-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2500
Комментариев: 50
Написано: 2661


Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу

Четверг, 07 Марта 2024 г. 13:06 + в цитатник

Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу

(англ. Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb[К 1]) — кинофильм 1964 года режиссёра Стэнли Кубрика, вышедший в разгар Холодной войны, немногим более года после Карибского кризиса как антимилитаристская сатира на военные программы правительства США того времени и гонку вооружений в целом. Снят по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога[en]», впервые опубликованного в 1958 году, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Причём Кубрик переосмыслил первоисточник, сделав чёрную комедию. Картина рассказывает об одержимом американском генерале Джеке Д. Риппере (другой вариант перевода — Джек Потрошиллинг), который на почве антикоммунистической паранойи, в обход высшего командования США и Президента, начинает ядерную атаку на СССР, и о последующих событиях.

Главные роли исполнили Питер Селлерс и Джордж К. Скотт, причём первый сыграл сразу трёх главных персонажей.

https://vk.com/video-42621026_163660036

В 1989 году включён в Национальный реестр фильмов США как «культурно значимый». Занимает третье место в списке лучших комедий и 39 место в списке лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. В списке лучших фильмов по версии IMDb стоит выше остальных фильмов Кубрика.

Следующий фильм Кубрика, «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964), стал культовым, а с годами приобрёл статус классики. Роджер Эберт написал, что это лучший сатирический фильм, когда-либо сделанный[31]. Сценарной основой фильма послужил роман «Красная Тревога», написанный бывшим капитаном авиации ВВС США Питером Джорджом. «Красная тревога» является серьёзной поучительной историей о случайной ядерной войне. Тем не менее, Кубрик представил условия, ведущие к ядерной войне, настолько абсурдно, что эта история стала чёрной комедией.

Интересным является и то, что актёр Питер Селлерс, сыгравший эпизодическую, но ключевую роль в «Лолите», в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трёх разных персонажей: президента США Меркина Маффли, самого доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка (Селлерс должен был играть и четвёртую роль, но в итоге от этой идеи отказались). Кубрик позже назвал Селлерса «Невероятным», но выразил сожаление из-за того факта, что маниакальной энергии актёра редко хватало более чем на два или три дубля. Чтобы преодолеть эту проблему, Кубрик снимал двумя камерами одновременно, давая Селлерсу импровизировать.[32]

«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» стал прообразом антивоенных движений в поздних 1960-х годах (через несколько лет после выпуска фильма). В фильме было показано в высшей степени скептическое отношение к военной политике США, которая считалась идеальной (в США) до момента выпуска фильма.

В ролях

Актёр Роль
Питер Селлерс доктор Стрейнджлав
Питер Селлерс президент США Мёркин Маффли
Питер Селлерс полковник Лайонел Мандрейк
Джордж К. Скотт генерал Бак Тёрджидсон
Стерлинг Хэйден генерал Джек Д. Риппер
Кинан Уинн полковник «Бэт» Гуано
Слим Пикенс[en] майор Дж. Т. «Кинг» Конг
Питер Булл[en] посол СССР Алексей Десадецкий
Джеймс Эрл Джонс лейтенант Лотар Зогг
Трейси Рид[en] мисс Скотт
Шейн Риммер[en] капитан «Туз» Оуэнс

Сюжет

Согласно официальной позиции ВВС США, существующие меры безопасности предотвратили бы события, изображённые в фильме. Также любое сходство между героями картины и живыми или умершими людьми является случайным.

Вступительные интертитры к фильму

Единственная женщина в фильме — «секретарша» Тёрджидсона (Трейси Рид[en], мелькавшая на развороте журнала Playboy), олицетворяет собой связь между сексом и войной, а также традиционное отношение к женщинам мужчин, участвующих в войне.

Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Д. Риппер (по созвучию с Джеком-потрошителемангл. Jack D. Ripper — Jack-The-Ripper) (Стерлинг Хэйден), руководствуясь «планом R» — чрезвычайным военным планом, позволяющим высшему офицерскому составу отдавать приказы ядерного возмездия в случае уничтожения командования в Вашингтоне (включая самого президента) советской обезглавливающей атакой, — начинает массированную атаку на Советский Союз бомбардировщиками B-52, несущими ядерное оружие.

Риппер приказывает конфисковать все радиоприёмники на базе, но один из офицеров, боязливый полковник ВВС Великобритании Лайонел Мандрейк (Питер Селлерс), узнаёт об афере, услышав по радио музыку вместо сигналов гражданской обороны. Он просит Риппера — единственного человека, знающего код отзыва самолётов, — отозвать самолёты, пока не поздно, однако тщетно: генерал, намекая на возможное использование оружия, запирается вместе с Мандрейком в своём кабинете.

Между тем на борту одного из самолётов под командованием майора из Техаса Дж. Т. Конга по кличке «Кинг» (Слим Пикенс) экипаж выражает озабоченность по поводу того, насколько серьёзна ситуация. Получив код подтверждения действовать согласно «плану R», экипаж блокирует радиосвязь, и бомбардировщик направляется атаковать СССР.

В это же самое время в Пентагоне, в «Военной комнате», собирается чрезвычайное совещание, на котором присутствуют президент США Мёркин Маффли (Питер Селлерс), генерал Бак Тёрджидсон (Джордж К. Скотт) и другие высшие чины. Президент решает, что войны нужно избежать любым способом, однако генерал Тёрджидсон призывает использовать ситуацию и разделаться с СССР раз и навсегда, считая, что первый удар американцев уничтожит 90 % советских ракет ещё до того, как ракетные войска СССР смогут ответить, остальные же ракеты убьют «лишь десять, двадцать миллионов».

Маффли категорически отказывается от чего-либо подобного, а вместо этого срочно приглашает советского посла Алексея Десадецкого (аллюзия на маркиза де Сада) (Питер Булл). Президент, который не в состоянии отозвать собственные самолёты, связывается по «Горячей линии» с председателем Совета Министров СССР Дмитрием Кисовым и, обменявшись любезностями, сообщает о «небольшой неприятности» с ядерной атакой. Поскольку Маффли не имеет возможности отозвать самолёты, он предлагает своему советскому коллеге сбить их. Премьер СССР, находящийся в нетрезвом состоянии, отвечает, что этот вопрос «не к нему, а к центральному штабу противовоздушной обороны в Омске» и, предложив американскому президенту позвонить туда самостоятельно, что-то говорит Алексею, после чего тот мрачнеет в лице. Советский посол сообщает президенту США, что в СССР построена управляемая ЭВМ «Машина Судного дня», которая автоматически сработает и посредством взрыва «кобальт-ториевой» бомбы уничтожит всю жизнь на планете за десять месяцев, если хотя бы одна атомная бомба взорвётся на советской территории. Выключить машину невозможно. Алексей объясняет постройку машины тем, что СССР потратил много денег на гонку вооружений. Машина же стоила намного меньше того, что выделяется на содержание и обновление обороны страны. Решающим фактором стали слухи о создании такой машины в США. Присутствующий на совещании эксперт по стратегии, прикованный к инвалидному креслу доктор Стрейнджлав (третья роль Питера Селлерса), поясняет, как удобно и эффективно такое устройство, и что в случае его активизации противодействовать ему невозможно.

Риппер и Мандрейк. Теория, что фторирование воды является коммунистическим заговором, временами возникала в политической жизни США 1950-х годов

Одновременно начинается штурм военной базы, на которой засел генерал Риппер[К 2]. Персонал базы отчаянно сопротивляется, так как Риппер заранее «предупредил» своих подопечных, что прибывшие американские войска «на самом деле» являются переодетыми русскими. Когда база уже взята штурмом, Риппер кончает жизнь самоубийством, так и не выдав секретный код. Разбирая бумаги своего сумасбродного начальника, Мандрейк находит намёки на то, каким должен быть код отзыва. Тем не менее его арестовывают (как «предводителя мятежа извращенцев» против Риппера), и он долго упрашивает полковника «Бэт» Гуано (Кинан Уинн), чтобы тот разрешил ему сообщить код («POE») в Вашингтон. Так как телефонная линия оборвана, Мандрейку приходится звонить с телефона-автомата, для чего он приказывает полковнику Гуано отстрелить замок автомата с «Кока-колой» и забрать имеющуюся внутри мелочь. «Бэт» Гуано не хочет участвовать во взломе автомата, считая частную собственность неприкосновенной, однако всё же отстреливает замок и предупреждает помощника генерала о том, что ему придётся судиться с компанией «Кока-кола».

В это время советская ПВО пытается сбить замеченные на радаре американские самолёты. Три бомбардировщика были сбиты, самолёт под командованием Дж. Т. Конга получает серьёзные повреждения, у него полностью уничтожены средства связи и утекает горючее. Когда приходит код доступа, оставшиеся тридцать самолётов возвращаются на базы, и только самолёт майора Конга, не получивший сигнал отбоя, продолжает упорно прорываться к запасной цели. Он движется ниже зоны видимости советских радаров, поэтому советско-американские усилия остановить его терпят неудачу.

Самолёт майора Конга из-за утечки топлива не может добраться ни до главной, вымышленной базы Лапута (отсылка на летающий остров из романа Д. Свифта «Путешествия Гулливера»), ни до второстепенной цели (реально существовавшей ракетной базы у города Борщёв Тернопольской обл.) его полёта, и экипаж решает нанести удар по ближайшему советскому ракетному комплексу в Котласе. Это незапланированное изменение маршрута полностью смешивает планы американцев и русских перехватить этот последний самолёт. Достигнув цели, он пытается сбросить бомбы, но бомболюки заклинивает. Майор Конг лично спускается к бомбам, оседлав одну из них подобно ковбою, чинит механизм сброса и вместе с бомбой улетает вниз (аллюзия на инцидент с падением атомной бомбы в Марс-Блаффе — случай утери ядерного боеприпаса, ставший первым известным широкой публике из ряда подобных инцидентов, поскольку бомбу уронили на деревню в Южной Каролине, а не, как обычно, в море. 11 марта 1958 года во время полёта бомбардировщика Boeing B-47E-LM «Stratojet» штурман Брюс Кулька по просьбе командира направился в бомбовый отсек для проверки предохранительной чеки бомбы, так как в кабине пилотов зажёгся предупредительный световой сигнал, свидетельствовавший о неисправности фиксатора механизма сброса бомбы. После безрезультатных поисков фиксатора он забрался на спусковое устройство для чрезвычайного сброса бомбы, чтобы рассмотреть его получше, и случайно привёл его в действие. Трёхтонная бомба проломила люк самолёта и полетела к земле с высоты 4600 метров. Капитану Кульке в отличие от майора Конга удалось остаться на борту). Поднимается облако ядерного взрыва.

В «Военной комнате» доктор Стрейнджлав с энтузиазмом рекомендует президенту собрать несколько сотен тысяч «лучших представителей человеческой расы» в подземных убежищах, отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину», чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернуться на очищенную от прочей жизни поверхность Земли. Генерал Тёрджидсон предостерегает, что если всё это является хитроспланированной акцией русских, то закрывшись на сто лет в бункерах американцы дадут им невероятную фору. В этот момент, пока все увлечены обсуждением такой вероятности, посол Десадецкий незаметно делает шпионские снимки планов американской обороны, что косвенно намекает, что генерал мог быть прав.

Доктор чудесным образом встаёт с инвалидного кресла, делает пару шагов и радостно восклицает: «Мой фюрер, я могу ходить!». Прямой монтажной склейкой под лирическую песню времён Второй мировой войны «We’ll Meet Again» один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды.

Съёмочная группа

Серия сообщений "Чёрно-белые иностранные фильмы ":
Часть 1 - Маленькие женщины (фильм, 1933)
Часть 2 - Мне было девятнадцать
...
Часть 12 - Тропы славы
Часть 13 - Лолита (фильм, 1962)
Часть 14 - Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу
Часть 15 - «У всех есть свои недостатки», или Как снимали комедию «В джазе только девушки»
Часть 16 - Люби меня нежно
Часть 17 - Соблазнённая и покинутая
Часть 18 - Вечер трудного дня (фильм)

Серия сообщений "Триллер":
Триллер (от англ. thrill «трепет, волнение») — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания («саспенса»), волнения или страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях других жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также боевики
Часть 1 - Тёрнер и Хуч англ. Turner & Hooch
Часть 2 - Вуайеристы (фильм)
...
Часть 17 - Шанхайский экспресс англ. Shanghai Express (фильм, 1932)
Часть 18 - Убийство (фильм, 1956)
Часть 19 - Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу
Часть 20 - Профессионал (фильм, 1981)
Часть 21 - Крепкий орешек (фильм, 1988)
...
Часть 27 - Оранжевый солдат нидерл. Soldaat van Oranje (1977)
Часть 28 - Четвёртый мужчина
Часть 29 - Вспомнить всё (фильм, 2012)

Серия сообщений "Фильмы , сериалы США":
Часть 1 - Маленькие женщины (фильм, 1933)
Часть 2 - Вуайеристы (фильм)
...
Часть 35 - Убийство (фильм, 1956)
Часть 36 - Лолита (фильм, 1962)
Часть 37 - Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу
Часть 38 - Космическая одиссея 2001 года
Часть 39 - Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть / англ. A Good Day to Die Hard (2013)
...
Часть 46 - Гора Адамс | Триллер, Фантастика | Фильм
Часть 47 - Полярный экспресс
Часть 48 - Живая сталь

Серия сообщений "Columbia Pictures":
Часть 1 - Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу
Часть 2 - Леон (фильм)
Часть 3 - Человек со звезды
...
Часть 5 - Подержанные автомобили
Часть 6 - Робокоп (фильм, 2014)
Часть 7 - Вспомнить всё (фильм, 2012)

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Кинокомедии
Жанр кино, основной предмет которого — явления, относящиеся к эстетической категории комического[КЭС 2]. Отличительная особенность — изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей[БСЭ 4].
КИНОЗАЛ/Фантастика
Фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего
КИНОЗАЛ/Фильмы о войне
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку