Это был мрачный, мрачный прежде всего, замкнутый — нет, сомкнутый своими «начинаниями» — очень молодой человек. Он пришел с черного хода, снял шапку и постучал в ближайшую дверь. Она оказалась Марининой. Он вошел в протянутые кверху зеленые руки недавно выбранных Мариной, друг на друга не похожих растений, стоявших вокруг мужского большого письменного стола. В блеск книжных переплетов и стекол старинных гравюр, в портреты Наполеона и герцога Рейхштадтского, Марии Башкирцевой, Сары Бернар и мамы, мамы, глядевшей на него сверху и вбок — взглядом полунегодованья-полугордыни, которым она когда-то поглядела в Нерви под объективом фотографа, может быть думая о Тигре. Взгляд этот жил и жил с нами, после нее. Это тот портрет, о котором Марина в своих воспоминаниях о детстве писала: «где она так похожа на Байрона». Чертами — нисколько. Но вот этот взгляд, сверху и вбок…
— Вы Марина Ивановна Цветаева, автор «Вечернего альбома»? — спросил вошедший, небольшой, плотный, остроглазый, низколобый человек.
— Я.
— А я — Цибербиллер. Я пришел с вами потолковать об убеждениях и о мнениях. Я не могу установить ваши по стихам. У меня много вопросов. Вы не заняты сейчас?
Что ему отвечала Марина? Но довольно скоро она привела его наверх ко мне и, только поведя в его сторону глазами, сказала все. И мы бросились в бой. Что мы только говорили! Это было совершенное вдохновенье отчаяния! Мы говорили все, что нам шло в голову — и не шло — в его. Бред за бредом. Ликовали, опьяняясь свободой вымысла и его все мрачневшим взглядом. Наконец Марина подвела его к окну, где за инеем светились окна фантастического здания типографии Левенсона — с башенками.
— А тут живет наш дед, он — феодальный барон, — сказала Марина. — И мы с Асей…
— … каждый день ездим к нему в карете с гербами, — продолжала я, — и он…
Но наш гость сказал твердо:
— Мне надо идти заниматься. Я, может быть, еще к вам приду.
Анастасия Цветаева "Воспоминания"
Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсон, одна из крупнейших фирм Москвы, специализировавшаяся на производстве литографской продукции. Основано в 1881 А.А. Левенсоном первоначально как единоличное предприятие в собственном доме в Рахмановском переулке. В 1887 фирма преобразована в товарищество на вере «Торговый дом А.А. Левенсон и Ко». В 1889—90 учреждено Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон с основным капиталом 210 тыс. рублей (500 тыс. рублей в 1913).
В 1900 г. на приобретённой земле в Трёхпрудном переулке по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля построено новое здание типографии. В 1910 в типографии Левенсона напечатан первый поэтический сборник М.И. Цветаевой «Вечерний альбом». Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг. В 1912 факсимильно выпущены «Архангельское Евангелие 1092 г.», в 1914 опубликована книгу «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова...». Фирма выпускала специальные юбилейные издания в «русском стиле» — «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913) и др. С 1896 имела звание поставщика российского императорского двора.
Проект здания в Трехпрудном был утвержден в феврале 1900-го года, а в апреле-ноябре этого же года проходила Всемирная выставка в Париже, которую Шехтель посетил и где проникся идеями модерна. Поэтому, вернувшись в Москву, Шехтель оформил интерьеры уже согласно новым канонам модерна, в переделке же внешнего облика здения его возможности по понятным причинам были ограничены. Поэтому изменения коснулись деталей. Например, расстекловки окон второго и третьего этажей — на втором этаже окна характерной для модерна трехчастной формы с плавным изгибом посередине и с верхней частью из маленьких прямоугольников (как и у окон шехтелевского же театра МХТ в Камергерском переулке). Появились цветы чертополоха — тема, характерная для московского модерна, взятая от французских образцов Ар Нуво.
Интересно, что при общей асимметрии здания оно выглядит симметричным, если смотреть со стороны Мамоновского переулка.
В 1917 типография приобретена Земгором, после Октябрьской революции национализирована, преобразована в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, в 1924 ликвидирована.
Фотографии в альбоме «Типография А.А. Левенсона» Ekaterina888mist на Яндекс.Фотках
Рекомендую
Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна" La_belle_epoque