-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2570
Комментариев: 61
Написано: 2761


Музыка и музЫка в поэзии и прозе Пушкина

Суббота, 24 Августа 2024 г. 16:07 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto Музыка и музЫка в поэзии и прозе Пушкина

«Из наслаждений жизни
Одной любви Музы’ка уступает»

c550bca8 (1) (700x500, 241Kb) Эти слова Пушкин, ценитель музыкального искусства, вложил в уста Дон Жуана в «Каменном госте».
Не удивляет музЫка? Или по сложившейся привычке тянет объяснить ее «поэтической вольностью»?
Да, в воле Пушкина было выбрать именно такой, архаичный вариант: уже практически везде звучала «мУзыка». «Младшей» нормы придерживались уже и Карамзин, и поэты пушкинской поры — Рылеев, Баратынский, Грибоедов…
Да и родной дядя Пушкина — Василий Львович — следовал новой речевой моде. Трудно сказать, как произносил это слово Александр Сергеевич в жизни — проза не хранит ударений. Но, когда речь шла о Россини, он скорее имел в виду мУзыку, а не музЫку (в XIX в. итальянская musica победила в русском языке французскую musique). В поэзии же он — «архаист» и последовательно придерживается «старшей» нормы.


Например, в «Руслане и Людмиле», когда описывает побег главной героини: Бежит в серебряную дверь; Она с музы̀кой отворилась, И наша дева очутилась В саду.«Архаизм» мотивирован — его требуют «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

М. Глинка
Опера "Руслан и Людмила"
Танцы в замке Черномора

Т.Хренников
Песня из к.ф. "Руслан и Людмила"
исп.М.Магомаев





Историческая правда не терпит новомодного произношения и в «Борисе Годунове», в реплике сандомирского воеводы, отца Марины Мнишек: Мы, старики, уж нынче не танцуем, Музы̀ки гром не призывает нас.
М.П.Мусоргский
Опера "Борис Годунов". Акт 3, сцена 2
Полонез





Но ведь и в современном Пушкину действии, в «Евгении Онегине»: Музы̀ка у̀ж гремѐть уста̀ла; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота, и звучит признание автора: Люблю музы̀ку экосезов.
П.И.Чайковский
"Евгений Онегин"
Акт 3, сцена 1, Экосез 1




Зачем тут «музыкальный историзм»? Возможно, для торжественности, для придания стиху «высокого» звучания, достойного «искусства муз» (а музыка с греческого переводится именно так).

Итак, есть три причины быть *орфоэпическим архаистом: повествование о далеком прошлом, историческая правда, торжественность момента.
И это имеет смысл держать в уме. Чтобы не испортить музыкой своего чтения возвышенную музыку пушкинского стиха.

*Орфоэпический архаист - определяющий произносительные нормы языка, часто использующий в своей речи устаревшие, архаичные слова.

источник

Серия сообщений "Экранизации произведений Александра Пушкина":
Экранизации произведений Александра Пушкина — многочисленная фильмография, имеющая важное значение для культуры России.
Снимать фильмы по произведениям классика литературы в России начали практически сразу с проникновением кинематографа в страну.
Часть 1 - Руслан и Людмила (поэма А. Пушкина)
Часть 2 - «Метель». Литературная шутка и гениальная музыка
...
Часть 31 - А.С.Пушкин. "Жил на свете рыцарь бедный"
Часть 32 - Мистическая "Дама пик" или нет..?
Часть 33 - Музыка и музЫка в поэзии и прозе Пушкина

Серия сообщений "Аудиозаписи":
Часть 1 - Гаврилиада А С Пушкин (аудиокнига)
Часть 2 - "Сказка о медведихе" А.С.Пушкин, аудиокнига
...
Часть 4 - А.С. ПУШКИН «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА». Аудиокнига. Читает Александр Клюквин
Часть 5 - А.С.ПУШКИН - Евгений Онегин
Часть 6 - Музыка и музЫка в поэзии и прозе Пушкина

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку