-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_belle_epoque

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2007
Записей: 3037
Комментариев: 21282
Написано: 39987


Поиски "русского стиля"

Суббота, 02 Февраля 2013 г. 22:39 + в цитатник

Цитата поста  vita_colorata


 

Для разговора о неорусском стиле я выбрала три здания. Их, конечно, гораздо больше и я ,несомненно, вернусь к этой теме еще не один раз. Три этих дома,  во многом похожи соединением кирпичной кладки с богатым декором из керамической плитки, поэтому их будет уместно сравнить друг с другом.

Я начну с одного из ранних представителей русского стиля в Москве - с дома архитектора Александра Каминского 1876 года.

Каминский, женатый на сестре Третьякова, более известен своей Третьяковской галереей.  Каминский строил во времена "золотого века" русского стиля , славянофильские идеи процветали и они подготовили почву для серьёзного изучения народного искусства. Однако в этом доме, я бы говорила пока о заимствовании каких-то элементов народной архитектуры, которые стали расхожим набором многих зодчих того времени. И, который обогатил предшественник Константин Тон, выдумывавший собственные архитектурные элементы по мотивам существуюших.


 

 
Стены, выложенные в два цвета облицовочного кирпича со вставками из полихромных изразцов напоминают  народные вышивки,  в которых тоже бывают вкрапления иного цвета, вносящие живое разнообразие в геометрию фона.
 

 
Однако, мне кажется, что автор вдохновлялся не только русской вышивкой и даже не столько.  Стена очень уж похожа на Палаццо Дукале в Венеции.
 

  Керамика напоминает изразцовые вставки на наших церквях 17 века. 


Хороши детали: ворота, дверь.
 

 

 

 
Интересно сравнить этот дом со следующим образцом - домом архитектора Николая Никонова на Колокольной улице , 11 в Петербурге. Построенный в 1900- 1902 годах, то есть спустя почти четверть века, он продолжает традицию кирпичных домов с полихромными вставками, но уже в более близкой модерну трактовке.
 

 


Дворовый фасад
 

 

 
Прекрасно выложенные своды.
 

 


Майолика, которая по цветовой гамме стала ближе к модерну .
 

 


Стремление к возрождению народных традиций в икусстве начала 20 века я бы отнесла к поискам утраченной целостности картины мира, которая была в народе. Народное искусство основывалось на прапамяти,  на связи человека с природой, личного микрокосма с макрокосмом. Художественный образ был неразделимо слит с идеей. 
Модерн, увлекавшийся синтезом искусством , обратился к глубокому изучению национальных корней как раз в поисках решения задачи, как объединить символику, декоративность и функциональность в единый художественный образ.
Наиболее характерным для этих поисков мы можем считать доходный дом Перцовой, построенный рядом с храмом Христа Спасителя в 1905-1907 годах Н.К.Жуковым по эскизам художника Малютина.
Время модерна было временем максимального сближения искусств, поэтому неудивительно, что здания строились по рисункам художников. Однако, общее объемное решение мне кажется тяжеловатым.

 

 
Дом гораздо интереснее с близких ракурсов.
 


Художник Сергей Малютин, принадлежавший к объединению "Мир Искусства", участник художественной жизни в Талашкино, стилизовал и применил элементы народного искусства со знанием и пониманием их сути , но уже в современной трактовке, со знанием архитектурного европейского мэйнстрима.  Этим можно объяснить столь остроконечные щипцовые кровли, более характерные для средневековой европейской культуры.
 

 
Мощные керамические окантовки окон напоминают окна ярославских Коровников.
 

 


Однако, здесь нет прямого копирования, есть переосмысление,  в котором опять участвуют художественные веяния времени и взгляд человека 20 века на почти языческое прошлое, поскольку в народном искусстве очень много архаической дохристианской символики. Например солярные знаки, которые  дошли до нас из глубоких веков. Поскольку дом - микрокосм хозяина был отражением макрокосма - окружающего мира,  то и устроен он был по образу и подобию. В нем была подклеть и погреб - подземный мир, клеть - земля и крыша - небо.  Солнце на фронтоне дома было охранным знаком.
Солярный знак на доме в Угличском районе.

 

 
Аналогичное солнце присутствует и на доме Перцовой. При этом еще в двух трактовках- на керамическом панно в таком виде, как рисовалось обычно на русских прялках - в виде бегущего колеса-солнцеворота и , выложенное из кирпича, аналогично пропильной резьбе на крыше.
 


Тем не менее, размытость и цветовая гамма керамики говорит о времени создания дома и о том, что художник  был знаком с декоративными поисками художников артнуво.  Мне она напоминает картины Мориса Дени, в которых много сложных цветовых сочетаний и неотчетливости.
 

 


 

Кузьма Петров-Водкин считал тремя типичными русскими цветами красный, синий и зеленый.  Придерживаясь такого же мнения, Малютин сильно разбавляет насыщенность цвета и делает орнамент словно рисованным рукой,  создается впечатление, что каждая  плитка нарисована отдельно. Некоторая неумелость , "дикость" рисунка были тем, что покорило Европу в наши "Русские сезоны". Музыка Стравинского , декорации Рериха, костюмы Бакста - первобытность искусства, его незамутненность и непосредственность, - казалось снова вернулись  времена, когда солнце было богом, а человек частью природы.
 

 

Декор на здании практически не повторяется, каждое окно имеет свое обрамление, каждая дверь свой портал.
 

 

 

 


Птица Сирин, столь любимая художниками модерна. Птицы Сирин, Алконавт Алконост и Гамаюн не были исконными обитательницами наших мест. Сирин пришла из древнегреческой мифологии, в которой она была сладкоголосой сиреной, от которой отбивался Одиссей. У Алконоста была прародительница Алкиона. Тем не менее они уже так давно присутствуют в нашем русском искусстве, что стали вполне своими. Эта вот - живет в городе Юрьеве на стене Георгиевского собора уже почти 8 веков.

 
Сирин и её подружки вдохновили многих. Васнецова.
 


Не единожды Билибина.
 

 


Александр Блок написал стихотворение "Сирин и Алконост",  а писатель Владимир Орлов свой роман-биографию Блока назвал "Гамаюн", сравнив иносказательно поэта с вещей птицей.
У Малютина своя Сирин.

 


Неожиданная игривая "волюта".
 

 Я бы для себя сделала вывод во наущение, что настоящее искусство получается , когда художник не заимствует механистически приемы, а пропускает через себя, выражая свой взгляд на историческое прошлое, его продолжая, а не копируя формально без осмысления.  Думаю, что если возникнет очередной всплеск интереса к русской теме, будут , как подражатели, так и продолжатели традиции.
 

 
Видно, что дом влияет на своих обитателей :
 



Рекомендую
Архитектура России. Поиски национального стиля | В. Г. Лисовский | Энциклопедия мирового искусстваАрхитектура России. Поиски национального стиля | В. Г. Лисовский | Энциклопедия мирового искусства
Деревянный дом. История и архитектура | В. Г. ЛисовскийДеревянный дом. История и архитектура | В. Г. Лисовский
Мотивы русской архитектуры | Наталия МайороваМотивы русской архитектуры | Наталия Майорова
Архитектурные памятники МосквыАрхитектурные памятники Москвы
Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque
Рубрики:  АРХИТЕКТУРА
Россия
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 12 пользователям

Ostreuss   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2013 г. 16:21 (ссылка)
Спасибо.
В Петербурге в войну после попадании бомб и пожара рухнул т.н."Дом-сказка" - доходный дом Кольцова, арх. Бернардацци, 1905-07 (http://www.citywalls.ru/house5025.html), современник "московского" Перцова (есть ещё питерский "Перцов", чистый модерн - но неинтересный). "Дом-сказка" был очень эффектен и наворочен.

После войны на его фундаменте построен сталинский дом, который по-прежнему называют "домом-сказкой". Также называется кафе в этом доме.
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2013 г. 22:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Ostreuss

А, может быть, вам попадались фотографии/эскизы майоликовых панно дома-сказки по эскизам Врубеля?
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Вторник, 05 Февраля 2013 г. 11:54 (ссылка)

Ответ на комментарий La_belle_epoque

Пока нет.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку