Владимир Фетин тоже был поклонником Михаила Шолохова, да и карьеру начал с короткометражки «Жеребёнок» по рассказу писателя.
Теперь же у Фетина появилась задумка снять большую полнометражную картину. Правда, повести, которыми он зачитывался, для этого не подходили — были коротковаты. Тогда было решено объединить несколько повестей и написать полноценный сценарий. Для этого режиссёр обратился к сценаристу Арнольду Витолю, написавшему сценарий для «Жеребёнка». Так и появился новый сценарий — «Донская повесть». Главная роль в нём с самого начала предназначалась Евгению Леонову.
С утверждением сценария на киностудии «Ленфильм» проблем не возникло, а вот кандидатура Леонова вызвала много вопросов. Яков Шибалок, центральный персонаж, — человек героический, где-то даже отчаянный, способный на жесткость. Евгений Леонов даже внешне не походил на героя в общепринятом понимании, а уж
представить, что он будет стрелять в женщину, и вовсе было невозможно. Поэтому ленфильмовские чиновники колебались и рекомендовали режиссёру выбрать другого исполнителя.
Но Владимир Фетин и не собирался менять исполнителя. Мало того, он решился на дерзость, неслыханную для молодого режиссёра («Донская повесть» ведь была всего лишь второй его полнометражной лентой!):
в ультимативной форме он объявил, что либо ему разрешат снимать Леонова, либо он вообще откажется от работы.
Это было серьёзно, поскольку картина уже стояла в плане киностудии и заменить её было нечем. Худсовету пришлось согласиться.
Главную героиню Дарью пришлось поискать. Одной из претенденток была студентка Щукинского училища Людмила Чурсина, которую нашли ассистенты режиссёра. Людмила уже несколько раз снималась, но это были роли второстепенные и малозаметные. Некоторые сомнения были у Владимира Фетина и из-за внешности актрисы:
Людмила была стройной и весьма стильной городской жительницей, ему же была нужна основательная казачка, которая понятия не имеет ни о каблуках, ни о маникюре.
Утверждали Людмилу Чурсину несколько месяцев и в конце концов дали задание — «обабиться» к началу работы. Артистка подошла к делу ответственно: набрала килограммы, отказалась от косметики, перестала делать укладки и действительно стала похожа на сельчанку.
Трансформацию актрисы режиссёр одобрил, а вот
Евгений Леонов, впервые увидев партнёршу, слегка испугался.
Дело в том, что он был низковат, а Людмила Чурсина была девушкой высокой, под 180 см, и в кадре с лёгкостью могла бы затмить Леонова. Чтобы этого не случилось, оператор и декораторы шли на ухищрения, например, подставляли Евгению Леонову подставку или выбирали ракурсы так, чтобы Людмила выглядела чуть ниже, а её партнёр — выше.
Большую часть ленты снимали на Дону, в станице Раздорская. Компанию кинематографистам составили местные жители и работники донских колхозов, которые составили массовку. Помощь оказала школа добровольного спортивного общества «Урожай»: конники-любители приняли участие в создании многих эпизодов с лошадьми. Осенью 1963 года натурные съёмки завершили, группа перебралась в столицу, где в павильонах досняли ещё ряд сцен.
В 1964 году «Донскую повесть» выпустили в прокат. Фильм тут же стал популярным: зрители шли на него по нескольку раз.
За год его посмотрело почти 62 миллиона зрителей, он вошёл в десятку лидеров проката.
Кстати, многим бросилось в глаза очень трепетное. хотя и немного напряжённое отношение Евгения Леонова к экранному сыну.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Евгений Леонов | Яков Шибалок |
Людмила Чурсина | Дарья |
Александр Блинов | Николка Кошевой, командир эскадрона (сотни) |
Борис Новиков | Иван Чубуков |
Николай Мельников | Алёха |
Валентина Владимирова | Фрося |
Алексей Грибов | старый казак Кузьмич |
Лилия Гурова | заведующая Низовским детским домом |
Сергей Ляхницкий | красный командир |
Леонид Пархоменко | белый казак |
Георгий Сатини | главарь банды |
Георгий Штиль | Зотов |
В массовых съёмках фильма принимали участие казаки нижнего Дона.
Съёмочная группа
- автор сценария — Арнольд Витоль
- постановка — Владимира Фетина
- главный оператор — Евгений Кирпичёв
- главный художник — Алексей Рудяков
- режиссёр — Лев Махтин
- композитор — Василий Соловьёв-Седой
Признание и награды
- По итогам ежегодного конкурса зрителей, проводимого журналом «Советский экран», Людмила Чурсина заняла 2 место среди лучших актрис года (1964).
- Приз фильму и Почётный приз «Серебряный павлин» за лучшее исполнение мужской роли Евгению Леонову на III МКФ в Нью-Дели, Индия (1965).
- Вторая премия за исполнение мужской роли Е. Леонову на II ВКФ (1966).
_______________________________________________