-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2742
Комментариев: 67
Написано: 2952


Старик Хоттабыч (фильм)

Четверг, 01 Августа 2024 г. 14:45 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts

✨ Шедевры советского кинематографа. Геннадий Казанский «Старик Хоттабыч»
 

 "Старик Хоттабыч" (1956) как эстетический феномен 

_900 x 600 blue.png

В Советском Союзе в середине ХХ века "Старик Хоттабыч" был популярен не меньше, чем сегодня, например, "Властелин колец" - такой абсолютный бестселлер. Премьерный показ фильма состоялся в Ленинграде в конце августа 1957 года. После выхода фильма в прокат его ждал ошеломляющий успех, аудитория за первые полгода – 40 миллионов человек. Актеры почти год поодиночке и группами ездили по стране, встречались со зрителями. 

Киносказку 1956 года довольно часто сравнивают с одноимённой книгой Лазаря Лагина. Да, отличий действительно много – хотя бы потому, что первая редакция повести и фильм – это две разных эпохи. Довоенный мир и – послевоенный.

Больше того, есть три варианта текста – 1938, 1953 и 1955 годов. Почему?  А потому что "Старик Хоттабыч" — это не столько о приключениях Вольки, Женьки да наивного джинна, сколько о рукотворных чудесах, имевших место в Советском Союзе.       

2 xdP4OivnS4wQ9EyR_zB.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956). Высотка как архитектурное достижение СССР


Лагин переписывал нюансы по ходу дела. Смысл в том, что волшебства пожилого чародея оказываются неуместны в той реальности, что созидается, творится в СССР. Нажатием кнопки зажигается свет, а экипажи едут под землёй на какой-то неведомой тяге.

Дескать, мы сами (говоря словами другого джинна, уже из "Лампы Аладдина") можем построить дворец и разрушить город, чтобы на его месте тут же возвести мегаполис-новостройку. Вообще, книга событийно гораздо богаче ленты.

3 QVAPxDxdP4OivnS.jpg

На открытках тех лет часто изображались высотки. Интересна композиция справа - высотка вроде бы не нужна, но ...она всё равно есть. Хотя бы в виде силуэта за домами.

Давайте посмотрим на эстетическую сторону кинокартины. Это ведь просто феерия красот и видов того времени!                                   

Собственно, "Старик Хоттабыч" не единственный фильм такого плана, в 1950-х было снято много фильмов, где фон играл чуть ли не важнейшую роль при развитии сюжета, особенно, если показывали Москву-красавицу. Создавалось ощущение, что, куда бы ни шли персонажи, они везде созерцали какую-нибудь из высоток, а то и две сразу. А можно – три.

4 scale_1200.jpg

Гостиница "Украина" архитекторов Аркадия Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского. Отличное фото, но везде почему-то срезана звезда на шпиле.
                  

Но вернёмся к Хоттабычу. Уже в первых же кадрах мы наблюдаем купание мальчиков в районе Краснопресненской набережной. Они могли бы нырять, где угодно. Ан нет.

                   1 Wp6PRN0G0z3z2lHClMpNtdN.jpg

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).  Волька должен найти сосуд именно в том месте, откуда видно сразу две высотки!
       

Именно с этого места открывается завораживающий пейзаж – гостиница "Украина" и дом на Площади Восстания. Третью высотку - МИД скрывает гостиница, но если чуть пройти по набережной, она откроется взорам!

5 scale_1200 (1).jpg

Типичная видовая открытка тех лет с непременными высотными зданиями.
                                 

Тогда выпускалось очень много открыток, где так или иначе обыгрывалась тема высотных зданий – чего бы ни касалась тема, будь то Новый Год или Фестиваль молодёжи и студентов.

Поэтому сосуд с замурованным Гасаном Абдурахманом ибн Хаттабом мог покоиться только там, где можно увидеть два чуда обновлённой Москвы.

Далее мы попадаем в квартиру Костыльковых.
                                   

6 scale_1200 (2).jpg

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).
                                     

Обстановка хоть и не роскошна, но при этом респектабельна. К тому же, у них жилплощадь – отдельная, что по тем временам было круто.

Следом нас вместе с героями заносит на крышу ресторана "Пекин" (оттуда снимали панораму).

Тут мы видим ещё и главное здание МГУ зодчего Льва Руднева – это одна из роскошных доминант столицы, причём по сию пору.
             

7 scale_1200 (3).jpg

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

8 scale_1200 (4).jpg
На картине Юрия Пименова "Огни университета" мы видим тонкий световой силуэт здания... Этот сюжет - рассказ о великой мечте этой школьницы.

Для середины 50-х годов фильм "Старик Хоттабыч" - это прецедент по количеству и качеству спецэффектов. Прецедент во всем советском производстве.

1 5924672_800.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

Негласная задача была догнать и перегнать Голливуд. Производство картины потребовало особых огромных усилий от всех цехов Ленфильма. Денег при этом не жалели.

3  Untitled.jpg
Слева кадр из фильма "Старик Хоттабыч", справа эскиз режиссера Г. Казанского к фильму

Самая большая нагрузка легла на цех комбинированной съемки. Специально для этого фильма, даже, изобретали новую технику. В НИИ телевидения разработали специальную кинокамеру, специальную пленку и специальную проявочную машину.

1 133417548.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956). Пример комбинированной съемки
             
Самыми сложными были, невероятные по тем временам, съемки полета на ковре-самолете. Саму сцену с ковром-самолётом снимали на крыше строящейся тогда гостиницы "Пекин". А  полёт был снят в четвертом павильоне "Ленфильма"  куда на съемки приходили поглазеть толпы людей.

2 THIS.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).
         

Строго говоря, накладка на весь фильм была только одна-единственная, та и та анекдотическая, в кадре бананы зеленого цвета. Сегодня это кажется смешным, но тогда невозможно было найти для съёмок обычные бананы. Их завозили в магазины раз в год и всегда незрелыми и зелеными.
           
01_SU7o4pI.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

Mастера реквизиторского цеха, которые делали эти бананы из папье-маше, спелыми эти заморские фрукты не видели никогда в жизни. Вот и сделали, что знали и видели - зеленые бананы.

Но вернемся от спецэффектов к эстетике
                   

9 scale_1200 (5).jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956). Полёт над Москвой.

Ковер-самолет в Москве летит от  от площади трёх вокзалов к Садовому кольцу, то есть …к центру. Почему? А чтобы не мелькали окраины с её домишками а-ля Марьина Роща. Сейчас принято ругать советское кино за лакировку действительности.


10 scale_1200 (6).jpg
Московская улочка в конце 1950-х. Марьина Роща - какими были многие московские окраины..
     

Но искусство – по большей части - оно во все века демонстрирует идеал, социальное ожидание, грёзу, а не сугубую бытовуху.  Голливуд, он тоже чаще всего показывал не трущобы, а лоск. Ибо человек должен созерцать Мечту.
           

11  scale_1200 (7).jpg

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956). Высотка на Котельнической дорисована...

Интересно, что в сцене, где Волька, Женя и Хоттабыч едут в цирк на верблюде, снимали не в Москве, а в Сочи, но всё равно …дорисовали высотку – ту, что на Котельнической набережной, работа Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского.
 

Дворик, где живёт Волька и его недруг Пилюля, расположен в Ленинграде, на улице Савушкина. Там показана типичная сталинская малоэтажка – очень похожая, например, есть в московском Измайлово.  Уютная и при том – красивая застройка, созданная для жизни!

13  scale_1200 (9).jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

                        
3 pic_504623fb18e.jpg

Сталинская малоэтажка в Измайлово. Аналогичный квартал показан в фильме.
                 

Имеется в кадре и юг страны – точнее, Сочи. В одной из сцен герои приземляются в санатории имени Орджоникидзе, построенном в конце 1930-х годов по проекту архитектора Ивана Кузнецова.
           
16  scale_1200 (12).jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).
         

Ансамбль, созданный в лучших традициях ампира, видится монаршим чертогом, и Хоттабыч принимает сочинский дворец за владение какого-нибудь султана. А в сцене, где персонаж Ефима Копеляна спускается с лестницы, картинка решена в стилистике рококо.
             

15  scale_1200 (11).jpg

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956). Если вместо Ефима Копеляна изобразить маркизу в кружевах, будет рококо.
                   

Этот вазон с розами на фоне яркого неба – просто Франсуа Буше по ощущениям.

Режиссер Геннадий Казанский  показал, какими стали наши города (пусть и частично) всего через десяток лет после войны. Высотные здания и на контрасте с ними - комфортные малоэтажные постройки вселяли уверенность людей в завтрашнем дне. И потом, …это просто красиво!

0   circus1Untitled.jpg
Группа дрессировщика Александра Корнилова в фильме "Старик Хоттабыч". Очень колоритные образы!

Там же в Сочи снимали  сцены с преподнесенным Хоттабычем в дар своему спасителю караван слонов и верблюдов.  На Черном море в то время гастролировал цирк под управлением знаменитого дрессировщика Александра Корнилова и труппа с животными очень колоритно вписалась

0  circus Untitled.jpg
Группа дрессировщика Александра Корнилова в фильме "Старик Хоттабыч".

В главных ролях снимались обычные московские школьники, в обычной одежде того времени, на которую, тем не менее, интересно, взглянуть.

Роль Вольки досталась 12-летнему Алёше Литвинову, который, кстати, после этого фильма больше не снимался. Красить волосы (его в фильме перекрасили в блондина) и висеть на потолке ему не понравилось. Роль Жени досталась Гене Худякову, который тоже потом решил свою жизнь с кино не связывать.


1594497.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

Bот на этой картинке мы видим, как выглядела первая советская школьная форма для мальчиков. Постановление приняли еще в 1935 году, однако реально ввести её удалось только начиная с 1947 года, уже после войны.

Новая форма была очень похожа на дореволюционную: для мальчиков —  фуражка с кокардой, брюки и серая рубашка типа гимнастерки, подпоясанная широким ремнем с металлической пряжкой. К форме полагалось носить тщательно вычищенные ботинки или полуботинки чёрного или темно-коричневого цвета, однако допускались галоши, сапоги и валенки, в зависимости от климата.



Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956). А ботинки то и нечищенные!

Кроме школьной формы мальчики носят довольно обычные и широко распространенные в то время шорты и рубашки - белую и клетчатую, причем обязательно с пионерскими галстуками - без них никуда.
А вот что действительно интересно в образе Жени Богорада - это тюбетейка.

__0 a0548d3042e760c6c8dc14.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).
         

Сейчас представить на улице обычного московского ребенка, не этнического среднеазиата, в такой тюбетейке практически невозможно. Тюбетейки прочно укоренились в сознании как некий этнический головной убор, связанный с исламскими регионами, причем в разных регионах сейчас еще и тюбетейки разные.
А вот в то время все было по-другому. Тюбетейка была одним из самых популярных головных уборов для советской творческой интеллигенции в 30-50-e годы, и ее часто показывали в наших любимых фильмах того времени. Еще в начале 70-х в Москве тюбетейки продавались как минимум на ВДНХ и их там же можно увидеть на народе вместо панамок. Да я и сама там в тюбетейке ходила, причем, по-моему, выклянчила у родителей, чтобы мне купили такую красивую шапочку.

1  900 zCaptutjekre.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

Отдельного внимания заслуживают, конечно, наряды Хоттабыча - разнообразные восточные халаты!

Специального художника по костюмам в фильме не было, некоторые эскизы рисовал сам режиссер Геннадий Казанский.
Главными художниками, создававшими концепцию фильма  былa знаменитая семейная пара Исаак Каплан и Белла Маневич. Кроме того там еще работали художники А. Алексеев, М. Кандат, Михаил Кроткин

А ткани, как лично мне кажется, использовали те, что выпускались для пошива штор или покрывал. Вот красный халат сверху - нечто очень типичное...из интерьеров..

1   Untitled.jpg
Справа эскиз режиссера Г. Казанского, слева костюм из фильма в тех же цветовых сочетаниях из ткани, которую нашли

Роль Старика Хоттабыча досталась одному из самых  самых ярких советских театральных актеров Николаю Волкову  благодаря тому, как он  блеснул на советских экранах небольшой ролью звездочёта Гуссейна-Гуслия в комедии "Насреддин в Бухаре" 1943 года.

Его внучка Александра Волкова рассказывала

– Во время войны дедушку эвакуировали в Ташкент. Ему посчастливилось попасть в картину "Насреддин в Бухаре", в которой он сыграл звездочёта Гуссейна Гуслию. Уже после войны, когда искали артиста на роль Хоттабыча, об этом вспомнили и пригласили его на пробы. Так мой дедушка стал стариком Хоттабычем.

Фильм "Насреддин в Бухаре" 1943 г., Николай Волков в роли  Гуссейна-Гуслия

В книге Лагина джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб описывается как "тощий и смуглый старичок с бородой по пояс" возрастом примерно в 3732 года (в фильме указывается 3732 года и 5 месяцев). Имеет брата Омара Юсуфа, к которому очень привязан, несмотря на прескверный характер последнего (в фильме брат отсутствует). Судя по данным анкеты, которую он заполнял в эпилоге повести, круглый сирота и холост.

С его собственных слов можно заключить, что Хотаббыч был из правоверных джиннов, служил Сулейману ибн Дауду, то есть царю Соломону (в фильме — царю джиннов Джирджису), был "владыкой телохранителей из джиннов", повелевающим неизмеримым войском джиннов, шайтанов и маридов. Вместе с братом Омаром Юсуфом ибн Хоттабом ослушался Сулеймана и был заточён в глиняный кувшин.
                             

Джиннов в советских фильмах и мультфильмах показывали крайне редко - самый известный джинн - газообразный, красного цвета и без одежды - у нас в фильме-сказке "Волшебная лампа Аладдина, снятой через 10 лет после "Старика Хоттабыча".
Еще был фильм "Седьмой джинн" 1976  года  с образами скорее дервишей каких-то, что совершенно не удивительно - Узбекфильм снимал.
А в 1977 году в Азербайджане сняли "Гариб в стране джиннов" с какими-то  образами с одной стороны в сторону Персии, а с другой - в сторону русского Черта и Бабы-Яги.
Еще в СССР в 1974 году сняли изумительный и разошедшийся на цитаты мультфильм "Приключения Мюнхаузена. Павлин", где барон отправляется на Bосток, так как хочет услышать пение павлина, заключенного в башне джинна  Рахата ибн Лукума, который выглядит как полуголый обжора коричневого цвета и с рожками.
Голливудский же синий Джинни появился вообще только в 1992 году.

В общем, образ Хоттабыча как джинна был в СССР самым первым и абсолютно уникальным.                         


Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

И лично мне кажется, что референсами к Хоттабычу являлись среднеазиатские образы, вот как у самого Волкова в роли Гуссейна-Гуслия. Мосфильм и Ленфильм же в войну уехали в эвакуацию в Алма-Ату, а Волков  - в Ташкент, так что культурная подпитка должна была быть мощнейшей.

Вообще, очень-очень жаль, что именно создатели фильма не оставили никаких воспоминаний о костюмах или создании образов, того же Хоттабыча, почему именно такие халаты и такие тюрбаны. Только про спецэффекты можно почитать, поскольку это было громадное техническое достижение по тем временам. А про остальные вещи - только в пересказе родственников, да и то, если повезет.

Александра Волкова, внучка актёра Николая Волкова:

– Там есть сцена, где старик Хоттабыч в цирке неистово поедает мороженое. Естественно, это было не мороженое, а глазированные сырки. Сделали так много дублей, что после этого случая дедушка эти сырки очень невзлюбил.

0 imgpreview.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

Здесь мы видим осовременный образ Хоттабыча - согласно книге Лагина:  "Старик был великолепен в новой парусиновой пиджачной паре, украинской вышитой сорочке и твёрдой соломенной шляпе канотье".
Так как действие фильма происходит в 1950-е годы, соответственно шляпа канотье, уже давно к тому времени вышедшая из моды, показывает старомодность Хоттабыча, а вместе с вышитыми шлепанцами и рубашкой придает образу некоторую комичность.

0 224564_original.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956). И еще раз спецэффекты, кстати


Вот такие шлепанцы без задников с загнутыми носами называются в Европе бабуши, пришли они туда из Марокко, поэтому иногда их называют марокканскими тапочками. А на Руси такое издревле считалось турецкой обувью и называлось пампуши (папычи,папучи). Но в СССР это слово было уже или сильно диалектальным, или устаревшим, поэтому просто шлепанцы

0 5925085_800.jpg
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956).

Уже даже не старомодность, а просто дремучесть мы видим в кадре, где Хоттабыч одет в довольно обычную полосатую курортную пижаму. Электрическая лампа - технология, недоступная во времена царя Соломона. И Хоттабычем воспринимается как настоящее волшебство.

2   Untitled.jpg
Справа та самая шляпа -канотье в музее "Ленфильма"

На киностудии "Ленфильм" сохранились многие раритеты этого старого советского фильма. Бережно хранится соломенная шляпа волшебника, будильник и пионерский галстук Вольки. И, конечно же, тот самый кувшин, из которого появился джинн.

Вот такой вот эстетический феномен 1950-х.

 

Старик Хоттабыч 

 смотреть онлайн..

В ролях

Съёмочная группа

Фильм снимали в ЛенинградеМоскве и Одессе.

______________________________________________________________

    selyanka1 

 

Серия сообщений "Ленфильм , Второе творческое объедин":
Часть 1 - Шельменко-денщик (фильм)
Часть 2 - Свадьба в Малиновке (фильм)
...
Часть 45 - Гамлет (фильм, 1964)
Часть 46 - Музыкальная история
Часть 47 - Старик Хоттабыч (фильм)
Часть 48 - Забытые имена советского кинематографа Лидия Дмитриевна Драновская
Часть 49 - Республика ШКИД (фильм)

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Экранизации литературных произведений
КИНОЗАЛ/Обозрение , критика
КИНОЗАЛ/Сказки
КИНОЗАЛ/Фантастика
Фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку