Перечисленные ниже приемы рекламы являются идейным каркасом рекламных кампаний. Скелет потом обрастает шаблонными образами: красотками, "продвинутой" молодежью, предупредительным доктором, доброй бабушкой, мачо, веселыми детишками и так далее. При этом всегда конструируются рефлекторные связки-ассоциации в духе рефлексов собаки Павлова.
Прочитав эту статью, попробуйте поиграть в интересную игру: в следующий раз, когда вам на глаза попадется реклама, мысленно установите, какие именно методы манипуляции в ней использованы. Тренинг простой и эффективный.
1. Наведение психоза "нехватка времени"
Ключевые слова: "спешите", "только сегодня действуют сумасшедшие скидки", "первой сотне позвонивших вручается приз" и так далее. Вариантов здесь много, но все они сводятся к тому, чтобы ввергнуть потребителя в состояние ажиотажа, лихорадочной спешки. Ему некогда подумать, ему нужно срочно бежать и покупать!
2. Апелляция к прогрессу
Ключевые слова: "новый вкус", "новый дизайн", "новая упаковка" и проч. Данный метод отчасти пересекается с предыдущим, поскольку подталкивает человека покупать новое, чтобы идти в ногу со временем, не отставать. Однако в основе этого метода лежит эксплуатация любопытства потребителя,я а также позиционирование фирмы, как воплощения прогресса.
3. Подмена понятий
Сначала показывают одно, но предлагают купить совершенно другое. Например, рекламируют сухой корм для собак - маленькие, невзрачные гранулы, но сначала идет видеоряд: сочное мясо, овощи, зелень и тому подобное. Путем бесконечных повторений создают в подсознании потребителя ассоциативную связь между натуральными продуктами и готовым кормом.
Аналогичным образом построена и реклама зубной пасты с прополисом. Демонстрируют соты и мёд, но их нет среди ингредиентов пасты. Точно также обстоят дела с пищей быстрого приготовления. В общем, примеров масса.
В ряде случаев подмена производится более тонко. Возьмем рекламу майонеза. "Мечта хозяйки - мечты сбываются". Мечты покупателя отождествляются с майонезом, в названии которого употреблено слово "мечта". Или в рекламе детского йогурта сначала показывают радугу, а потом голос задает вопрос: "хотите кусочек радуги"? После чего предлагается разноцветный йоргурт.
4. Комплекс превосходства
Классик психоанализа Альфред Адлер создал концепцию комплекса неполноценности и комплекса превосходства, как средства компенсации неполноценности. По Адлеру всея люди в той или иной степени несут в себе ощущение неполноценности и стремятся его компенсировать различными успехами, пусть даже и мнимыми, воображаемыми. Открытия Адлера широко используются в современной рекламе.
Потребителю предлагают приобрести товар для того, чтобы почувствовать свою исключительность, всесилие, повысить свой статус. "Верный секрет женских побед", "для тех, кто правда крут", "ты всесильна", "вы неотразимы", "он один такой" - типичные в данном случае слоганы.
5. Бесплатный сыр из мышеловки
Внимание потребителя акцентируют на возможности получить "бесплатно", "в подарок" какую-нибудь вещь в дополнение к основной покупке. Ясно, что цена "бесплатного подарка" просто включена в цену рекламируемого товара и покупатель на самом деле оплачивает из своего кармана две вещи.
Мало того, нередко в качестве "приза" подсовывают предметы, сами по себе не пользующиеся спросом и по этой причине их не берут в торговые сети. Тогда фирма объявляет, что ее "подарок" настолько эксклюзивен, что даже и не продается, что его можно получить только в качестве приза.
Как говорится, нужду выдают за добродетель, и оба товара работают друг на друга. Прием прост, но эффективен.
6. Победа над остальными
Ключевые слова: "в отличие от других". Классические примеры - реклама батареек, которые "работают дольше обычных", реклама нового порошка, с которым "вы вымоете больше посуды, при этом быстрее и лучше". Сами слова "лучше", "дольше", "быстрее" уже говорят о том, что в противном случае, если вы купите товар другой фирмы, у вас будет "хуже" и "медленнее".
В рекламе предлагаемый товар соревнуется и побеждает, но с чем именно он соревнуется, не говорят, так что невозможно проверить, была ли действительно одержана победа.
7. Авторитет науки
Ключевые слова: "эксперты рекомендуют", "доказано клиническими исследованиями" и проч. В наше время, когда авторитет науки высок, в рекламе имитируют проведение эксперимента с использованием предлагаемого товара. "Эксперимент", разумеется, заканчивается триумфальным успехом.
Но совершенно очевидно, что к науке данное действо не имеет никакого отношения. Роль специалистов в белых халатах может играть кто угодно, а диаграммы и графики ничего не стоит намалевать в любом количестве и любой формы.
8. Мнение известного человека
Товар рекламирует популярная личность: актер кино, кумир молодежи и так далее. Расчет на стереотип: "раз уж такие люди покупают, то сомневаться нечего, надо брать". А ведь далеко не факт, что популярный герой пользуется услугами того или иного товара!
9. Глас народа
Метод в определенном смысле противоположный предыдущему: Обыгрывается образ человека с улицы, такого, как все. Рекламщик как бы говорит потребителю: "Ну это же не реклама, для рекламы мы бы наняли звезд. Здесь просто демонстрация житейского опыта обычных людей".
10. Наведение ужаса
Потребителю внушают, что существуют смертельно опасные ситуации, в которых может помочь только определенный товар или услуга. Например, мобильный телефон позволит вызвать срочную помощь.
В более мягком варианте такая реклама может принимать форму совета, в котором, однако содержится угроза. "Вы ведь не хотите заболеть? Тогда купите витамины".
11. Не будь изгоем
Большинству людей свойственен страх оказаться изгоем. Неслучайно в древние эпохи изгнание было одним из самых страшных наказаний. Манипулятор использует слабость человеческой психики, внушая, что "все уже товар купили, все уже оценили его высокое качество и необходимость, а вы остались в меньшинстве".
В таких случаях показывают толпы людей, разные города и народы, представители которых едины в том, что "доверяют" одном и тому же бренду.
12. Апелляция к "добрым чувствам"
Сюжет клипа строится таким образом, чтобы товар ассоциировался с событиями, вызывающими положительные эмоции, возникающие в процессе человеческого общения. Дружба, встреча с родителями, постройка нового дома, сдача экзамена, рождение ребенка и проч.
13. Эксплуатация родительского инстинкта
Товар представляют как полезный и нужный детям. Ребенок счастлив, если вы купите ему рекламируемую вещь: подгузники, шампунь и проч.
14. Патриотизм
Ключевые слова: "Россия", "Сибирь", "наше", "русское". Используются образы национальных героев, исторических и фольклорных персонажей, национальные костюмы и так далее.
15. Ошарашить!
Цель такой рекламы потрясти потребителя настолько сильно, чтобы рекламируемый товар крепко засел у него в памяти. Известная рекламная кампания "Шок-это по-нашему" является мягкой формой реализации данного метода.
15. Удовольствие
Львиная доля клипов содержат сексуально окрашенные образы, предлагают "райское наслаждение", искушение "вкусом" и так далее. Цель - связать товар с удовольствиями.