-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в L-i-l-a

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.01.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2044


Девы-лебеди

Вторник, 05 Мая 2009 г. 17:47 + в цитатник

     Девы-лебеди - древний и всеобъемлющий образ, встречающийся чуть ли не повсеместно. Сюжет брака человека с лебедем или превращения в лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в лебедя). В сказках, легендах и преданиях лебедь - это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы. (300x400, 13Kb)

    В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев - лебедей.  Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь - обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из "Повести временных лет" рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других - горам Щекавице и Хоривице, а сестра - реке, и по сей день впадающей в Днепр. 

   Валькирии, так же относящиеся к Лебединым девам, по преданиям, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Девы-лебеди, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц, здесь-то и подстерегает их добрый молодец. Ведь кто спрячет их одеяние — под власть того они и попадают. Именно так в «Песни о Нибелунгах» один из главных героев заставляет Лебединую деву предсказать ему будущее. 
    По мифам славян, румынов и бурятов Девица-Лебедь, у которой добрый молодец однажды украл одежду из перьев, и стала праматерью их родов. 

    Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.
Устойчивые представления о Лебединых девах прослеживаются до самых последних глубин, зафиксированных в литературных и фольклорных источниках. Представления, аналогичные индоевропейским, сохранились и у других народов, населяющих Север нашей Родины: у ненцев, например, также известен образ Богини-Лебеди.

дева-лебедь3 (604x453, 33Kb)

    Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.
    Девица-Лебедь на острове русов появилась не случайно. Античные авторы также писали о том, что обитают в северных широтах девы, которые могут оборачиваться птицами. Римский поэт Овидий, отбывавший ссылку в придунайском городе Томы, свидетельствовал, что женщины скифов достигают этого при помощи каких-то зелий.  Кстати, имя Богини скифов, изображения которой найдены археологами в курганах причерноморских степей, — Дргим-паса или Аргим-пaca. Переводится это как «богиня Лебедь»! Отсюда следует удивительный вывод: по-разному переведенное в «Слове о полку Игореве» выражение «аркучи», из плача Ярославны, следует понимать и производить не от глагола «плакать», «причитать», a oт имени скифской богини Лебеди, Аргим (Арким) — Лебедь. Аркучи — кричать, петь по-лебединому. А Лебеди перед смертью поют. Оттуда пошло выражение «Лебединая песня». Именно в этом драматизм плача Ярославны.
 (600x367, 142Kb)

    Примерно тысячу лет спустя после Овидия в славянской земле вятичей среди женщин существовал обычай наряжаться птицей. Статная девица надевала платье с длинными, много ниже запястий рукавами, напоминающими крылья, и под музыку танцевала. Девиц этих называли русалками, а сами ритуальные празднества — русалиями. Не правда ли? Мы ведь с детства привыкли к тому, что русалки живут в воде, заманивают к себе добрых молодцев, и те навсегда исчезают в омутах, привороженные чарами и красотой хвостатых дев. Иногда pусалки сидели сидящими на берегу, расчесывающими волосы. Существуют они и по сей день, чему есть очевидцы. Возможно, они являются к нам из тонкого мира. Своими танцами русалки словно стремятся снова объединить миры: земной и небесный. Но в память о ком или о чем существовал ритуал славян? У древних славян высшим существом божественного мира была Птица Матерь Сва. Сва вдохновляла на подвиги, помогала одолеть врагов, о чем свидетельствует «Велесова (Влесова) книга»: «И бьет Матерь Сва крылами и поет песнь боевую, и эта птица не само солнце, но от нее все началось».
     Многие цивилизации знают богиню Лебедь Сва. От корня «Cва» происходит слово «Лебедь» в английском и скандинавском языках — Swan. (520x600, 177Kb)
    Лебедь-спутница греческой богини красоты Афродиты. На сосудах античных времен Афродита часто изображалась летящей на белокрылой птице. Но еще до греков Афродиту знали и почитали в Малой Азии. Там она признанная Мать богов. А это самый высокий из божественных титулов.
    Так что же: Царевна-Лебедь — не зачарованная-заколдованная красна девица, а богиня?  До того, как войти в сознание народов в образе Лебедя, Матерь богов имела другие имена.
Вот они: Изида, Анахита (богиня Ариев Средней Азии), Иннана (в Шумере «владычица небес»), Юнона (самая почитаемая богиня в Риме), Уна (главная богиня этрусков), Иштар (богиня Аккада), последнее ее воплощение — Дева Мария.
И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. После той, первой записи, сделанной в 1828 году, пройдет три года, прежде чем сказка будет завершена. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Создается такое впечатление, что богиня явила ему себя, и он отобразил ее лик с фотографической точностью. Как величайшее откровение принимаю я портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон: Тут она, взмахнув «крылами./ Полетела над волнами/ И на берег с высоты/ Опустилася в кусты./ Встрепенулась, отряхнулась/ И царевной обернулась:/ Месяц под косой блестит,/ А во лбу звезда горит:/ А сама-то величава,/ Выступает будто пава…».

(Демин Валерий Никитич «Загадки русского Севера», В. Щербаков).                                                                      

                                             источник

Рубрики:  Разное
Метки:  

Процитировано 1 раз

Деметрий   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 20:03 (ссылка)
Очень интересно, многого я не знал. "Слово о полку Игореве" я очень люблю, у меня оно на древнерусском и русском языках есть, посмотрю, как там перевели слово "аркучи".
Ответить С цитатой В цитатник
L-i-l-a   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 20:49 (ссылка)
Манджу, если Вы многого не знали, то я вообще впервые ознакомилась :). Ну и как там перевели "аркучи"?
Ответить С цитатой В цитатник
Деметрий   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 21:05 (ссылка)
L-i-l-a, там переведено "приговаривая".
Ответить С цитатой В цитатник
L-i-l-a   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 21:19 (ссылка)
Манджу, "арким" и "аркучи" вроде как имеют что-то общее, может смысл был - "приговаривая по-лебединому"...
Ответить С цитатой В цитатник
Деметрий   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 22:05 (ссылка)
L-i-l-a, Ярославна до этого в тексте сравнивается с кукушкой, поэтому сравнение с лебедем далее было бы вполне логично.
Ответить С цитатой В цитатник
L-i-l-a   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 22:31 (ссылка)
Манджу, надо будет как-нибудь на досуге ознакомиться с книгой Велеса. Читали?
Ответить С цитатой В цитатник
Деметрий   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 23:11 (ссылка)
L-i-l-a, не читал, но собирался читать, спасибо, что напомнили, надо будет поискать в интернете.
Ответить С цитатой В цитатник
L-i-l-a   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 23:16 (ссылка)
Манджу, обращайтесь, могу еще что-нибудь напомнить :)).
Ответить С цитатой В цитатник
Оранта   обратиться по имени Пятница, 08 Мая 2009 г. 21:06 (ссылка)
Одна из моих самых любимых детских сказок - "Дикие лебеди" Андерсена. Сказка - ложь, да в ней намек...
Ответить С цитатой В цитатник
L-i-l-a   обратиться по имени Пятница, 08 Мая 2009 г. 21:53 (ссылка)
Светлана, мне на днях один человек сказал, что у него эта сказка любимая и я прочла, чтобы быть в курсе дела и никак не ожидала, что сказка окажется про духовный подвиг. Еще меня потрясло, что Элиза как будто не заметила, что ее любимый человек хотел сжечь ее на костре, и без всяких колебаний вышла за него замуж. История их любви очень странная: он приехал и просто увез ее, не спросив ее желания, нарушив ее Дело и вел себя так, что он знает, что для нее лучше.
Ответить С цитатой В цитатник
Эдель_Вейс   обратиться по имени Воскресенье, 11 Октября 2009 г. 20:36 (ссылка)
Спасибо!:)
Ответить С цитатой В цитатник
L-i-l-a   обратиться по имени Воскресенье, 11 Октября 2009 г. 21:21 (ссылка)
Эдель_Вейс, пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку