-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2338
Комментариев: 47
Написано: 2493


Первая женщина Поэт

Суббота, 23 Марта 2024 г. 07:43 + в цитатник

Первая женщина Поэт

 

21 марта День Поэзии. Первая женщина Поэт21 марта ежегодно отмечается Всемирный день Поэзии, учреждённый ЮНЕСКО. Но кто же был первым поэтом, подарившим миру первые поэтические строки?

Пары львов
гуляют в тени
под длинными изгибами веток,
серорунные овцы
и большеглазые телицы
без пастуха забрели на холм,
уходящим диким быкам
травы, качаясь, щекочут ноги,
лунорогие туры
любятся посреди кипарисов.

(Энхедуанна)

Раньше я почему-то думала, что первым поэтом был мужчина. Например, очарованный своими чувствами влюблённый или философ, переливший своё виденье мира в рифмованные строки.

Ан, нет, учёные уверены, что первым поэтом была женщина.

Жила она в XXIII веке до нашей эры в древней Месопотамии. Звали её Энхедуанна или Эн-хеду-ана (En-hedu-ana. Вернее под таким именем она известна в современном мире.

Энхедуанна представляется мне замечательной личностью древнейшего мира. Была она не только поэтом и писателем, но ещё принцессой и жрицей.

Считается, что именно эта таинственная женщина написала самые древние стихи-гимны на древне-шумерском языке.

Про Энхедуанну мало, что известно. Только то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего государство Ур (территория нынешнего Ирана) и правившего им примерно с 2285 по 2250 годы до нашей эры и царицы Ташпутум или Ташлултум.
Бабушкой или дедушкой поэтессы были: Лаибум, Энитум.

Родилась Энхедуанна, примерно в 2285 году до Рождества Христова. Место рождения Месопотамия, Ирак.

Отец её объединил северную и южную Месопотамию. Он основал первую царскую династию (2371–2316 гг. до н. э.) и создал первую в мировой истории империю. Таким образом, держава его стала многонациональной и многоликой.

У Энхедуанны были братья и сестры: Римуш, Маништушу, Шу-Энлиль.

Царь Саргон назначал членов своей семьи на самые важные посты.

Но именно свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана, царь Саргон отдал в жрицы Луны Нанне в крупнейшем городе и центре империи в городе Уре.

Судя по всему, отец назначил ее лидером религиозного культа в Уре, чтобы укрепить связи между аккадской религией, которую исповедовал сам и местной шумерской религией.

С тех пор стало традицией, чтобы старшая дочь царя была энту Нанны. Традиция эта продлилась очень долго, предположительно 500 лет.

В те давние времена храмы были не только религиозными, но и учебными центрами. Жрецы и жрицы являлись хранителями мудрости и наставниками наук и искусств в Месопотамии.

Энхедуанна сумела воплотить и персонифицировать высшую духовную власть.

К слову сказать, царь Саргон понимал всю необходимость религиозного обоснования своей власти, и он естественно опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде, который вероятно был его родовым богом но и на культ Забабы, бога Киша, и на обще-шумерский культ Энлиля в Ниппуре.

В храме этого бога он повелел создать и поставить несколько статуй и вероятно богато одарил храм, желая привлечь жречество на свою сторону.

О том, что в древнем мире Энхедуанна считалась величайшей поэтессой, говорит тот факт, что самый известный её стихотворный цикл - Nin-me-sara («Возвеличение Иштар») целых пять веков после её смерти заучивался и переписывался шумерами. Данный текст на протяжении веков учителя ставили своим ученикам как пример, когда те постигали искусство клинописи, как мы в школе постигали грамматику. Существовало бесконечное множество табличек с этим гимном. К величайшему счастью, часть из них дошла до наших дней. Иначе мы бы никогда не узнали имя этой аккадской поэтессы.

Эн-хеду-Ана, буквально означает титул — «Жрица обилия небес» или «Высшая жрица украшение небес». Если расшифровать подробнее, то имя Эн-хеду-анна означает «Эн» – высшая жрица, «хеду» – украшение, «анна» - небеса или богиня небес.

Если хорошенько подумать, то логически можно предположить, что на заре развития древних цивилизаций могли быть, и скорее всего, были и другие поэты. Но Энхедуанна первый известный шумерский автор или самый ранний писатель известный нам по имени, потому что её неозаглавленные религиозные сочинения, позднее названные - «Гимны к Инанне» представляют собой пример авторской литературы в письменной истории.

В этих гимнах впервые, по крайней мере, из всего известного нам, автор использует рассказ от первого лица. Научным миром принято считать, что Эн-хеду-Ана стала первым поэтом поставившим свою подпись под стихами.

Наиважнейшей задачей жрецов и жриц считалось «наблюдение за звёздами и планетами…».

Эн-хеду-Ана, будучи жрицей, выше других богов шумерского пантеона почитала Инанну, дочь Нанны.

Вот она писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.

О существование Энхедуанны археологи впервые узнали в 1926 году, когда сэр Леонард Вули в древнем городе Ур раскопал Гипару и нашёл полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нём жрицы, по имени, Энхедуанна, совершающей обряд ритуального возлияния, что выглядит ассоциацией с Саргоном Аккадским. На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: «…супруга Нанны … дочь Саргона».

Нанн у шумеров бог Луны.

Ныне этот диск хранится в музее Пенсильванского университета.

Несмотря на то, что Эн-хеду-Ана являлась высшей жрицей небес, то есть верховной жрицей лунного бога Нанны в Уре, она написала сорок два гимна посвящённым разным богам.

Но всё-таки, особенно почитала дочь бога Луны Инану. Ей она посвятила несколько гимнов.

Писала Эн-хеду-Ана и лирические стихи.

Эн-хеду-Ана была любящей дочерью и надёжным помощником своего отца.

Она много путешествовала по стране, по городам империи, помогая царю Саргону Аккадскому объединять шумерские города-государства и укреплять царскую власть над ними.

Свою жреческую и политическую власть Эн-хеду-Ана продолжала и во время правления своего брата Римуша.

Ей уже было немало лет, когда её изгнали из Ура, и Лугаль-Ане, мятежный шумерский царь, который был недоволен её назначением «сверху» временно лишил Эн-хеду-Ану её поста.

Но Эн-хеду-Ана воззвала к богине Инанне о помощи в Nin-me-sara, самом известном своем гимне. Шумеры верили, что эта молитва подействовала успешно, Инанна послала 9 побед аккадцам в битвах с шумерами. Племянник Энхедуанны Нарам-Суэну снова объединил обе страны под своей властью на несколько лет. После этой победы Энхедуанна была возвращена на свой пост в Уре.

Как уже говорилось выше - Nin-me-sara считался священным текстом ещё полтысячелетия после смерти Энхедуанна. Именно он во время вавилонского периода использовался как учебный текст, который копировали ученики, желавшие быть писцами в шумерской школе, эдуббе.

Для реконструкции и перевода этого гимна А.Згол использовала более 100 глиняных табличек с его текстом Это число указывает на его огромную популярность. Немногие месопотамские тексты дошли в таком количестве экземпляров.

Упоминания имени Энхедуанна были позднее обнаружены в раскопанных произведениях шумерской литературы. После этого интерес к ней возрос, и началось расследование её предполагаемого авторства этих произведений.

Энхедуанна в своих творениях предстаёт перед нами «настоящей женщиной, она наделена большой мудростью, она пользуется таблицами из лапис лазури, она — советник в любых мирских делах, она измеряет Космос, и выверяет небесные меры канатами на земле…».

Энхедуанна написала три гимна Инанне, которые дошли до нашего времени. Каждый из этих гимнов представляет три совершенно разные темы древней религиозной веры.

В одном из них, Инанна предстает как свирепая богиня - воин, которая побеждает бесчисленное количество врагов, и это несмотря на то, что другие боги отказывают ей в помощи.

Во-втором, длиной в 30 строф, раскрывается роль Инанны в управлении цивилизацией и ее присмотр за домом и детьми.

В-третьем, Энхедуанна опираясь на свои личные отношения с богиней, обращается к ней за помощью и о восстановлении её в качестве жрицы храма, откуда она была изгнана мужчинами узурпаторами.

Сохранившиеся произведения Энхедуанны:

1.«nin — me- sarra» — «Царица неисчислимых божественных энергий», Гимн, восхваляющий Инанну, как правительницу мира, другое название — «Возвеличение Иштар».

2.«in-nin sa-gur-ra» — Гимн в честь Богини Иннаны или «Отважная Госпожа».

3.«in-nin me-hus-a» — «Инанна и Эбих» или Гимн о славной победе Инанны над Эбихом).

4.«e-u-nir» — сборник из 42 гимнов, посвященных храмам городов Шумера и Аккада.

Приписываются Энхедуанне, в том числе 3 гимна посвященных богине Луны «Нанне».

Сохранилось также 42 гимна 42 богам из 42 храмов, которые даровали победу ее отцу.

Оставить комментарий

Серия сообщений "ПОЭТЫ":
Часть 1 - Суперхит XX века Расул Гамзатов «Журавли»
Часть 2 - Поэты Востока - Саади Мирсаид Берке
...
Часть 21 - Комплекс Антигоны. Как сложилась судьба Анны Ахматовой?
Часть 22 - Комплекс Антигоны. Как сложилась судьба Анны Ахматовой?
Часть 23 - Первая женщина Поэт
Часть 24 - Об издании первого собрания произведений Пушкина

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку