Антон Степанович Аренский (1861-1906)был младшим современником композиторов балакиревского кружка и Чайковского. Ученик Римского-Корсакова в Петербургской консерватории, которую он окончил в 1882 году. Аренский с 1883 года жил в Москве, где стал профессором консерватории, быстро вошел в музыкальный мир. Дружил с Танеевым, увлекался музыкой Чайковского.Аренский писал в разных формах оперной, симфонической и камерной музыки.
Его две симфонии нечасто появляются на концертных афишах, но они, несомненно, заслуживают внимания, привлекают мелодической щедростью, ясностью языка, мастерством оркестровки.
Конечно, эти произведения не столь масштабны, как симфонии Бородина, не столь драматичны, как симфонии Чайковского. Но в рамках их лирической сущности композитор высказывается в полную меру художественной убедительности. Вторая симфония ля мажор, соч. 22 написана в 1889 году рукою опытного мастера, уже выработавшего свою манеру письма и художественный стиль. Она интересна и по образному содержанию, и по языку, и по формальному построению. В это время Аренский стремился к обновлению традиционной формы и успешно решил поставленную перед собой задачу. Четыре обычные части симфонии слиты в его партитуре воедино, и не только потому, что исполняются без перерыва, непосредственно переходя одна в другую, но и по особому строению и функции финала. По своему мелодическому строю симфония тесно связана с русской песенностью.
Антон Степанович Аренский
Симфония № 2 Ля мажор, соч. 22
I. Allegro giocoso 00:00
II. Romanza. Adagio ma non troppo 06:30
III. Intermezzo. Allegretto 13:25
IV. Finale. Allegro moderato 18:05
Исполняет симфонический оркестр СССР под управлением Евгения Светланова.
Первая часть, Allegro giocoso. построена на обычном контрасте динамичной и спокойно-напевной тем. Первая из них проникнута радостно-возбужденным характером в ее изложение вторгается повелительный, лаконичный мотив (валторны и тромбоны, затем —- тромбоны и туба). Он будет появляться в дальнейшем неоднократно, активизируя движение. Все это подчеркивает ласковую приветливость второй темы. Она отступает в затухающих звучаниях, нарушаемых в конце повелительным возгласом, вводящим в разработку. В ней снова появляются обе темы, сохраняющие свой облик, опять звучит звучит призыв, после которого особенно пленяет рическое очарование второй темы, заканчивающей разработку.
Вместо ожидаемой репризы действие неожиданно переключается в следующую без перерыва вторую часть — Романс. Adagio ma non troppo. В нем звучит ясная светлая мелодия, заставляющая вспомнить о лирическом мире Чайковского, столь любимого автором с фонии. Тема изложена свободно, на фоне полнозвучной выразительной гармонии, в разнообразной оркестровой фактуре. Романс непосредственно вводит в музыку третьей части — живого и бойкого Интермеццо. Allegretto. написанного в пятидольном размере, проникнутого чисто русской удалью и размахом. Интермеццо изложено трехчастной форме, где в середине появляется более спокойная мелодия. Финал, Allegro moderatо, по существу, является репризой первой части. Здесь утверждается яркий праздничный облик произведения, определившийся уже в первом его разделе.
Классическая музыка (музыкальная классика; от лат. classicus — «образцовый») — образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры.
Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения[2]. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической».