-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2414
Комментариев: 49
Написано: 2571


Шедевры советского кинематографа. «Тaбop уxoдит в нeбo»

Среда, 04 Октября 2023 г. 15:45 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts

✨ Шедевры советского кинематографа.

«Тaбop уxoдит в нeбo»
— советский полнометражный широкоэкранный

 музыкально-драматический художественный фильм 1976 года

 кинорежиссёра Эмиля Лотяну[1].

Снят на киностудии «Мосфильм»

 по мотивам ранних рассказов «Макар Чудра» (1892)

и «Старуха Изергиль» (1894) русского писателя Максима Горького.

Фильм являлся лидером советского кинопроката 1976 года (64,9 млн зрителей).

 
Нacтoящий шeдeвp oтeчecтвeннoгo кинeмaтoгpaфa: «Тaбop уxoдит в нeбo» 1976
 
Кинематограф, что отечественный, что мировой, редко обращается к теме цыган. Это закрытый народ со своими своеобразными обычаями и укладом, крайне неохотно впускающий во внутренний круг чужаков.
 
К тому же веками складывался негативный образ этого народа: цыганам приписывают колдовство, владение гипнозом, воровство детей, воровство в принципе и много чего еще не очень хорошего. Что греха таить — часть из этого правда. 
 
И когда Эмиль Лотяну решил обратиться к теме цыган, то спасло его только то, что свой фильм он строил на рассказах Максима Горького. Возьми он любой другой источник — ему не разрешили бы романтизировать цыганский образ жизни.
 
Картина стала просто сенсацией, настоящей бомбой. В первый же год ее посмотрело почти 65 миллионов зрителей! Она стала лидером советского проката 1976 года, оставив далеко позади идеологически выверенные фильмы вроде «Повесть о коммунисте», «Двадцать дней без войны», «Меня ждут на земле» и подобные.
 
И это говорило только о том, что советский зритель, по самые уши накачанный идеологией, остро нуждался в красивых романтических историях, на которых мог бы отдохнуть душой. И не только советский — фильм закупили для показа 112 стран мира!
 
 
Этот фильм стал одним из немногих, снятых в то время и полностью лишенных хоть какой-то политизированности. В центре сюжета — история любви двух цыган: красавицы Рады и конокрада Зобара. Необыкновенно красивый, страстный, звонкий, яркий, удалой — такого на наших экранах еще не было.
 
Он резко отличался от того, что показывали нам по телевизору в передачах типа «Цыганские романсы». Он показывал пусть и приукрашенную, почти лубочную, но реальную жизнь цыганского табора — с тяжелым бытом, с грязью, с поножовщиной, с постоянными преследованиями властей.
 
Интересно, что при достоверно показанных образах главные роли Рады и Зобара сыграли актеры, никакого отношения к цыганам не имеющие. Светлана Тома наполовину еврейка, почти на половину русская и слегка француженка, а Григоре Григориу чистокровный молдаванин.
 
Однако после выхода фильма оба они стали национальными легендами у цыган СССР — те признали их за своих и не верили, что они не ромалы. Как рассказывала Светлана Тома, по просьбе цыганских общин ей как-то устроили творческую встречу. И она приехала одетой в обычную одежду — возмущению зрителей не было предела, ее чуть не стащили со сцены и едва не побили.
 
 
Григоре Григориу рассказывал, что как-то раз, когда он был маленьким, бабушка отвела его к цыганской гадалке. А та ему нагадала, что быть ему конокрадом. Удивительное предсказание сбылось много лет спустя: Григориу сыграл роль конокрада.
 
Играли в фильме и настоящие цыгане — Эмиль Лотяну искал их по всему Советскому Союзу. На съемки пригласили цыган из московского театра «Ромэн», но Лотяну были нужны и простые фактурные лица, он искал тех, кого не коснулась цивилизация, кто продолжал жить по закона табора. И нашел.
 
Правда, эти цыгане остались недовольны некоторыми сценами, например, той, в которой Рада обнажилась пред Зобаром и провела с ним ночь — для цыганской девушки просто немыслимое поведение. Кстати говоря, роль старой цыганки-травницы сыграла знаменитая исполнительница цыганских романсов Ляля Черная.
 
Конечно, нельзя не упомянуть о музыке. Подбором музыкальных композиций занимался известный советский кинокомпозитор Евгений Дога, он прослушал несколько сотен цыганских песен, бывших популярными в 30-х годах. Он же написал и «не цыганскую» музыку. Вся музыка как бы собирает фильм, поддерживает его, создает фундамент, подчеркивает драматизм истории.
 
 
Фильм до сих пор производит неизгладимое впечатление. Музыка, бешеные пляски, своеобразный говор, божественной красоты природа, неукротимые характеры, этнические наряды, сочетание нежной лирики и трагедии, да и сама история на острие ножа, на надрыве — можно ли припомнить что-то подобное в нашем кинематографе?


_____________________________________________________
 

Роли исполняют

В ролях

Эпизодические роли цыган в фильме сыграли артисты Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»» и киностудии «Молдова-фильм», а роли бургомистра и его окружения — актёры «Литовской киностудии», поскольку эпизоды в городе снимались в Вильнюсе и Каунасе, так как старая архитектура этих городов местами очень похожа на бессарабские города.

Песни «Маляркица», «Дывес и рат», «Яблоко», «Нанэ цоха» и другие, исполнявшиеся ещё в 1930-х годах, были подобраны композитором Евгением Догой и спеты в фильме артистами Московского музыкально-драматического цыганского театра „Ромэн“».

Сюжет

В основе сюжета фильма, который начинается с попытки группы цыган украсть табун лошадей, лежит история любви конокрада Лойко Зобара и цыганки-вещуньи Рады, описанная в рассказе «Макар Чудра» (1892) Максима Горького.

Действие разворачивается в самом начале XX века, внутри цыганского табора на реке Тисе в Закарпатье, на окраине Австро-Венгерской империи.

Легенда о любви двух молодых и гордых цыган — Лойко и Рады, которые влюбляются друг в друга, но считают, что семейная жизнь — это цепь, сковывающая их независимость. Сам Лойко повстречался с Радой, когда она нашла его раненым и исцелила. Затем конокрад и красавица ещё раз встретились, когда Лойко повстречал цыгана Бучу из табора Рады и сам пришёл в табор, возглавляемый старым Нуром.

Местный немолодой помещик — дворянин Антал Силади также влюбляется в Раду, с которой познакомился во время своей прогулки по городу, но она при всём таборе публично отвергает его и несчастный влюблённый барин проклинает молодую цыганку. Конокрад Лойко дерзок и удачлив в своём ремесле, причём он успешно ворует белую кобылицу, как этого хотела Рада. Однако он навлекает на себя гнев властей, которые чинят разгром в его родном таборе, а гордая и красивая сестра Лойко Русалина делает попытки к сопротивлению. В харчевне отец Лойко в итоге выдаёт жандармам своего родного сына, который отправил своего друга Талимона незадолго до этого к барину Балинту с целью взимания долга. К сожалению, Балинт говорит, что Лойко обещал сам прибыть в поместье, как было раньше условлено, а его слуга закалывает вилами цыгана на конюшне.

Тем временем местная власть приговаривает Лойко к смерти, однако сам Лойко ухитряется сбежать с собственной казни, хотя теряет в живых своего друга Бубулю, пришедшего к нему на помощь. Конокрад догоняет ушедший табор Рады и дарит цыганке кобылицу. Рада весело проводит время с Лойко на берегу реки, а затем проводит с ним ночь, во время которой поит цыгана виноградным соком.

В конце фильма Лойко, несмотря на мрачное предсказание старой цыганки-травницы, приходит в сопровождении старого друга Араламби в табор Рады и просит знакомого кузнеца Макара Чудру выступить в качестве свадебного ходатая. Затем он, выполняя поставленное ранее девушкой условие их свадьбы — преклонить колени (что у цыган является унижением) перед ней при всём таборе, убивает Раду и при всех встаёт перед её телом на колени. Отец Рады — старый солдат Данило, который присутствовал при убийстве дочери, убивает Лойко ножом.

Серия сообщений " История создания фильма ":
Часть 1 - Создание фильма ОСТРОВ ПАВЛА ЛУНГИНА
Часть 2 - ТРЕТЬЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ШУРИКА. КАК ГАЙДАЙ С БУЛГАКОВЫМ СПРАВИЛСЯ
...
Часть 6 - Шедевры советского кинематографа.Тихий Дон (фильм, 1958)
Часть 7 - КУРЬЕЗНЫЕ СЛУЧАИ СО СЪЕМОЧНЫХ ПЛОЩАДОК
Часть 8 - Шедевры советского кинематографа. «Тaбop уxoдит в нeбo»
Часть 9 - Шедевры советского кинематографа: «Мой ласковый и нежный зверь»
Часть 10 - КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ "А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...", КАКИЕ СЦЕНЫ ЫЛИ ВЫРЕЗАНЫ И ПОЧЕМУ РЕЖИССЁР РОСТОЦКИЙ УСТРОИЛ СКАНДАЛ
...
Часть 40 - Робокоп 2 без Пола Верховена
Часть 41 - Видите другого актера? Нет? А он там есть! Кто играл Марти Макфлая в первом фильме...
Часть 42 - ЭЛВИС - ЗВЕЗДА ВЕСТЕРНА! О ФИЛЬМЕ "ЛЮБИ МЕНЯ НЕЖНО" | "ОЧЕРКИ СТАРОГО КИНО"

Серия сообщений "Музыкальный фильм":
Кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины
Часть 1 - Шедевры советского кинематографа. «Тaбop уxoдит в нeбo»
Часть 2 - Свадьба в Малиновке (фильм)
Часть 3 - Мавка: Лесная песня
...
Часть 47 - Чёрный Орфей
Часть 48 - Люби меня нежно
Часть 49 - Вечер трудного дня (фильм)

Рубрики:  КИНОЗАЛ/Фильмы-драмы , мелодрамы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку