-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_belle_epoque

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2007
Записей: 3037
Комментариев: 21282
Написано: 39987


Последний бал императорской России - костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце

Четверг, 15 Мая 2008 г. 22:01 + в цитатник
11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля — грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего из рода Романовых.



11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.

13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.

После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Александр, Ренца и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов и на основании сопоставления с имеющимися в музее вещами атрибутировать целый ряд одежд, головных уборов, рукавиц и обуви. Таким образом были выявлены отдельные предметы и комплекты, принадлежавшие двенадцати участникам маскарада. В этих же костюмах они появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года.

Знакомство с фототипиями позволяет представить направленность художественного оформления маскарадных костюмов участников бала в их реальном воплощении. Здесь представлены бояре и боярышни, различные придворные чины времен Алексея Михайловича, сокольничьи, стрельцы, горожанки в различных одеждах: от богатых ферезей и платен до крестьянских сарафанов с душегреями.

Портреты участников костюмированного бала 1903 года остались запечатленными в фотоработах столичных фотографов Л.Левицкого, Д.Асикритова, В.Ясвоина, Д.Здобнова, Ив.Войно-Оранского, Е.Морозовской, М.М.Рейссерти и Е.Флиге, Ренца и Ф.Шрадера, Ф.Боассон и Ф.Эгглера и других:


Император Николай II - выходное платье царя Алексея Михайловича



Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы



Великая княгиня Мария Георгиевна - "Крестьянка города Торжка"



Великая княгиня Ксения Александровна - "Боярыня"



Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - "Боярыня"



Княгиня Елена Владимировна Голицына - "Боярыня"



Княгиня Наталья Федоровна Карлова - "Боярыня"



Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий -
"Стрелец стремянного полка царя Алексея Михайловича



Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - "Боярин"



Генерал-адъютатнт Князь Дмитрий Борисович Голицын -
"Начальник царской охоты"



Князь Феликс Феликсович Юсупов - "Боярин"


В целом маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия.


Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских), а также из музеев и Музейного фонда, который существовал в 1920—1930-х годах (туда поступали предметы искусства из многочисленных национализированных особняков петербургской знати). Сохранившиеся на вещах маркировки и документы поступления подтверждают их происхождение.

Непосредственное знакомство с маскарадными одеждами Эрмитажного собрания, которые использовались на балах 1903 года, имеет особое значение. Оно позволяет увидеть расцветку, отделку, материалы, определить приемы исполнения костюмов в духе XVII века в материалах XX столетия. Интересно также сравнить точность воспроизведения «исторического» костюма XVII столетия в маскарадном варианте с подлинниками того времени. Каждый участник бала, выбравший для себя определенный костюм, несомненно, использовал имевшиеся в то время образцы.


Маскарадный костюм Великой княгини Ксении Александровны - "Боярыня".
1903 г. С.-Петербург (?)
Шелк, бархат, атлас, золотой глазет, искусственый жемчуг; вышивка, бить.

 


Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой - "Боярыня".
1903 г. С.-Петербург (?)
Шелк, газ, атлас, серебряный глазет, блестки, перламутровая зернь; вышивка.

 


Маскарадный костюм гофмейстера двора графа Алексея Александровича Бобринского - "Боярин".
1903 г. С.-Петербург (?)
Парча, атлас, сафьян, бархат, замша, медь, галуны; золотое шитье, вышивка.


 

Еще костюмы из собрания Эрмитажа можно посмотреть здесь.
Описание выставки "Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце" на сайте Эрмитажа.


Книги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото (комплект из 2 книг)История костюмаИстория костюма и гендерные сюжеты модыАлександр Васильев Русская мода. 150 лет в фотографиях

История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото (комплект из 2 книг)
История костюма
История костюма и гендерные сюжеты моды
Александр Васильев Русская мода. 150 лет в фотографиях



Старинный костюм в киноВинтажная мода. ПлатьяМода в СССР. Советский Кузнецкий, 14Джентльмен. Путеводитель по стилю и моде для мужчин

Старинный костюм в кино
Винтажная мода. Платья
Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14
Джентльмен. Путеводитель по стилю и моде для мужчин



Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Рубрики:  Мода
Россия
Старые фотографии
Разное
Метки:  

Процитировано 71 раз
Понравилось: 3 пользователям

La_belle_epoque   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2008 г. 22:15 (ссылка)
"В 1903 году в Зимнем дворце (канун Цусимы) прошел последний костюмированный бал. Он был стилизован под Россию ХVII века. Николай II был в парчовом кафтане, шапке и с жезлом царя Алексея Михайловича, императрица Александра Федоровна - в наряде царицы Марии Ильинишны Милославской. Державная чета, по всеобщему восхищенному признанию, выглядела на редкость импозантно и имела огромный успех. Этот триумф не прошел даром, о чем ненавязчиво сообщает Колесникова: "Отзвуки этого бала слышны еще и сегодня - в 1911 году, после многочисленных попыток создать игральные карты на национальную тему, были выпущены карты "Русский стиль", при создании которых использовались оригинальные макеты немецких художников. Карточные персонажи облачены в русские костюмы ХVII века, по мнению многих специалистов, повторяющие костюмы придворного бала 1903 года. Карты с этими рисунками распространены и в наши дни". Чета Романовых в стилизованных костюмах фигурирует в книге на фотографиях, ну а карты, предполагается, мы вспомним и сами. Итак, готов традиционный вопрос на засыпку для клуба знатоков, если уж только не очередной повод для ортодоксального "датского конфликта". Но кому претензии предъявлять? Разумеется, немецким художникам, нагадали и сглазили - монархия рассыпалась карточным домиком."

Григорий Амелин (из рецензии на книгу Колесниковой А.В. Бал в России: ХVIII - начало ХХ века. - СПб.: Азбука-классика, 2005).
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2008 г. 10:45 (ссылка)
Дааа, умели ведь жить на широкую ногу=)))
Спасибо за фотографии! Об этом бале я читала, но в подробностях никогда фотографии не рассматривала.
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2008 г. 11:09 (ссылка)
NADYNROM, умели! Интересно было бы узнать о тех, кто сшил, изготовил наряды и украшения для бала.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Вторник, 20 Мая 2008 г. 12:48 (ссылка)
Да-а-а...
Если бы я познакомился с Вами раньше! Лет пять назад вышла моя книжка "Литературный герой в мире вещей". В общем-то это своеобразное пособие по изучению литературы: вещь-портрет, вещь- характер, вещь- судьб, говорящие вещи... Вещь - в самом широком смысле этого слова... Костюм там тоже фигурирует. И теперь я думаю - какие бы иллюстрации могли быть! Какие "сведения" можно бы было использовать... Хотя многие самые популярные книги по костюму я использовал...
Если Вы, Таня, дадите мне своё "мыло", я могу выслать кое- какие фрагменты из этой своей книжки. Может заинтересует...
И ещё. Тут в одном комментарии к моему страшноватому жирно-чёрно- красномуу посланию под названием "Уроки словесности"- завязалась "грозная" якобы литературная дискуссия.
Мне кажется, Вы тот человек, который может поставить хоть какие-то точки над некоторыми просто удручающими меня - i .
Я не неволю, просто думаю - Вам будет интересно, куда катится литература. вернее некоторые читатели. С разрешения хозяина Дневника я перенёс туда кое-какие материалы, ничего не изменяя...
Снова и снова склоняю голову перед Вашими талантами!
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Вторник, 20 Мая 2008 г. 13:14 (ссылка)
А_Гусев, Александр, Вы меня захваливаете абсолютно необоснованно, моя роль крайне скромная - только собрать статьи и иллюстрации (дать на них ссылки).

Ваша книга меня заинтересовала, с монитора я не читаю (зрение слабое, глаза устают), а вот купила бы с удовольствием, это возможно?
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Вторник, 20 Мая 2008 г. 13:26 (ссылка)
Исходное сообщение А_Гусев
Тут в одном комментарии к моему страшноватому жирно-чёрно- красномуу посланию под названием "Уроки словесности"- завязалась "грозная" якобы литературная дискуссия.
Мне кажется, Вы тот человек, который может поставить хоть какие-то точки над некоторыми просто удручающими меня - i.


Я не люблю участвовать в каких бы то ни было дискуссиях, литературный вкус, как и любой другой, не предмет для спора. Футуристы сбрасывали с парохода современности классиков 19-го века, Пушкин писал, не зная Толстого (помните такой анекдот), Гомеру, бедолажке, вообще, не на кого было опереться. Если кому-то хорошо смотреть после тяжелого рабочего дня сериал про Луиса Альберто или читать иронические детективы - прекрасно!
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Вторник, 20 Мая 2008 г. 13:59 (ссылка)
Жаль! но хотя бы посмотрите, что творится! Такой человек, как Вы не может не ужаснуться!
Книжку, к сожалению, давно уже купить нельзя, даже в Риге.
И в-третьих - я Вас не захваливаю, а гооворю, что думаю. Без таких, как Вы, весь этот парад дневников потерял бы половину...
Третьяков, между прочим, тоже не писал картины. А Дягилев не танцевал и не пел, но без него мир не узнал бы Шаляпина или Павлову.
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Вторник, 20 Мая 2008 г. 22:47 (ссылка)
А_Гусев, я постаралась прочесть комментарии к посту (кстати, Вы выбрали такой мелкий шрифт, что это не так-то просто), мне 21 год, я вижу разных ровесников, не ужасаюсь им, более старшему поколению - тоже. Нравственный мир человека, его способность к любви и к др. сложным чувствам необязательно связана с потребностью читать художественную литературу, вообще, читать, хоть газету. Сужу по своей маме, например, она читает молитвослов раз в год и всё, но при этом она настоящая Мать и Хозяйка дома, я ее уважаю и люблю. Для ее карьеры тоже не обязательны были книги, она и без них была очень ответственным и опытным специалистом, занимала престижную номенклатурную должность.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 15 Сентября 2008 г. 18:46 (ссылка)
Очень красиво. элегантно, импозантно.
Ответить С цитатой В цитатник
BatashN   обратиться по имени Суббота, 10 Октября 2009 г. 12:51 (ссылка)
Потрясающий пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Богомолка   обратиться по имени Четверг, 12 Ноября 2009 г. 08:57 (ссылка)
Спасибо за интересный пост
Ответить С цитатой В цитатник
eto_Krutaa_cherepaha   обратиться по имени Вторник, 08 Марта 2016 г. 23:21 (ссылка)

Ответ на комментарий La_belle_epoque

Блондинка, брюнетка и шатенка попали к ведьме, та говорит:
- Тот, кто скажет неправду, исчезнет!
Брюнетка говорит:
- Я думаю, что я красивая! Исчезла.
Шатенка говорит:
- Я думаю, что я умная! Исчезла.
Блондинка говорит:
Продолжение в моем блоге...
aTaTrw4Q4k (300x350, 70Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку