Весна в самом разгаре. И, соответственно, прогрессируют весенние обострения у лохотронщиков и спамеров. В этом апреле я уже успела получить на свою рабочую почту с десяток писем, замаскированных под сообщения от потенциальных клиентов. Используются два варианта. В первом случае, мошенник представляется заказчиком и пишет примерно следующее:
«Здравствуйте! Николай (Антон, Сергей, etc) сообщил что к вам можно обратиться для заказа. Посмотрите техн. задание, если возьметесь, сообщите стоимость ваших услуг».
Упор делается на то, что копирайтер (если он не новичок) наверняка имел дело хотя бы с одним заказчиком по имени Николай (или Антон, Сергей…). Поэтому может и не заподозрить подвоха – по крайней мере, сразу.
В принципе, сама идея данного лохотрона не нова: пишется письмо с общими фразами (якобы от заинтересованного клиента) и прикрепляется заархивированный файл (якобы с тех.заданием). Вот только тот файл содержит какой-нибудь компьютерный вирус – из тех, что воруют информацию о паролях и ключах. Раньше такие умельцы просто вставляли в «тело» письма ссылку, по которой надо «скачивать» ТЗ, но сейчас вряд ли кто-то из фрилансеров клюнет на такую примитивную ловушку.
Второй вариант схемы: письмо от псевдозаказчика, который узнал об условиях сотрудничества с копирайтером и теперь вносит свое предложение:
«Добрый день! Менеджер проинформировал о вашей ценовой политике, и позвольте сделать встречное предложение. Наш отдел поставок подготовил следующий план. Прошу ознакомиться».
А что там вместо плана? Правильно! Все тот же архивированный файлик со зловредным вирусом.
Однако, печальный опыт коллег-копирайтеров уже приучил меня: прежде чем бросаться скачивать подозрительные файлы, надо уточнить у отправителя всю информацию о его заказе. И тогда все сразу встанет на свои места: как правило, такие вирусы рассылаются с одноразовых ящиков, на которые ответные письма не доходят. И сервер бойко рапортует: «Ваше сообщение не может быть доставлено».
Я могу допускать, что некоторые чудаки привыкли слать задания в виде архивов (например, если оно очень объемное). Но в таких случаях, я все равно обычно прошу заказчика отправлять свои «хотелки» в банальном вордовском документе, а не в каком-нибудь экзотическом формате.
А вот если ваше письмо-ответ не доходит до адресата, к первичному сообщению прикреплен архивный документ (чаще всего, в формате html), и вдобавок, в письме отсутствует всякое обращение к вам по имени (как если бы виртуальный собеседник не знает, кому он вообще пишет), то можете не сомневаться: очередной лохотронщик вышел на охотничью тропу. А кто его "дичь" - догадайтесь сами.
Серия сообщений "Из жизни копирайтера":
Часть 1 - МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА ИЛИ ПУРГА?
Часть 2 - Почем нынче "клубничка"?
...
Часть 4 - Дело вкуса, или Новый взгляд на старую сказку
Часть 5 - В качестве платы – Крым
Часть 6 - Сезон охоты на копирайтеров открыт!
Часть 7 - Аффтар, убей себя об стену, измазанную ядом!..
Часть 8 - Феечка: беспомощная, бесполезная и... безголовая
Часть 9 - Мы и конфеты за тебя есть будем!