-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим Всё_для_-_блога

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 2451
Комментариев: 49
Написано: 2609


Создание фильма ОСТРОВ ПАВЛА ЛУНГИНА

Пятница, 14 Июля 2023 г. 20:50 + в цитатник

Создание фильма

<= Колокольня

Место для съёмок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было четыре экспедиции: съёмочная команда проехала по Мурманской области, побывала на ЛадогеОнежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах[2]. Ни один из действовавших в тех местах монастырей не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города»[3].

Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики[2]. Островом стал полуостров, соединённый с материком небольшим перешейком[4]. Башню преобразили в колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство[2]. Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря. По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы»[3].

Баржа

По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок[3].

Церковь[1]

Снимать пришлось быстро. Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены отсняли на Волге, под Дубной; по словам директора картины Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве[2].

В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал[5]:

Мы жили <…> на окраине рабочего посёлка в маленькой пустой гостинице. Там есть причал, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Зимой, конечно, они уже не ходили. Оттуда в своё время отправляли заключённых в лагеря. Это места, надышанные и первой русской святостью, подвижниками, монастырями и в то же время политые кровью безвестных мучеников советских времён. Там осталась колючая проволока, ржавые рельсы. Та баржа, которую мы затопили в картине, тоже сохранилась с тех времен. Именно на таких баржах заключенных увозили на Соловки. Поэтому место это для нас было особое. На протяжении съёмок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актёры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло.

Призы и награды

Впервые фильм показали на Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж», где его признали лучшим христианским фильмом года. Все члены съёмочной группы побывали на приёме у патриарха Алексия II, Мамонов сказал патриарху, что если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдёт в храм, «значит, мы выполнили свою задачу»[6].

Мамонов также получил премию «Своя колея» за вклад в возрождение православной культуры[7] и премию «Жорж».

Речь Мамонова на церемонии

На церемонии вручения «Золотого орла» Мамонов ввёл собравшуюся праздную публику в оцепенение, появившись на сцене в простой вязаной кофте, потёртых джинсах и дешёвых кроссовках. Получая награду, произнёс обличительную речь, шокировав светскую тусовку: рассказал о смерти оператора Андрея Жегалова, подверг резкой критике беспечность современного российского общества, отметив подмену ценностей, аморальность игорного бизнеса и ежегодные убийства миллионов детей. Власть, по его мнению, в этой плачевной ситуации ничего не сможет сделать, и если мы сами сейчас не одумаемся, то наши внуки будут рабами у хозяев-китайцев.

На Первом канале речь практически полностью вырезали, но в прессе она произвела заметный резонанс, цитаты из неё были опубликованы в газетах «Коммерсант», «Известия», «Эксперт» и др. Известная журналистка Ирина Петровская назвала Мамонова персоной месяца, а сетевой журнал «Бунтарь» включил это эпатажное выступление в «топ-10 бунтарских поступков 2007 года»[6].

Оценки и влияние

Протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что фильм у него оставил «глубокое, но в то же время очень двойственное впечатление»: «Главный герой постоянно эпатирует официальную Церковь, но у меня возникает вопрос: а что может предложить он сам? Иными словами, этот фильм очень легко может вызвать у зрителя ощущение, что некое индивидуальное, харизматическое христианство намного выше традиционной церковности. Безусловно, такой путь свойственен некоторым святым в разные времена, но предлагать его через кинематограф как единственный образец, достойный подражания — значит покушаться на устои. И я считаю, что это — очень опасный и искусительный ход режиссёра»[8].

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» отметил: «Что ожидают сейчас от Церкви люди, которые ещё не пришли в неё и не живут церковной жизнью? Они ожидают ярких чудес, изгнания бесов и других знамений, целый набор которых мы и видим в фильме. Христос здесь как-то не подразумевается. Не Его ищут в монастыре те, кто туда приезжает, и не Его открывает им старец Анатолий. Так же можно было бы приезжать к экстрасенсу. Меня как священника настораживает такой православный монастырь. В то же время мне показался интересным образ старца Анатолия. Он показан не благостным светящимся преподобным (пусть даже и юродствующим), а очень реальным, в чем-то страстным, внутренне не успокоенным, колючим человеком. И в то же время творит чудеса. Возможно ли такое?»[8].

По мнению протоиерея Михаила Дудко, «Сила воздействия на зрителей фильма Павла Лунгина велика, его художественные качества многими, в том числе церковными людьми, оцениваются весьма высоко»[9]. Как отметил епископ Игнатий (Депутатов): «после этого фильма большое количество людей пришли в Церковь и многое осознали. Когда я был священником, на исповеди многие говорили, что обратились к вере под влиянием фильма „Остров“. Знаю даже людей, которые приняли монашество после просмотра этого фильма»[10].

Сам режиссёр фильма Павел Лунгин сказал, что картина «Остров» — «это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это ещё и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть»[11]. Лунгин также отмечал, что «Остров» в чём-то продолжает «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Цареубийцу» Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращён к отдельному человеку, нежели к обществу в целом[12].

Фильм повлиял на жизнь Петра Мамонова. После «Острова» его популярность резко возросла, его персоной заинтересовались многие люди, которые до этого вообще не знали о существовании такого артиста и его группы «Звуки Му». Когда фильм показали по федеральному каналу «Россия», зрительский рейтинг поднялся до 41 %, что сопоставимо с новогодними обращениями президента[13]. Возникшую в те годы эйфорию вокруг Мамонова хорошо описал приближённый к нему музыкальный критик Артемий Троицкий: «Пете не позавидуешь. Самое ужасное, что, когда фильм получил какое-то благословение от Русской православной церкви, в деревню, где он живёт, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие — в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в лёгкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжёлая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, потому что свою роль в фильме он сыграл честно, оттого такой иконой юродивой и стал»[6]. На волне успеха режиссёр Павел Лунгин позвал артиста в свой фильм «Царь» (2009) играть главную роль царя Ивана IV Грозного.

Баржа

Серия сообщений " История создания фильма ":
Часть 1 - Создание фильма ОСТРОВ ПАВЛА ЛУНГИНА
Часть 2 - ТРЕТЬЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ШУРИКА. КАК ГАЙДАЙ С БУЛГАКОВЫМ СПРАВИЛСЯ
Часть 3 - 26 лет "Пятому элементу"...
...
Часть 41 - Видите другого актера? Нет? А он там есть! Кто играл Марти Макфлая в первом фильме...
Часть 42 - ЭЛВИС - ЗВЕЗДА ВЕСТЕРНА! О ФИЛЬМЕ "ЛЮБИ МЕНЯ НЕЖНО" | "ОЧЕРКИ СТАРОГО КИНО"
Часть 43 - Однажды в Америке

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку