-Цитатник

Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру. - (0)

Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру.   ...

НОЯБРЬ - (2)

*****НОЯБРЬ *****  

Нина Коста Полное имя Нина Александровна Костарева - (0)

✨ Забытые имена советской эстрады. Нина Коста    Эту певицу из СССР почти...

Тамара Миансарова "Я тебя подожду", 1963 год - (0)

Тамара Миансарова "Я тебя подожду", 1963 год — песня композитора ...

Великая миссия Александра Александрова - (0)

✨ Великая миссия Александра Александрова   Он написал песню, которая помогла с...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) LiveInternet

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 3503
Комментариев: 97
Написано: 3771


Франц Шуберт нем. Franz Schubert

Воскресенье, 16 Июля 2023 г. 20:58 + в цитатник

Шуберт, Франц

 (нем. Franz Peter Schubert31 января 1797 — 19 ноября 1828Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор 602 вокальных композиций (на слова ШиллераГётеГейне и других), девяти симфоний (восьмая, самая знаменитая, известна как «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

 

Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма.

Биография

Детство

Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в семье Франца Теодора Шуберта и Элизабет Шуберт (урождённой Фиц). Франц Теодор Шуберт был учителем приходской школы Лихтенталя и музыкантом-любителем, он происходил из семьи моравских крестьян; Элизабет была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей девять умерли в раннем возрасте[5]; двое из выживших — Франц и Фердинанд — сделали музыку своей профессией[5].

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали члены семьи: отец учил его играть на альте, а старший брат Игнац — на фортепиано[6]. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя, где работал его отец. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви и уроки пения у регента приходской церкви М. Хольцера[6].

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом), где его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Шуберта взял к себе на бесплатное обучение Антонио Сальери, который преподавал ему контрапункт и композицию (до 1816 года)[6]. Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре он проявил свой талант композитора: с 1810 по 1813 годы написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни[7].

В учёбе ему тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году, когда у него стал ломаться голос, он был отчислен из хора, после чего вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в следующем, 1814 году[6]. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец[7], и проработал в ней до 1818 года[6]. В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно ГлюкаМоцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Дом Франца Шуберта в Вене

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора, но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером, который устроил ему встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах[7]. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году[8]. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори)[9].

Среди друзей Шуберта были чиновник Йозеф фон Шпаун, музыкант-любитель Антон Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками его творчества и периодически оказывали ему материальную помощь[6].

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе[7], в июле того же года переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену[10]. Второй раз он побывал у Эстерхази в 1824 году[6].

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов[6].

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел[11], но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех[6] и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа[6] 19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт»[12]22 сентября 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены[7]. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Творчество

Творческое наследие Шуберта охватывает разные жанры. Им создано 9 симфоний (среди которых восьмая неоконченная), свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 23 фортепианные сонаты, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора и для вокального ансамбля, и более 600 песен. При жизни и достаточно длительное время после смерти композитора его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи стали постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Его поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минорэкспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует своё неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающееся от мышления жившего и господствовавшего в то время Бетховена.

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и т. п.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается месса ми-бемоль мажор.

Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту более всего нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая во времена Шуберта была в большой моде, он интересовался мало, его восхищали лишь «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини.

Рубрики:  КЛАССИКА и КЛАССИКИ
Классическая музыка (музыкальная классика; от лат. classicus — «образцовый») — образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения[2]. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической».
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку