-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2338
Комментариев: 47
Написано: 2493


Насколько велик дом Онегина?

Понедельник, 25 Марта 2024 г. 14:53 + в цитатник

Насколько велик дом Онегина?

 

Дворянские дома начала XIX века обычно состояли из двух этажей. На первом были хозяйственные помещения, здесь жили и работали слуги. Ко второму часто напрямую вело главное крыльцо. Здесь обычно находилась цепочка (анфилада) парадных комнат, в которых принимали гостей и проводили домашние мероприятия. Если дом был достаточно большим, хозяева жили на последнем, третьем этаже, под крышей. Дворяне победнее устраивали жилые покои в самом низу, в стороне от служебных помещений и комнат прислуги. Литературовед Юрий Лотман в статье «Очерки быта онегинской поры» отмечал, что небольшие дома могли строить с разной высотностью: «Фасадная часть дома, заключающая залу и парадные комнаты, была одноэтажной. Однако комнаты, находившиеся по ту сторону коридора: девичья и другие помещения, — были значительно ниже. Это позволяло делать вторую половину здания двухэтажной».

Прямого указания на количество этажей в романе нет. Однако Пушкин так пишет о том, где жил Онегин:

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Скорее всего, бывший владелец жил на первом, хозяйственном этаже: вероятность, что ключница — служанка, которая занималась бытом и держала ключи от всех помещений, — часто бывала на третьем этаже в барских покоях, невелика.

В каких интерьерах жил дядя Онегина?

Дмитрий Белюкин. Ленский в кабинете. 1999.

Изображение: belukin.ru Елена Самокиш-Судковская. Онегин у ног Татьяны (фрагмент). 1908.

Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг, Санкт-Петербург Дмитрий Белюкин. Онегин перед балом. 1998—2000. Изображение: belukin.ru

В романе писатель зафиксировал облик минимум двух комнат. Это часть парадной анфилады, где принимали посетителей: «Везде высокие покои, / В гостиной штофные обои, / Царей портреты на стенах, / И печи в пестрых изразцах». И личные покои Евгения Онегина: «…Пол дубовый, / Два шкафа, стол, диван пуховый, / Нигде ни пятнышка чернил». Они, вероятнее всего, находились на первом этаже, где покойный родственник спорил с ключницей. Лотман добавлял, что жилище Онегина могло находиться «в задних жилых покоях» — в случае, если дядя оставил ему разновысотный дом.

Гостиная в старом имении напоминала комнаты, которые и сегодня можно найти в петербургских дворцах. Приемный этаж в дворянских усадьбах обычно строили с высокими потолками — в противоположность низким в жилых и хозяйственных помещениях, где не бывало посторонних. Декор на стенах — штофные обои, текстильное покрытие (от нем. stoff — «ткань») — также сохранился в некоторых музеях. Разные их варианты можно увидеть в Екатерингофском, Меншиковском, Шереметевском дворцах в Петербурге. Такой вариант отделки появился в Российской империи во второй половине XVIII столетия, а к XIX веку уже вышел из моды. Самые дорогие штофные обои делали из китайского шелка, иногда с росписями, а более простые — из холста, который можно было белить, красить или пропитывать воском. В романе нет уточнения, какой тканью покрыл стены дядя Онегина. По аналогии с похожими текстами, например «Рассказами бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» дворянина Дмитрия Благово, можно предположить, что дядя Онегина предпочел бы дорогой шелк — как было принято у знати конца XVIII века.

В книге Благово осталось описание интерьера, который мог походить на обстановку онегинской усадьбы: «…В доме все было по-старинному… где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов». Так выглядели парадные комнаты второй половины XVIII века. Люди возраста Онегина, Пушкина и Благово считали его одинаково устаревшим.

Деревенский приют франта

Лидия Тимошенко. «К ее ногам припал Евгений». 1950–1955. Изображение: lidiya-timoshenko.art

Лидия Тимошенко. «Он охладительное слово…» 1950–1955. Изображение: lidiya-timoshenko.art

Лидия Тимошенко. «Ужель та самая Татьяна?» 1950–1955. Изображение: lidiya-timoshenko.art

Когда Онегин перебрался в деревню, он не стал обставлять личные комнаты по своему вкусу. Во время основного действия романа его покои выглядят довольно просто. «Пол дубовый», вероятно, был обычным дощатым настилом: дорогой паркет в те времена укладывали в основном в парадной анфиладе, где ценный декор могли оценить посетители.

О шкафах и столе Юрий Лотман писал как о стандартных предметах мебели в жилых покоях. Зачастую их даже не покупали, а заказывали домашним столярам-крепостным. Шкафы, вероятно, были деревянными и без украшений, в них могли хранить посуду. Самый роскошный в перечислении пункт — это диван с подушками из пуха. Небольшие диваны на одного-двух человек носили флер интимности, и обычно их ставили в покоях, а не в парадных комнатах. Мебель состояла из деревянной основы, недорогой основной набивки и верхних подушек или некрупных матрасов, которые начиняли более мягкими материалами: верблюжьей шерстью или пухом. Дорогой комфортный диван — это еще один предмет по моде конца XVIII века и во вкусе зажиточного дворянства. А еще уровень достатка подчеркивало замечание «нигде ни пятнышка чернил»: дядя Онегина мог позволить себе не работать и не писать самостоятельно, для любых нужд у него имелись слуги и крепостные.

Где можно увидеть интерьеры пушкинской эпохи?

Загородные имения дворян переходили от поколения к поколению и по оформлению напоминали лоскутное одеяло: каждый новый владелец реконструировал усадьбу под свои надобности. Кто-то достраивал помещения, кто-то их сносил, комнаты меняли свое назначение, и практически каждый владелец декорировал их на свой вкус. Именно поэтому найти подлинные интерьеры начала XIX века сложно. Крупные усадьбы, в которых сегодня находятся музеи, хозяева могли переделывать едва ли не каждое десятилетие — и смешивать элементы разных стилей. Поэтому лучше всего интерьеры пушкинской эпохи мы знаем по картинам, гравюрам и рисункам, которые создали современники поэта.

 

Автор: Тата Боева

Серия сообщений "История создания произведений":
Часть 1 - Сказка о медведихе
Часть 2 - ПЕСНЬ О РУСЛАНЕ. СКРЫТЫЙ ЗАМЫСЕЛ ПОЭМЫ 1
...
Часть 10 - КАКИЕ СЛОВА ЧАЩЕ ВСЕГО УПОТРЕБЛЯЛ ПУШКИН?
Часть 11 - Деревенский дом Онегина: мода пушкинской эпохи
Часть 12 - Насколько велик дом Онегина?
Часть 13 - Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений!..
Часть 14 - Мистическая "Дама пик" или нет..?
Часть 15 - В ЧЕМ ПРИЧИНА ДУЭЛИ ПЕЧОРИНА И ГРУШНИЦКОГО?

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку