-Цитатник

Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру. - (0)

Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру.   ...

Иллюстратор Андрей Николаев, 1979. «А.С. Пушкин. Пиковая дама.» - (0)

Иллюстратор Андрей Николаев, 1979. «А.С. Пушкин. Пиковая дама.»     ...

Каменный цветок (фильм) - (0)

Уральский сказ. Каменный цветок (фильм)  — советский фильм-сказка р...

Бессмертные (2021). - (0)

Смотрим кино. Бессмертные (2021).   Четверо друзей, которые прошли войн...

Осенним вечером в гости к "сочинителю мелодий" - (0)

Осенним вечером в гости к "сочинителю мелодий"   "...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) LiveInternet

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 3222
Комментариев: 88
Написано: 3475


"Робокопу" – 37! Как Верховену удалось сделать фантастический боевик на все времена

Пятница, 19 Июля 2024 г. 20:26 + в цитатник

"Робокопу" – 37! Как Верховену удалось сделать фантастический боевик на все времена

 

"Робокоп" Пола Верховена – безусловный столп даже не столько жанров фантастики или боевика, сколько самого восприятия голливудского кино позднесоветскими зрителями. Лента появилась на видеокассетах ровно в момент бума видеосалонов и появления первых прокатов. Можно смело говорить, что наряду с "Хищником", "Рэмбо", "Терминатором" и "Крепким орешком" робот-полицейский формировал в нашем человеке новое понимание экранного развлечения – с удивительными персонажами и нетривиальными сценарными решениями.

  • ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Я тоже смотрел "Робокопа" за мятый советский рубль в комнатке гостиницы "Турист" недалеко от дома. И меня он восхищал. Тем интереснее впоследствии было узнать, что кино это на Западе мало кто воспринял всерьез, там ленту Верховена считают едва не комедией с сатирически-язвительными нотками в адрес заигравшейся власти. Но сегодня, в день 35-летия картины, мне бы не хотелось слишком глубоко погружаться в смыслы, месседжи и манифесты, я просто хочу отметить несколько деталей, которые сделали "Робокопа" крутым тогда, в 1987-м, и продолжают удерживать фильм на высоком уровне сегодня, в 2020-х.

Вот несколько особенно заметных удачных действий создателей картины, обессмертивших робота-полицейского.

Блистательная работа Питера Уэллера

У "Робокопа" были все основания оказаться поверхностным, заурядным, излишне радикальным фильмом категории "Б", если бы не безупречная работа исполнителя главной роли Питера Уэллера. Возможно, это не та роль, за которые получают "Оскар", но Уэллер здесь действительно хорош, он играет одновременно добродушного мягкого патрульного Мерфи и безжалостную и безэмоциональную машину для убийства, стоящую на защите властей и правопорядка. Удивительно органичная двойственность, до сих пор впечатляющая даже самых циничных зрителей.

Двойное дно жанрового фильма

В любых других руках концепция робота-полицейского, совмещающего в себе функции судьи, присяжных и палача, превратилась бы в дешевое месиво с минимумом умных мыслей. Верховен же, как подлинный интеллектуал, превратил жанровое кино, обращенное к массовому зрителю, в настоящую агитку, прячущую за стрельбой и погонями жесткий социальный комментарий. Не станем вдаваться в смыслы и лишь отметим, насколько тонко это было сделано – режиссер так органично вписал в сюжет свои мысли о современном обществе, что зритель проглотил его, переварил и воспринял, как собственные.

Взрывной экшн

Сегодня это не то чтобы смотрится удивительно, но безусловно за гранью общепризнанных правил – Робокоп, хоть и призван, защищать правопорядок, вовсе не является добродушным малым, и там где порой достаточно легких мер воздействия, он выкручивает огонь на полную катушку. Если робот-полицейский ловит преступника, он не надевает на него наручники и не препровождает за решетку – у него лучше получается всё взорвать, расстрелять из самого крупного калибра, сжечь из огнемета. Иногда страсть Верховена к взрывам выходит за границу здравого смысла, например, предотвращенное ограбление заправки заканчивается тем, что Робокоп ее уничтожает.

Детройт будущего

Наряду с "Полицейским из Беверли-Хиллз" и "Настоящей любовью", "Робокоп" стал фильмом, характеризующим для зрителей остальной планеты город Детройт. Причем Верховен в какой-то мере оказался провидцем и показал некогда процветающий автомегаполис пришедшим в упадок и повергнутым в чудовищное расслоение между богатыми и бедными. В фильме антиутопичный Детройт выглядит мультяшно, гипертрофировано, словно сошедшим со страниц комикса, но многим известно, что с городом стало в 2000-е. И хотя у нас любят приукрасить крах экономики Детройта, "Робокоп" оказался близко к реальности.

Черный юмор

В обрамлении ультранасилия, взрывов, вышедшего из-под контроля удерживания власти в рамках постоянного террора странный мрачный жестокий юмор Пола Верховена смотрится в "Робокопе" особенно уместно. Этот режиссер и в других своих проектах любит тонко пошутить, приправив юмор перчинкой, но здесь автор превзошел сам себя. Некоторые пропитанные кровью боевые сцены на наших глазах превращаются в фарс, а сыгранный Кертвудом Смитом садист Кларенс Боддикер оказывается в картине злодеем, чьи шутки дорого обходятся ему самому.

Великолепная Нэнси Аллен

В совершенно несвойственной фильмам того времени манере Верховен вводит в "Робокопа" женский персонаж – Нэнси Аллен сыграла напарника Мерфи Энн Льюис, слишком преданного друга, чтобы стать любовницей, чем безусловно воспользовались бы иные авторы. Удивительно для 80-х, но Аллен в фильме совершенно не сексуализирована – ее офицер Льюис хороший полицейский, ответственный друг, добрый человек. Подобный фем-персонаж и сегодня выглядит более чем достойно, а три десятка лет назад это настоящий вызов системе.

Головокружительный темп

С современной тягой режиссеров к трехчасовым полотнам даже в стремительном жанре боевика фильм Верховена смотрится ураганной короткометражкой. Больше того, экспозиция в картине занимает крохотный по нынешним временам отрезок хронометража – за первые 10 минут Мерфи и Льюис успевают попасть в засаду, герой Уэллера убит злодеями, превращен в робота и отправлен на службу города. Да и дальше сюжет скачет по ключевым точкам с быстротой зайца в свете автомобильных фар. Попробуйте выбрать в фильме хотя бы три спокойные минуты, чтобы отойти на кухню за бутербродом – ничего не выйдет.

Фантастические спецэффекты

Погодите махать руками – конечно, мы все помним, что это конец 80-х, а потому финальная схватка роботов здесь выглядит мультяшной постановкой из сериала "Робоцып". Я о другом – о том гриме, что сделал для фильма Роб Боттин, легенда голливудского цеха специальных эффектов. Без этого насилие, наверное, осталось бы насилием, Боттин же добавил убийствам и членовредительству безумного шарма. Пересмотрите сцену гибели Мерфи, от тела которого пули буквально отрывают куски мяса – если и есть тонкая грань между искусством натуралистичности и чувством животного отвращения, то Боттин подошел к ней ближе всего. И не переступил.

Насилие ради насилия

Я косвенно уже коснулся этой темы выше, но ее стоит выделить в отдельный пункт – Верховен весьма недвусмысленно и прямо вопрошает зрителя, а готовы ли мы платить за сверхнасилие, чтобы остановить менее кровавую, но более назойливую уличную преступность. Фактически автор намекает на то, что у полиции и так слишком много власти, и лишь тонкая ниточка этики и морали удерживает общество от того, чтобы вооруженные властью и пистолетами люди не начали устанавливать свои порядки. Если ради защиты банкомата Робокоп взрывает бензовоз, убивающий грабителя, то такой ли мы защиты ждем? И не превратится ли правопорядок в насилие ради насилия? Порой кажется, что уже...

Верховен против Рейгана

Обещал не углубляться в политические смыслы, но не могу пройти мимо этого пункта, ведь главный смысл "Робокопа" – ответ на консервативные действия власти, стоявшей тогда у руля Соединенных Штатов. Пол Верховен через свой фильм, который большинству кажется всего лишь боевиком про робота, обращается к темам господства корпораций, полицейской коррупции, государственного самоуправства. Можно смело говорить, что робот-полицейский – первый удар в стену, окружающую выстраиваемую систему нового на тот момент мироустройства. Как мы понимаем, Верховен эту стену не сломал, но оставил нам фильм, который четко отвечает на вопрос, снится ли андроидам, как они убивают электроовец.

Что здесь еще добавишь – тут смотреть надо! Кино хорошее, сиквелы слабее, но тоже достойны просмотра, ребут на любителя, но и его я бы совсем безнадежным не назвал. Теперь так, конечно, не снимают – не столько потому, что не умеют, а из-за смены трендов, парадигмы, восприятия мира. И это делает "Робокопа" еще ценней. А про что-то современное я непременно в другой раз напишу, вы же знаете. Заглядывайте на канал, читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, бросьте оружие и поднимите руки вверх, и...

Увидимся в кино!

#кино #робокоп #фантастика #пол верховен #боевик

Серия сообщений "Фильмы Пола Верховена":
Часть 1 - Вспомнить всё (фильм, 1990)
Часть 2 - 10 лучших фильмов Пола Верховена (часть 1)
...
Часть 15 - Плоть и кровь
Часть 16 - Фильмография Пола Верховена
Часть 17 - "Робокопу" – 37! Как Верховену удалось сделать фантастический боевик на все времена
Часть 18 - Робокоп (фильм, 1987)
Часть 19 - У Пола Верховена есть своя киновселенная?
...
Часть 22 - 22 неизвестных факта о фильме «Вспомнить всё»: на Земле Кока-Кола, на Марсе Пепси
Часть 23 - Вспомнить всё (фильм, 1990)
Часть 24 - Десять фактов о культовом фильме "Основной инстинкт"

Рубрики:  КИНОЗАЛ/ История создания фильма
КИНОЗАЛ/Обозрение , критика
КИНОЗАЛ/Режиссёры
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку