-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2757
Комментариев: 67
Написано: 2967


Александр Роу - нелегкая судьба доброго сказочника

Пятница, 06 Сентября 2024 г. 00:51 + в цитатник

 

Александр Роу - нелегкая судьба доброго сказочника 

 

В его фильмах не было нотаций. Но каждым эпизодом они учили добру, дружбе, силе характера, любви к Родине. Рассказывали, что Александр Роу был великим дипломатом и умел найти общий язык даже с самыми конфликтными людьми. При этом команду, с которой работал, подбирал очень тщательно. Судьба же у замечательного режиссера была совсем не легкой.

 

Александр Артурович Роу, советский кинорежиссер.

 

Трудное детство

 

Будущий кинорежиссер появился на свет 24 февраля (9 марта) 1906 года в городке Юрьевец Костромской губернии (ныне территория Ивановской области). Его отец, ирландец Артур Уильям Роу, происходил из зажиточной семьи, владевшей успешным мукомольным производством. В 1904-м его пригласил в Россию купец Семен Катюшин - в Юрьевце он установил одну из первых механических мельниц и мечтал наладить производство муки по последнему слову техники. Молодой ирландский специалист приехал, чтобы внедрить передовой опыт, который уже освоила его семья.

 

Здесь, на высоком берегу Волги, Артур встретил юную красавицу-гречанку Юлию Карагеоргий. Юноша называл возлюбленную на свой манер: Эйли Кэраджордж.

 

Один за другим в семье родились два сына - Александр и Георгий. Однако выжить суждено было только Саше, его младший брат yмep еще в младенчестве. В 1909-м Роу единственный раз все вместе съездили в Ирландию, к родне Артура. А спустя несколько лет началась война...

 

Артур Уильям Роу, отец режиссера-сказочника Александра Роу.

 

Достоверно неизвестно, почему семья Роу покинула Юрьевец. Известно лишь, что после 1914-го Юлия находилась в Москве, где пыталась поправить пошатнувшееся здоровье, Саша - в Одессе (видимо, у родственников мамы). Где в это время был Артур - нигде не упоминается, даже в письмах Юлии сыну. Возможно, уже тогда брак распался. Ирландские родственники упоминали, что в период между 1914-м и 1917-м годами Артур вновь приезжал к отцу, но уже один, без семьи, и ненадолго - не задерживаясь в родной стране, он вернулся в Москву.

 

В марте 1918-го Артур Роу, не принявший революции и новой власти, уехал из России в последний раз. Последующие 30 лет он прожил в Великобритании. Брату Чарльзу Артур рассказывал о том, как бежал из охваченной войной страны на поезде, следовавшем через Владивосток. Часть пути мужчина стоял между вагонами, деньги на дорогу добывал порой игрой в карты... В таком положении не было и речи о том, чтобы взять с собой серьезно болевшую жену и маленького сына.

 

По воспоминаниям родных, Артур еще 3 года ходил на вокзал встречать поезда, привозившие эмигрантов из России: ждал, что Юлия решится на переезд и семья воссоединится.

 

Почему Юлия так и не согласилась ехать на чужбину - навсегда останется загадкой. Может быть, причина была в ее частых болезнях. Может быть, держал пожилой отец, нуждавшийся в уходе. А может быть, виной всему - водка, к которой среди социальных неурядиц пристрастился Артур, и не было уже ни любви, ни доверия супругу. Между тем, положение женщины было крайне тяжелым.

 

От былого достатка не осталось и следа. Уже в 1916-м 10-летний Саша вынужден был работать, чтобы поддержать маму и дедушку. Семья жила тогда в Сергиевом Посаде и мальчик хватался за любую работу: прислуживал в Троице-Сергиевой лавре, пел в церковном хоре, мыл полы в Успенском соборе, продавал на улице изделия местных ремесленников-кустарей - мыло, деревянные гребешки, спички... Лишь после революции Саша смог учиться: закончив школу-семилетку в Сергиевом Посаде, поступил в промышленно-экономический техникум в Москве. Во время учебы в техникуме Александр стал участником кружка художественной самодеятельности. Вместе с товарищами он побывал на выступлениях агитационного театра "Синяя блуза" при Московском институте журналистики. Наблюдая за происходящим на сцене Саша осознал, что влюбился в эстраду и театральное искусство.

 

Работа в агиттеатре "Синяя блуза" стала для Александра Роу первым шагом к кинематографу.

 

Путь к славе

 

Вскоре юноша стал полноправным членом театрального коллектива "синеблузников". Среди его товарищей были инициатор движения Борис Южанин, поэты Владимир Маяковский и Василий Лебедев-Кумач, композиторы Михаил Блантер, Даниил Покрасс, актеры Владимир Зельдин, Михаил Жаров, художник Борис Эрдман и многие другие молодые люди, в будущем ставшие известными деятелями советской культуры.

 

Александр Роу в молодости.

 

По совету Бориса Южанина Роу поступает в киношколу Бориса Чайковского, учится на режиссера (окончил в 1930-м). Уже работая помощником режиссера на студии "Межрабпомфильм", он продолжает учебу в драматическом техникуме им. Марии Ермоловой (окончил в 1934-м). На практике главным учителем Роу становится легендарный советский кинорежиссер Яков Протазанов.

 

С самого начала, перенимая секреты мастерства у мэтра, Александр Роу показал себя великолепным организатором. Ему удавалось сделать даже то, что казалось невозможным. Он умудрялся договориться со всеми, достать все необходимое, уладить любой конфликт. Александр Артурович одинаково легко находил общий язык и с маститыми актерами, и с работниками массовки. В то же время Роу, как губка, впитывает в себя все мастерские приемы и методы работы режиссера, одновременно формируя вокруг себя круг друзей и единомышленников.

 

Уже в те годы он мечтает о создании киностудии, где можно было бы снимать веселые и страшные сказки. Идея, казавшаяся несбыточной в эпоху идеологического кинематографа, нашла поддержку среди соратников начинающего режиссера. Многие из тех, с кем Роу начинал работать, были рядом с ним все последующие годы.

 

  • Оператор Леонид Акимов вспоминал: "У него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей, а вот к новичкам Роу относился довольно подозрительно..."

 

Первой самостоятельной работой Александра Роу стала сказка "По щучьему велению". Удивительно, как в 1937 году режиссеру удалось получить "добро" на такой сценарий. Тем более, что в основе сюжета была пьеса Елизаветы Тараховской - декадентки, не вписавшейся в "соцреализм" и пребывавшей в опале.

 

Несколько месяцев хождения по кабинетам - и Роу смог добиться одобрения сценария. После этого за ним на долгие годы вперед закрепилась репутация волшебника. Но никто тогда и подумать не мог, что сказка станет главным жанром режиссера, принеся ему (а вместе с ним и советскому детскому кино) мировую известность. Впрочем, может быть как раз сам Александр Роу знал это заранее. Недаром он утверждал, что именно такие фильмы нужны детям:

 

"В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений — этого дети не любят, — писал Роу. — Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино — искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача — взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть..."

 

Фильм-сказка "По щучьему веленью" - первая самостоятельная режиссерская работа Александра Роу, увидевшая свет в 1938 году - имела феноменальный успех у зрителей.

 

PS: Заметим, что мама Александра Артуровича, Юлия Карагеоргий, была рядом с сыном, поддерживала его во всем, радовалась его успехам. Она скончалась в 1950 году, в возрасте 78 лет.

 

Сказочная эпоха

 

Картина "По щучьему веленью", вопреки ожиданиям кино-чиновников, имела феноменальный успех у зрителей. Самоходная печь, шагающие сами ведра, пятящиеся гуси, говорящая щука и волшебное превращение зимы в лето - все выглядело реалистично, вызывая восхищение мастерством режиссера и съемочной команды. Специалисты знали, что Роу категорически отказался от использования анимации для создания спецэффектов, стремясь к максимальной натуралистичности в каждом кадре и применяя для этого новаторские идеи.

 

За дебютной лентой последовали "Василиса Прекрасная" (1939), "Конек-горбунок" (1941), ставший первой в Советском Союзе цветной полнометражкой, "Кащей Бессмертный" (1944).

 

Рассказ о вечной борьбе добра со злом был актуален в трудное военное время.

 

В послевоенные годы приоритетным для бюджета было восстановление страны. Люди увлеченно отстраивали новую мирную жизнь на месте разрушенных городов и поселков. Финансирование кинематографа соответствовало духу времени, на съемку сказочных сценариев средства не выделялись. За 8 лет после Победы Александр Роу снял несколько документальных фильмов.

 

Один из них - "День чудесных превращений", снятый в 1949 году и рассказывавший о жизни ребят в лагере "Артек". Во многом эта картина стала новаторской: режиссер соединил в ней постановочный сюжет с документальной съемкой, трофейная цветная пленка и недавно разработанная в СССР аппаратура позволили снять стереоскопическое кино.

 

Стереопара фильма "День чудесных превращений".

 

В 1952 году режиссер смог вернуться к своему любимому жанру. Первой его работой после долгого перерыва стала сказка "Майская ночь, или Утопленница", сценарий которой был написан по мотивам одноименной повести Николая Гоголя. Эта сказка, как и предыдущий фильм, была стереоскопической. (В те годы Советский Союз опережал зарубежные кинофабрики в освоении технологии объемных фильмов, регулярно выпуская разножанровые ленты. В крупных городах работали стерео-кинотеатры, совершенствовалось оборудование для производства и демонстрации.)

 

Новаторский стерео-формат привлекал не только Александра Роу. В послевоенном Советском Союзе "объемное" кино было популярно и у режиссеров, и у зрителей.

 

В 1954-м Роу порадовал зрителей еще одним фильмом, снятым про жизнь пионеров: "Тайна горного озера" - экранизация повести Вахтанга Ананяна "На берегу Севана".

 

"Тайна горного озера", как и "Пленники Барсова ущелья", снятые по произведениям Вахтанга Ананяна, были популярны в 50-е годы ХХ века, но оказались основательно забыты сейчас. На мой взгляд, напрасно.

 

Нетипичной становится и следующая картина - "Драгоценный подарок" (1956). Добрая и уютная комедия, снятая мастером для взрослых и рассказывающая о семейных отношениях и доверии.

 

"Драгоценный подарок" - пожалуй, единственная художественная картина Александра Роу, снятая для взрослых.

 

В последующие годы на экраны страны одна за другой выходили фильмы-сказки Александра Роу, каждая из которых оказывалась шедевром. По сей день работы мастера остаются примерами для обучения кинематографистов во всем мире.

 

"Новые похождения Кота в сапогах", 1958.

"Марья-искусница", 1959.

Фильм-балет "Хрустальный башмачок", 1960.

"Вечера на хуторе близ Диканьки", 1961.

"Королевство кривых зеркал", 1963.

"Морозко", 1964.

"Огонь, вода и... медные трубы", 1968.

"Варвара-краса, длинная коса", 1969.

"Золотые рога", 1972."Золотые рога", 1972.

"Финист - ясный сокол", 1975.

 

Фильм "Финист - ясный сокол" стал последним для Александра Артуровича. Работу над ним он завершить не успел: написал сценарий, утвердил актеров, а съемки уже вел его ученик и помощник Геннадий Васильев, детали сценария дорабатывал актер и давний друг Роу Лев Потемкин.

 

Под конец 1973 года Александр Артурович Роу серьезно заболел. Увы, лечение в стационаре не помогло: 28 декабря талантливого кинорежиссера не стало. Ему было 67 лет. Советский кинематограф подарил детям еще множество замечательных фильмов (в том числе и сказок). Но картины Александра Роу остались непревзойденными, став отдельной эпохой.

 

Личная жизнь

 

Личная жизнь режиссера складывалась далеко не столь успешно, как профессиональная.

 

В начале 30-х Александр Роу в первый раз женился. Его избранницей стала актриса оперетты Елена Савицкая. Для Елены Федоровны это был третий брак, от первых двух у нее подрастали дочери - Светлана и Галина. Союз ее с режиссером продлился несколько лет.

Актриса Елена Федоровна Савицкая была первой женой Александра Роу.

 

В 1939-м, во время съемок сказки "Василиса Прекрасная", Роу сблизился с актрисой Ириной Зарубиной. Она стала его второй женой.

Ирина Петровна Зарубина - вторая супруга Александра Роу.

 

В 1940-м у пары родилась дочь Татьяна. Однако семейная жизнь не ладилась: Роу работал в Москве, Зарубина отказывалась переезжать из Ленинграда, где работала в театре. Отказалась она отправиться с режиссером в эвакуацию в Сталинабад (сейчас Душанбе) после начала Великой Отечественной войны. После этого их жизненные пути разошлись окончательно.

 

Возможно, именно поэтому ни дочь Александра Артуровича Татьяна, ни ее сын Алексей Рыбников (единственный внук режиссера, живущий в Санкт-Петербурге) никогда не соглашались общаться ни с прессой, ни с ирландскими родственниками Роу. Никакой информации о том, как сложилась их жизнь, в открытом доступе нет.

 

После войны Александр Артурович женился в третий раз. С супругой Еленой Георгиевной режиссер наконец обрел семейное счастье. Но детей в этом браке не появилось.

 

***

 

Он снимал чудесные сказки, которыми восхищались миллионы зрителей. Лишенные формализма и политики, фильмы Роу, пронизанные добром и светом, актуальны и сегодня, в век спецэффектов и компьютерных технологий. Его лучшие картины с удовольствием смотрели советские дети и увлеченно смотрят дети современные.

 

Но, увы, мечта Роу смотреть свои фильмы вместе со своими детьми так и не сбылась...

 

Скончался 28 декабря 1973 года в Москве.

За пять дней до смерти, в больнице, попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола».

Его друг Лев Потёмкин организовал всё, как он просил.

Похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище (16 участок).

Могила Александра Артуровича и Елены Георгиевны Роу на Бабушкинском кладбище (г. Москва).

 

В начале 60-х ирландские родственники (двоюродный брат и его семья) попытались найти Александра Артуровича и даже поделились с ним наследством, доставшимся от деда. Присланные 300 фунтов режиссер принял (после положенных государству выплат он смог приобрести себе новое пальто и фотоаппарат), но поддерживать отношения отказался. Возможно, причина была политической: родственные связи за рубежом в те годы не приветствовались. А может быть, даже став взрослым Саша не смог простить отца, когда-то бросившего их с мамой в крайней нужде.

 

Не увенчалась успехом и попытка знакомства в самом начале 70-х: родственница жены кузена Роу в тот период работала в "Интуристе" и попыталась познакомиться с Александром Артуровичем. Она даже побывала в гостях у режиссера и получила в подарок от него деревянную игрушку-реквизит. Однако этот визит стал единственным, общение так и не сложилось.

 

Тем не менее, потомки ирландского рода Роу гордятся своим знаменитым родственником и стремятся популяризировать его творчество в странах Европы: они устраивают кинопоказы, принимают участие с лентами Александра Роу в различных фестивалях и мероприятиях, посвященных кинематографу.

 

Благодаря их усилиям замечательные фильмы-сказки Александра Роу и сегодня приносят радость зрителям не только в России, но и во всем мире. 

Дом сказки А. Роу в Юрьевце

Дом сказки А. Роу в Юрьевце

streglova

 

Серия сообщений "Режиссёры":
Часть 1 - ТРЕТЬЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ШУРИКА. КАК ГАЙДАЙ С БУЛГАКОВЫМ СПРАВИЛСЯ
Часть 2 - Вятские Сказки
...
Часть 40 - Арнольду Шварценеггеру 77. С днем рождения, Арни!
Часть 41 - История короля саспенса сэра Альфреда Хичкока через десяток его «самых» творений
Часть 42 - Александр Роу - нелегкая судьба доброго сказочника
Часть 43 - Парадоксы судьбы режиссёра Довженко: Из-за чего «Гомер мирового кино» оказался на коротком поводке у Сталина
Часть 44 - Воробьёв Владимир Егорович
...
Часть 46 - Актёр, сценарист, художник-мультипликатор и режиссер в одном лице.
Часть 47 - 120 лет со дня рождения драматурга, сценариста, актёра, каскадёра Александр Ржешевского
Часть 48 - 7 знаменитых фильмов Леонида Менакера

Серия сообщений "Сценаристы":
Часть 1 - Роберто Бениньи / Roberto Benigni отмечает сегодня 71-й День рождения
Часть 2 - 120 лет создателю старика Хоттабыча
...
Часть 11 - "Робокоп 2" по сценарию Пола Верховена
Часть 12 - История короля саспенса сэра Альфреда Хичкока через десяток его «самых» творений
Часть 13 - Александр Роу - нелегкая судьба доброго сказочника
Часть 14 - Парадоксы судьбы режиссёра Довженко: Из-за чего «Гомер мирового кино» оказался на коротком поводке у Сталина
Часть 15 - Воробьёв Владимир Егорович
...
Часть 17 - Актёр, сценарист, художник-мультипликатор и режиссер в одном лице.
Часть 18 - 120 лет со дня рождения драматурга, сценариста, актёра, каскадёра Александр Ржешевского
Часть 19 - 7 знаменитых фильмов Леонида Менакера

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку