-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 3047
Комментариев: 78
Написано: 3279


Зачем Рафаэль написал зеленый занавес сверху на картине “Сикстинская мадонна” и по какой причине эту картину сослали в провинциальную Пьяче

Воскресенье, 24 Марта 2024 г. 13:49 + в цитатник

Зачем Рафаэль написал зеленый занавес сверху на картине “Сикстинская мадонна” и по какой причине эту картину сослали в провинциальную Пьяче 

 

Рафаэль Санти (1483-1520) — выдающийся итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, новатор живописи, один из первых художников начавший писать масляными красками и создавать сложные многофигурные композиции, он удивительно гармонично соединял восхищение красотой человеческого тела, столь характерного для античности и христианскую мораль. Его Мадонны — воплощение кротости и христианской добродетели, но при этом они прекрасны и удивительно красивы. За свою недолгую жизнь — 37 лет Рафаэль Санти стал одним из самых известных богатых и уважаемых художников Италии, картинами которого восхищались все любители искусства.

Рафаэль Санти. Автопортрет.

Рафаэль писал легко и непринуждённо, творчество доставляло ему радость, он не мучился как Микеланджело во время работы над росписью Сикстинской капеллы, не задавался излишними вопросами как Леонардо да Винчи, для которого написание картин было схоже с поиском тайны, которую он так и не смог до конца разгадать.

Одна из лучших работ Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» была написана в 1513 году. Ей восхищался Фёдор Достоевский, именно про неё он и сказал своё знаменитое выражение «красота спасёт мир». Жуковский высказался ещё поэтичнее: «гений чистой красоты». Так-то эта фраза принадлежит ему, а не Пушкину, хоть великий русский поэт и очень ловко использовал её в стихотворении посвящённом Анне Керн.

Но ведь и было чем восхищаться — творчество Рафаэля на протяжении веков приводило в восторг всех художников, писателей и поэтов. Это квинтэссенция классической живописи, образец для подражания. Но почему именно Сикстинская мадонна считается одной из лучших картин Рафаэля и вообще мировой живописи, что в ней такого особенного? Постараемся разобраться в этой статье.

Сикстинская Мадонна

Композиция Сикстинской мадонны для своего времени была достаточно новаторской и интересной. Мадонна изображена в полный рост и идёт к зрителю, так создаётся полное ощущение, что она нисходит с небес и ни у кого не возникает сомнений, что это действительно Мадонна, а не просто женщина с ребёнком. Раньше художники писали несколько иначе — часто Мадонна с ребёнком просто сидела в центре картины на фоне обычного пейзажа, а по бокам располагались святые, которые вели между собой неспешную беседу как, к примеру, на картине Якопо д’Антонио Негретти.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование.

Рафаэль же пошёл дальше. Конечно, некоторая схожесть с классическими приёмами написания Мадонны присутствует, по бокам картины Рафаэля написаны святые Сикст и Варвара, но Рафаэль ещё и включил в композицию зрителя — именно к нему идёт Мадонна, именно туда указывает путь святой Сикст. В итоге эффект впечатляющий — создаётся нужная динамика, зритель становится полноправным участником этой сцены, главным действующим лицом, к которому идёт Мадонна. Вовлечение зрителя — одна из лучших композиционных находок этой картины.

А ещё Мадонна и смотрит по-особенному — прямо на зрителя, сверху вниз. Рафаэль предполагал, что картина будет висеть на высоте выше человеческого роста и зритель будет смотреть на неё, слегка задрав голову, снизу вверх, чтобы смог полностью проникнуться величием изображённого момента.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент).

Взгляд Мадонны — грустный, выражающий полную покорность своей судьбе и пути, уготованного её сыну. Наверняка она уже знает о его будущей великой миссии, о том, что ему надлежит сделать, о муках во имя искупления грехов всего человечества. Но всё равно идёт гордо и спокойно, не цепляется за своего сына, как сделала бы на её месте любая другая женщина и мать. Для Мадонны, благо всего человечества куда важнее судьбы собственного ребёнка.

Рафаэль добился потрясающего эффекта невесомости Мадонны, её ступни лишь слегка утопают в облаках, в то время как святые Сикст и Варвара всё же чувствуются тяжеловесными и облака под ними проминаются как будто снег.

Сикстинская мадонна. Фрагмент.

Мадонна впечатляюще красива. Некоторые искусствоведы писали, что её прообразом стала любовница Рафаэля Маргарита Лути. Но Мадонну Рафаэль написал в 1513 году, а образы на картинах Рафаэля схожие с Маргаритой появляются на год позже. Впрочем, и отрицать их мнение нельзя — возможно, Рафаэль увидел эту девушку, проникся её красотой как Боттичелли при взгляде на Симонетта Веспуччи и использовал этот образ на своих полотнах, в том числе и Сикстинской мадонны, которая была просто первой картиной, где Рафаэль запечатлел в холсте невероятную красоту Маргариты.

Форнарина (Маргарита Лути).

А может Мадонна и собирательный образ, в который вошли лучшие черты всех красоток, увиденных Рафаэлем. Он часто жаловался, что сложно найти по-настоящему прекрасных девушек, многие имели какой-либо изъян, какие-нибудь оспины или отметины на лице, просто потому, что жизнь в Средневековье — не сахар, и редко кому удавалось дожить до расцвета своей красоты и не заболеть какой-нибудь кожной болезнью.

Глядя на эту картину неизбежно возникает вопрос: «а зачем там вообще нужен зелёный занавес наверху». Ответить на него попытался немецкий историк Хуберт Гримме. Всё дело в том, что картина была изначально создана для размещения в соборе Святого Петра, где был расположен гроб папы римского Сикста IV.

Портрет папы римского Сикста IV

Он умер 30 лет назад, много сделал для восстановления авторитета католической церкви, а главное — был покровителем искусства, именно при нём была построена Сикстинская капелла, которую расписывал великий Микеланджело, и наверняка сумел бы оценить по достоинству шедевр Рафаэля. Его племянник, папа римский Юлий II, решил увековечить память своего дяди, заказав дорогому и известному художнику Рафаэлю изображение Мадонны, которое должно было украшать его захоронение в соборе.

Гроб Сикста стоял в нише, и располагайся картина над этим гробом, так как и задумал Рафаэль, на его крышку бы опирались два ангелочка, а сверху через занавес нисходила бы с небес сама Мадонна. Эффект был бы грандиозный и наверняка бы ни у кого не возникало относительно каких-либо лишних деталей.

Но не получилось. Из-за строгих католических канонов полотно Рафаэля не могло быть помещено за алтарём и находиться над гробом усопшего папы римского Сикста IV. Но куда же девать такое дорогое и, без сомнения, выдающееся полотно? И решили отправить его в провинциальную церковь в Пьяченце.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент)

Ангелочки, которых Рафаэль изобразил внизу своей картины, впоследствии растиражировали во множестве других картин и рождественских открыток. Их размещали на тарелках, на дамских сумочках, на подушечках, везде, где только можно. Очень удачный образ и не нужно заморачиваться насчёт каких-либо авторских прав, как если бы копировали изображения современного художника. Они живут своей жизнью и отчасти напоминают обычных малышей, в том числе и по психологии. Несмотря на всё величие изображённого момента, откровенно скучают, словно ждут, когда Мадонна наконец снизойдет на землю, чтобы можно было заняться более интересными и весёлыми вещами. Где возвышенное, там и обыденное, где горе, там должна быть и частичка радости — Рафаэль, как истинный гений, это всё прекрасно понимал, возможно, потому и создал свои шедевры.

************

Рафаэль показал высочайшую технику, в картине большая смысловая нагрузка.
Ещё добавлю ,что в 1945 году при подходе Красной армии к Дрездену немцы спрятали эту картину в заброшенный штольне и заминировали подходы! СМЕРШ нашел картину советские реставраторы ее восстановили.
В 1955 году Хрущев передал картину ГДР! Действительно валюнтаризм. Благодарности от Германии ждать глупо!
 
*******
 
«Сикстинская Мадонна» изначально предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы Римского Сикста II в провинциальном городке Пьяченце, а не для Собора Св. Петра. Титул «папа Римский» в те времена означал всего лишь «епископ города Рима». Полотно заказал Рафаэлю Папа Юлий II. Он приходился племянником одному из своих предшественников на римском престоле, Папе Сиксту IV, который, в свою очередь, позаимствовал имя у христианского мученика III века. С левой стороны от Девы изображена святая мученица Варвара — покровительницу Пьяченцы, часть мощей которой покоилась здесь же в церкви. С права - папа Сикст, который указывает на крест, который располагался перед картиной.
Ну а с зеленой занавесью все просто. Надо вспомнить Иерусалимском храме и той завесе, которая отделяла его главную святыню — Святая святых — от основного храмового пространства. В тот момент, когда Христос испустил дух на Кресте, завеса, как сказано в Евангелии, разoдралась надвое, сверху донизу, и доступ в Святая святых, куда прежде мог входить один только первосвященник, и то лишь однажды в году, оказался открыт всему человечеству. Этот зеленый занавес, драпирующий полотно Рафаэля, вероятно, и есть та самая завеса, разoдравшаяся посредине в момент крестной смерти Иисуса Христа и открывшая всякому человеку вход в Царство Небесное.)
 

Серия сообщений "ХУДОЖНИКИ":
Часть 1 - У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Часть 2 - Писахов Степан Григорьевич/2
...
Часть 18 - Вы не поверите, что это скульптуры, а не живые люди, скульптор Кэрол Фейерман
Часть 19 - 20 лет работы коту под хвост. Почему публика так и не оценила грандиозное полотно художника Александра Иванова?
Часть 20 - Зачем Рафаэль написал зеленый занавес сверху на картине “Сикстинская мадонна” и по какой причине эту картину сослали в провинциальную Пьяче
Часть 21 - «Сикстинская мадонна» Рафаэля: лишние пальцы, неродившиеся души, ангелы и проделки маркетологов. Разбор картины
Часть 22 - Волшебные картины Кинуко Крафт
...
Часть 47 - Николай Рерих – гениальный художник и пророк, который предсказал своими картинами войны ХХ века и их исход
Часть 48 - История любви Николая и Елены Рерихов: жизнь как философский трактат
Часть 49 - ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА «Битва скифов со славянами», Виктор Михайлович Васнецов

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку