-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2398
Комментариев: 49
Написано: 2555


Донская повесть

Суббота, 20 Января 2024 г. 09:55 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts

✨ Шедевры советского кинематографа.

«Донская повесть»
 

 Редкая, невесёлая роль Евгения Леонова 

Евгений Леонов остался в памяти большинства зрителей как актёр комический, хотя ему под силу были самые разные образы, в том числе глубоко трагедийные (что с лёгкостью доказывают его работы в театре). Амплуа комика за ним закрепилось после выхода комедии «Полосатый рейс» (1961). А снял эту роскошную ленту режиссёр-дебютант Владимир Фетин. И уже тогда, во время первой встречи с Евгением Леоновым, Фетинг понял, какого масштаба актёр перед ним, и решил при случае непременно снять Леонова в роли драматической. 

Кадр из фильма  «Донская повесть»

Такой шанс режиссёру предоставился через пару лет, когда он задумал экранизацию произведений Михаила Шолохова. Шестидесятые вообще стали для писателя золотой порой: его много издавали, читатели его любили, а кинематографисты охотно использовали шолоховскую прозу для создания фильмов.
Владимир Фетин тоже был поклонником Михаила Шолохова, да и карьеру начал с короткометражки «Жеребёнок» по рассказу писателя.

Теперь же у Фетина появилась задумка снять большую полнометражную картину. Правда, повести, которыми он зачитывался, для этого не подходили — были коротковаты. Тогда было решено объединить несколько повестей и написать полноценный сценарий. Для этого режиссёр обратился к сценаристу Арнольду Витолю, написавшему сценарий для «Жеребёнка». Так и появился новый сценарий — «Донская повесть». Главная роль в нём с самого начала предназначалась Евгению Леонову.

С утверждением сценария на киностудии «Ленфильм» проблем не возникло, а вот кандидатура Леонова вызвала много вопросов. Яков Шибалок, центральный персонаж, — человек героический, где-то даже отчаянный, способный на жесткость. Евгений Леонов даже внешне не походил на героя в общепринятом понимании, а уж

представить, что он будет стрелять в женщину, и вовсе было невозможно. Поэтому ленфильмовские чиновники колебались и рекомендовали режиссёру выбрать другого исполнителя.

Но Владимир Фетин и не собирался менять исполнителя. Мало того, он решился на дерзость, неслыханную для молодого режиссёра («Донская повесть» ведь была всего лишь второй его полнометражной лентой!):

в ультимативной форме он объявил, что либо ему разрешат снимать Леонова, либо он вообще откажется от работы.

Это было серьёзно, поскольку картина уже стояла в плане киностудии и заменить её было нечем. Худсовету пришлось согласиться.

Главную героиню Дарью пришлось поискать. Одной из претенденток была студентка Щукинского училища Людмила Чурсина, которую нашли ассистенты режиссёра. Людмила уже несколько раз снималась, но это были роли второстепенные и малозаметные. Некоторые сомнения были у Владимира Фетина и из-за внешности актрисы:

Людмила была стройной и весьма стильной городской жительницей, ему же была нужна основательная казачка, которая понятия не имеет ни о каблуках, ни о маникюре.

Утверждали Людмилу Чурсину несколько месяцев и в конце концов дали задание — «обабиться» к началу работы. Артистка подошла к делу ответственно: набрала килограммы, отказалась от косметики, перестала делать укладки и действительно стала похожа на сельчанку.

Кадр из фильма. Людмила Чурсина
 

Трансформацию актрисы режиссёр одобрил, а вот

Евгений Леонов, впервые увидев партнёршу, слегка испугался.

Дело в том, что он был низковат, а Людмила Чурсина была девушкой высокой, под 180 см, и в кадре с лёгкостью могла бы затмить Леонова. Чтобы этого не случилось, оператор и декораторы шли на ухищрения, например, подставляли Евгению Леонову подставку или выбирали ракурсы так, чтобы Людмила выглядела чуть ниже, а её партнёр — выше.

Кадр из фильма. Людмила Чурсина и Евгений Леонов

Кадр из фильма. Людмила Чурсина и Евгений Леонов

Большую часть ленты снимали на Дону, в станице Раздорская. Компанию кинематографистам составили местные жители и работники донских колхозов, которые составили массовку. Помощь оказала школа добровольного спортивного общества «Урожай»: конники-любители приняли участие в создании многих эпизодов с лошадьми. Осенью 1963 года натурные съёмки завершили, группа перебралась в столицу, где в павильонах досняли ещё ряд сцен.

В 1964 году «Донскую повесть» выпустили в прокат. Фильм тут же стал популярным: зрители шли на него по нескольку раз.

За год его посмотрело почти 62 миллиона зрителей, он вошёл в десятку лидеров проката.

Кстати, многим бросилось в глаза очень трепетное. хотя и немного напряжённое отношение Евгения Леонова к экранному сыну.

Кадр из фильма

И это были настоящие, ненаигранные отцовские чувства. Дело в том, что у Евгения тогда подрастал родной сын Андрей, которого он обожал и всегда говорил о нём с нежностью. И вся та теплота, умильность, чувствительность, которой был слегка обделён Андрей из-за занятости отца, вылилась на младенца на экране.



В ролях

Актёр Роль
Евгений Леонов Яков Шибалок
Людмила Чурсина Дарья
Александр Блинов Николка Кошевой, командир эскадрона (сотни)
Борис Новиков Иван Чубуков
Николай Мельников Алёха
Валентина Владимирова Фрося
Алексей Грибов старый казак Кузьмич
Лилия Гурова заведующая Низовским детским домом
Сергей Ляхницкий красный командир
Леонид Пархоменко белый казак
Георгий Сатини главарь банды
Георгий Штиль Зотов

В массовых съёмках фильма принимали участие казаки нижнего Дона.

Съёмочная группа

Признание и награды

  • По итогам ежегодного конкурса зрителей, проводимого журналом «Советский экран», Людмила Чурсина заняла 2 место среди лучших актрис года (1964).
  • Приз фильму и Почётный приз «Серебряный павлин» за лучшее исполнение мужской роли Евгению Леонову на III МКФ в Нью-ДелиИндия (1965).
  • Вторая премия за исполнение мужской роли Е. Леонову на II ВКФ (1966).

_______________________________________________

 

Серия сообщений "Ленфильм , Второе творческое объедин":
Часть 1 - Шельменко-денщик (фильм)
Часть 2 - Свадьба в Малиновке (фильм)
...
Часть 26 - Два билета на дневной сеанс
Часть 27 - Трижды о любви
Часть 28 - Донская повесть
Часть 29 - Летучая мышь (фильм, 1979)
Часть 30 - Пиковая дама (фильм, 1982)
...
Часть 44 - Пучина (фильм, 1958)
Часть 45 - Гамлет (фильм, 1964)
Часть 46 - Музыкальная история

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Экранизации литературных произведений
КИНОЗАЛ/Фильмы-драмы , мелодрамы
КИНОЗАЛ/Чёрно-белые фильмы России ,СССР
КИНОЗАЛ/Фильмы о войне
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку