До будущей весны |
— советский фильм-мелодрама 1960 года.
Дебютная, ВГИКовская дипломная работа режиссёра Виктора Соколова,
рецензент — председатель экзаменационной комиссии С. И. Ростоцкий.[1]
Автор сценария — писатель С. А. Воронин,
главный редактор журнала «Нева».
Увидев игру Иннокентия Смоктуновского в этом фильме,
Г. М. Козинцев пригласил его на роль заглавного героя в фильме «Гамлет»,
которая стала для актёра «коронной».
https://my.mail.ru/mail/noviydrug711/video/246/360.html
Героине картины, студентке Ленинградского пединститута Вере
первая любовь вместо ожидаемого счастья принесла горькое разочарование и боль. Предательство любимого, в котором она так обманулась, обожгло душу девушки, она вопреки своему имени утратила и веру в людей, и уверенность в себе, став подозрительной и замкнутой.
А если ещё раз обманут. Как же тогда жить? Как детей учить?
молоденькая учительница Вера
Из большого города Вера, бросив институт, вместе с маленькой дочкой уезжает в глухую деревню, где её никто не знает.
В сельской школе ученики начального класса поначалу испытывали терпение молодого педагога всяческими шалостями: то ёжика подложат, то щенка на урок притащат, — но вскоре новая «училка» им полюбилась.
Работа в школе стала для Веры большой радостью, только с детьми она чувствовала себя легко и уверенно. Но вне школы она остаётся молчаливой и сдержанной. Вскоре у неё появляется друг — учитель соседней школы Алексей Николаевич, чуткий и отзывчивый человек. Но в разговорах о жизни, о людях, о работе они постоянно спорят, между ними всегда стоит какая-то тень, омрачающая дружбу. Как-то на брошенный мимоходом отзыв школьной уборщицы об учителе: «Хороший он» Вера возражает: «Хорошие — только дети», но в душе она уже давно тянется к этому «большому ребёнку».
Вскоре к Вере приезжает отец, который с удивлением обнаруживает, что у него теперь есть внучка. Он собирается забрать Веру с собой на Урал, где работает на железной дороге. В день отъезда отец видит, как сердечно относятся к его дочери полюбившие её жители деревни — и взрослые, и дети, прибежавшие на пристань проводить Веру. На пристани девушка встречает приехавшего Алексея Николаевича, который на прощание говорит, что понимает, почему она уезжает… И Вера остаётся. А её ученики, обсуждая её решение остаться, говорят о ней между собой уже не как об «училке», а как о своей учительница Вере Николаевне.
На уроке Вера Николаевна читает детям рассказ Льва Толстого «Филипок».
В фильме Алексей Николаевич говорит: «Человеку и в космосе нужна ветка сирени», уточняя, что это он прочитал «в Комсомолке» — речь идёт о популярной в те годы фразе, породившей спор «физиков» и «лириков», конец которому положил Юрий Гагарин.[К 1]
На достигнутые в то время успехи в сфере освоения космоса намекает и другая сцена, где малыш просит почитать ему книжку — роман Жюля Верна «Из пушки на Луну», написанный в 1865 году.[К 2]
Режиссёру Соколову порекомендовала Иннокентия Смоктуновского на роль учителя монтажёр Рашель Мильман. Художественным руководителем фильма был Г. М. Козинцев, и это прямо повлияло на выбор исполнителя роли Гамлета.[5][6] Козинцев позже так отзывался о Смоктуновском: «Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать».
Мало кто знает, что благодаря этому фильму я был приглашён на Гамлета. Григорий Козинцев был на одной из репетиций этого фильма. Пришёл какой-то человек (я даже не знал его в лицо), и когда я стал с режиссером спорить и ставить сцену так, как мне представлялось правильным, этот не знакомый мне человек как-то так, знаете ли, засопел. После репетиции Г. Козинцев был взволнован и сказал, что он нашел то, что искал. Вдруг подошел ко мне и сказал: «Я хочу предложить вам роль. Только не пугайтесь! Я хочу предложить вам Гамлета».
— Иннокентий Смоктуновский[7][8]
Киновед Римма Карпина отметила, что для актрисы Людмилы Марченко были характерны роли, где её героини — естественные, обычные, заурядные, не сами ищут решения, а призывают к ответу и помощи окружающих — и кто-то им помогает, и в этом фильме зритель видит героиню глазами учителя Алексея Николаевича — и, к счастью, эту роль исполнял Иннокентий Смоктуновский:
По мнению Владимира Андреева, для фильма был удачно выбран внешний образ Смоктуновского — для роли его покрасили в блондина:[10]
Серия сообщений "Ленфильм , Второе творческое объедин":
Часть 1 - Шельменко-денщик (фильм)
Часть 2 - Свадьба в Малиновке (фильм)
...
Часть 37 - Уходя — уходи
Часть 38 - Трагическая красота в опере Руджеро Леонкавалло
Часть 39 - До будущей весны
Часть 40 - Поднятая целина (фильм, 1959—1961)
Часть 41 - Исключения без правил
...
Часть 44 - Пучина (фильм, 1958)
Часть 45 - Гамлет (фильм, 1964)
Часть 46 - Музыкальная история
Рубрики: | КИНОЗАЛ/Фильмы-драмы , мелодрамы КИНОЗАЛ/Чёрно-белые фильмы России ,СССР |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |