Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру. ...
НОЯБРЬ - (1)*****НОЯБРЬ *****
Деревенская история - (0)Фильмы СССР. Деревенская история — советский художественный п...
Юрий Георгиевич Богатырёв - (0)✨ Забытые имена советского кинематографа. Юрий Богатырёв Печальная судьба Юри...
История одного шедевра. "Сикстинская Мадонна" - (1)✨История одного шедевра. "Сикстинская Мадонна" История одного шедев...
Летучая мышь (фильм, 1979) |
✨Шедевры советского кинематографа: Ян Фрид
В одном из комментариев мне предложили написать о каком-нибудь фильме с участием Юрия Соломина. Вообще, его амплуа – серьёзный человек, но захотелось поговорить ...о несерьёзном. О роли Генриха Айзенштайна в оперетте «Летучая мышь» (1979), где Юрий Мефодьевич сыграл вместе со своим братом Виталием.
Дивный дуэт – Соломины - они и похожи друг на друга, и сильно отличаются. И внешне, и по темпераменту. Во всяком случае, Юрий Соломин умел быть разным – и разведчиком, и функционером, и царём Фёдором Иоанновичем (на театральной сцене), и комичным бонвиваном XIX столетия.
В Советском Союзе отношение к лёгкому жанру было …нелёгким. Легкомысленным вещам не давали первых мест в программе. Хотя, оперетту всё же любили. Ей прощали и буржуазный шик, и беспроблемность проблем. Дамы в кружевах и мужчины во фраках изящно вальсировали в залах, напевали чарующие мелодии, влюблялись и попадали в смешные ситуации.
Двухсерийная лента Яна Фрида по одноимённому произведению Иоганна Штрауса была снята в 1970-х годах, когда на телевидении царил культ ретро – все эти «Небесные ласточки», «Соломенные шляпки», тётушки Чарли из Бразилии, Мюзик-Холлы и «Ах, водевиль-водевили».
Впрочем, только ли на телевидении? Ретро вторгалось в моду. Серебряный век волновал умы интеллектуалов. «Летучая мышь» — это 1870-е годы, но в кадре мы не видим особых примет этого десятилетия. Ретро не предполагало точности. Ощущение, что перед нами некие старые-добрые времена, когда красавицы носили шляпки, дыша духами и туманами.
Более того, съёмки велись в помещениях эпохи Ар Нуво — это и есть Серебряный век, наступивший через 20 лет после 1874 года! Итак, Финансист Генрих Айзенштайн (Юрий Соломин) обвинён в браконьерстве и теперь должен отсидеть десять суток в местном узилище. Безутешная супруга Розалинда (Людмила Максакова), плача, собирает тёплые вещички для своего мужа, а он…
Он сбегает на бал-маскарад вместе со своим приятелем Фальком (Виталий Соломин), чтобы, натешившись, утром честно сесть в тюрьму. Да, лучшая сцена – это когда Генрих и Фальк искромётно и – тупо (одновременно) врут Розалинде насчёт собаки Эммы, «…которая до этого была Гектором».
Параллельно с этим развивается линия горничной Адели (Лариса Удовичеко), мечтающей о театральной сцене, и потому решающей поучаствовать в интриге шаловливого Фалька. Ей предлагается пойти на тот же маскарад в костюме Летучей Мыши, а если она сможет увлечь своего хозяина, её берут в театр.
В результате на бал едет мадам Розалинда – в наряде Мыши, а глуповатая Адель изображает баронессу из Парижа. По итогам волшебной ночи выясняется, что Генрих бегал за собственной женой, которую, по его же словам, знает наизусть. «За четыре года можно выучить китайский язык, а не только свою жену», - говорит он, целуя руки Летучей Мышке.
Из этого делается нехитрый вывод – кавалерам нужна новизна ради самой новизны, причём внешняя, антуражная. Второй вывод – мужья считают свои шалости чем-то нормальным, тогда как сходят с ума от мысли, что кто-то в этот момент ухаживает за их жёнами.
Потому как, узнав о влюблённости студентика Альфреда (Олег Видов) в Розалинду, финансист впадает в ярость. Да, ещё один вывод – мужчины всегда «клюют» на один и тот же типаж. Несмотря на то, что Розалинда была неузнанной, …от неё исходили привычные токи.
До этого Генрих танцевал с разными дамами и девицами, но воспламенился лишь от вида Летучей Мыши. Тут же и бесповоротно! Полагаю, что жеманная, кривляющаяся Адель в своём стремлении сойти за великосветскую даму, его бы не привлекла ни под каким видом.
Потрясающая деталь – русский аристократ Орловский (благообразный Юрий Васильев, который «Журналист» и - Рудик в «Москва слезам…»), так вот наличие русского дворянина в оперетте Штрауса – это дань уважения к России. Но и не только.
В те времена Империя и её элита воспринимались во всём мире, как символы подлинного богатства и такой же настоящей комильфотности. К русским относились с невероятным уважением (нынешние типа-крутые from Russia воспринимаются …ну, очень по-другому).
«Летучая мышь» - роскошный, праздничный и очаровательный фильм, где прекрасно всё – от музыки до актёрской игры, от костюмов и декораций до мелких деталей. Здесь даже тюрьма – забавное место, где начальник – душка (Игорь Дмитриев!)...
...А пьющий надзиратель (Иван Любезнов) жалуется на то, что, как только его смена, заключённые «раскачивают стены». А какие там эпизоды! Особенно с участием Гликерии Богдановой-Чесноковой и Ольги Волковой.
Мать семейства и её перезрелая дочь. Какие типажи и характеры! Маман учит свою тощенькую Лотту правилам ...стрельбы глазами по кавалерам. О, да. Эти сцены требуют отдельного разговора,
Летучая мышь» и персонаж, которого жаль
Мы беседовали о музыкальном телефильме Яна Фрида «Летучая мышь» (1979) и я остановилась на том, что в этой ленте прекрасны все – и главные персонажи, и фоново-эпизодические. Наверняка, все помнят мамочку и дочь в исполнении Гликерии Богдановой-Чесноковой и Ольги Волковой.
Кадр из фильма «Летучая мышь» (1979). Скриншот.
Авторы фильма точно уловили типаж, который считался некрасивым в 1870-х годах – худоба, сопряжённая с характерным лицом. В те времена ценились либо женщины в теле, полнотелые, немного тяжеловесные, либо – тонкие, изящные, но при этом – с круглыми щёчками.
Типажи и моды 1874 года — время действия оперетты. https://ru.pinterest.com/
В журналах мод рисовали фигуру, созданную тугим корсетом – с пышными плечами, узкой талией, выразительными формами. Турнюры – подушечки или даже целые сооружения, помещавшиеся …пониже спины, создавали пикантную линию. Это не для худых!
Эффектная костлявость, которая станет нравиться в Серебряном веке на волне декадентской моды, ещё далече. Лотта, явно, давно сидит в девицах – у неё плаксивое личико, да и нервы не в порядке. Постоянно куксится и переходит от слёз к ажитации.
Кадр из фильма «Летучая мышь» (1979). Скриншот.
Несмотря на то, что она, явно, не бесприданница и с общественным положением всё в порядке, желающих нет. Но как по-разному смотрят на мир мама и дочь. Амалия тоже не Афродита, но она полна жизни и, скорее всего, умела в юности завлекать кавалеров. Тому пример – её супружество.
Бодрая тётка учит Лотту «стрельбе глазами» и требует, чтобы супруг притащил хоть какого-нибудь кавалера. Здесь легко дорисовать будущее Лотты – её в конечном итоге выпихнут замуж за того, кто …не сможет сопротивляться …приданому или папаше-прокурору.
Кадр из фильма «Летучая мышь» (1979). Скриншот
Но всё это не будет залогом её счастья. Судя по поведению этой несчастной старой девы, она живёт лишь ожиданием кавалеров. К слову, у неё нет воздыхателей не только из-за того, что она …чересчур стройная для 1870-х годов. Она – скучная и слезливая. Всё то же самое, но с искоркой шло бы на ура.
Тогда была эпоха, когда опять (после XVIII века!) начало цениться женское остроумие, на котором, к слову, тогда выезжали даже многие куртизанки. Не только и не столько на красоте! А ещё героиня Ольги Волковой невыносимо тупая.
В качестве бонуса — картина Джейса Тиссо, где много красавиц 1870-х годов. Викисклад.
Помните момент, когда мамочка просит её потренироваться со взглядами на мизинец? Лотта и этого не может – всё делает невпопад. Результат? Её кокетство ещё более уродливо, чем его печальное отсутствие. Короче, у Лотты – самая тусклая будущность.
__________________________________________
Рубрики: | КИНОЗАЛ/Ленфильм , Второе творческое объедин КИНОЗАЛ/Музыкальный фильм Кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |