсе не Навуходоносор, а ассирийская царица Семирамида. Ни одного более-менее убедительного доказательства, что ассирийцами правила женщина, однако, нет, и автором легенд о Семирамиде наверняка была какая-нибудь жрица, придумавшая их в пику свирепым ассирийским мужчинам. ...Как бы там ни было, цветов в жизни древних женщин, похоже, было куда меньше, чем колючек. |
http://oursociety.ru/publ/drevnie_civilizacii/prava_i_objazannosti_zhenshhin_v_zakonakh_drevnego_vostoka/6-1-0-239
Серия сообщений "История":
Часть 1 - Три королевы Анны
Часть 2 - Вся правда о страшных некромантах
...
Часть 23 - Про королей и любовь
Часть 24 - Секрет средневековых библиотек, или Зачем монахи хранили книги на цепи
Часть 25 - ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЩИН В ЗАКОНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Часть 26 - А предки кто?
Часть 27 - Русские дворянки XVIII века: сильные и независимые женщины
...
Часть 29 - "То ли дело раньше!"
Часть 30 - Древнейшая мужская профессия
Часть 31 - Французский Чернобыль: сто лет спустя
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |