-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kuvaldin

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 3859


АНАТОЛИЙ КАПУСТИН НАРОДНЫЙ ХОР

Среда, 15 Февраля 2012 г. 14:17 + в цитатник

Анатолий Алексеевич Капустин родился в 1937 году в г. Куровское Московской области. Окончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт (ВЗМИ). Работал корреспондентом городской газеты «Лобня», главным режиссёром Управления культуры г. Долгопрудный и ведущим эстрадных программ ансамбля «Русский сувенир». Академик Международной Академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ). Лауреат премий: «Золотое перо Московии», имени Николая Гумилёва, Московской областной имени Роберта Рождественского и Всероссийской литературной премии имени Николая Рубцова. Отмечен Почётным дипломом имени Кондратия Рылеева. Кавалер золотой Есенинской медали, юбилейные медали: 50 лет МГО СП, 70 лет Союзу писателей СССР и его правопреемнику МСПС. Член Союза писателей России, член Союза журналистов России, Академик Международной Академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ). Все свои прозаические произведения напечатал в журнале Юрия Кувалдина "Наша улица". Книгу рассказов Анатолия Капустина "Куровское-Лобня" издал Юрий Кувалдин в своём издательстве "Книжный сад" в 2003 году.

 

Анатолий Капустин

НАРОДНЫЙ ХОР

рассказ

 

Об этих легендарных женщинах не говорить нельзя. Это первое поколение нашего революционного государства - участники и ветераны Великой Отечественной войны. Это им, их таланту и мастерству рукоплещет сейчас Москва и вся Московская область.
Это они восславили и возвеличили своим хором, который удостоен звания Народного коллектива, небольшой городок Подмосковья - Лобню. Это перед этими женщинами, прошедшими горнило войны, стоящими во фронт со всеми орденами и медалями в строгих концертных костюмах, встает и рукоплещет зал, вытирая слезы.
Это их, женщин с нашей улицы, за высокий уровень исполнительского мастерства, самобытный талант, жизненную стойкость и оптимизм, департамент администрации Московской области награждает дипломом лауреата фестиваля народного творчества. Самой младшей из них под 70.
А все начиналось с кипучей энергии бывшего председателя городской организации ветеранов, сегодня директора музея боевой и трудовой славы города Лобня, полковника в отставке Прокопия Яковлевича Колычева. На редкость интересная личность; чуткий, внимательный, делающий людям добро, большой любитель песни, особенно военной. Ко дню рождения ветерана всегда найдет теплое слово, изыщет возможность отметить его, договорившись с администрацией города, сфотографирует на память, поможет в установке телефона, напишет статью в газету, соберет всех вместе, поделится впечатлениями, поговорят о жизни. Одним словом, этот человек, как пример доброты, оптимизма, жизнелюбия, и стал создателем профессионального городского хора ветеранов.
Вначале, с 1980 года это был кружок любителей песни, затем клуб боевых подруг и, наконец, с 1 октября 1984 года - городской хор ветеранов, которому и суждено было стать народным коллективом.
Пионерами признаны 8 человек: М. А. Горкавенко, А. Н. Гукова, А. Т. Костюкович, Н. П. Кузнецова, И. И. Прудникова, Л. М. Болышева, К. И. Филатов, П. Я. Колычев. Постепенно собралось до 30. Многие уже покинули этот мир. Вместо ушедших приходят живые. Жизнь продолжается. Первой старостой единогласно избрали М. А. Горкавенко. Художественным руководителем коллектива назначили педагога школы искусств, окончившую Московское музыкальное училище им. Октябрьской революции, Е. Б. Кащееву. Елена Борисовна послушала участников, разделила их по голосам и предложила разучить песню Г. Пономаренко на слова М. Агашиной “Растет в Волгограде березка”, аккомпанировала Н. Н.Фролова. Всех это очень обрадовало. Музыка оказалась по душе, хотя вещь и трудно давалась. Настроились. Так и пошло. Боевое крещение хора состоялось 12 января 1985 года. Ему поручили открыть вечер встречи ДОСААФ женщин - участниц войны и трудового фронта. Волновались, конечно, но выступили безошибочно, с большой помпой. Нам дружно аплодировали. Солистка Валентина Бормотова исполнила песню “Для вас”, дочь А. И. Кашинцевой Любовь прочитала поэму о матери “Горсть земли”. Были еще песни, рассказы. Девчата познали вкус выступления перед публикой, аппетиты разгорались. Решили более серьезно готовиться к праздникам. О хоре заговорили. Его стали приглашать на различные мероприятия: отчетно-выборные конференции, праздники 8 Марта, выступать перед участниками торжественных собраний по случаю знаменательных дат в кинотеатр “Чайка” и в микрорайоны города. О нем узнают за пределами Лобни - Долгопрудный, Мытищи, войсковые части Чашниковского гарнизона. Прокопий Яковлевич знакомится с земляком - поэтом-песенником П. Н. Черняевым. Он специально для нашего хора на военную тему написал песню о лобненках “Вальс боевых подруг”, которая до сих пор с большим успехом поется по всей России. Музыку к ней написал известный композитор Виктор Темнов. Коллектив набирал силу и пополнялся хористами.
Разве забудется выступление солистки А. Н. Гуковой, завораживающей слушателей своим звонким, задорным голосом. Она выходила на сцену в концертном, длиной до пола платье, украшенном с особым вкусом, и покоряла всех своим пением. Это была любимица публики. О ней говорили - наша Русланова. Даже когда по недомоганию она не имела возможности петь, но приходила в клуб, ее стоя приветствовали аплодисментами. Анна Николаевна была одной из первых в 1946 году строителей микрорайона “Москвич”. Трудно даже поверить, что всю войну и до приезда в Лобню она работала трактористкой в колхозе на Рязанщине, насколько интеллигентно и артистично держалась на сцене эта женщина.
Шло время, разрастался коллектив, повышался профессионализм самодеятельных артистов, а соответственно, и требования к себе. Как-то на одном из занятий завели разговор о костюмах. Тон задала М. В. Булатова, все ухватились за эту идею. П. Я. Колычев, надеясь заполучить форму, написал письмо на имя начальника управления бытового обслуживания В. Снимщикову, зарегистрировал его, звонил, надоедал, упрашивал. Однако старания оказались тщетными, письмо осталось без ответа. Что делать? А девчата (как они себя называют) загорелись, уже видят себя в новой одежде на сцене, а тут и Новый год на носу. Сам Бог велел. В общем решили на свои деньги закупить одинаковый материал, сшить костюмы. И завертелись: Лобня, Москва, Долгопрудный, наконец, на Гранитном поселке нашли нужное по цвету и деньгам. Сняли с каждой мерку, скроили платья. По длине они были до пола, в русском стиле, книзу расклешенные, с длинным рукавом и галстуком из той же материи, ворот стоечкой. Помнится, - говорит Прокопий Яковлевич, - к нам в хор пришла Е. Кузнецова. Ей пришлось сразу же индивидуально купить такой же материал и в ателье пошить для себя платье по этому же фасону. В своих нарядах хор выступал три года.
Мы держались только на энтузиазме. Жили сами по себе. Ни руководство, ни отдел культуры города не обращали на нас никакого внимания, хотя вовсю уже использовали наш коллектив на всех мероприятиях. С нами не считались. У нас отбирали помещение. Мы оказывались выброшенными на улицу. Нами играли, как картами. Порою запланированный 50-минутный концерт сокращали наполовину. Случалось, что вокально-инструментальные оркестры выживали нас со сцены. В конце концов терпение лопнуло. Наш идейный и духовный организатор Прокопий Яковлевич обратился к председателю исполкома А. И. Сенченко. Нам назначили встречу, на которую пригласили и начальника отдела культуры Т. М. Козлову. Здесь были высказаны все жалобы и претензии. Мы добились баяниста. Теперь можем в любую минуту давать концерты на выезде, не увязывая это с наличием рояля или пианино. Нам установили 2-часовое занятие два раза в неделю. Наши выступления будут афишировать, отмечать в прессе. Мы становимся пропагандистами добрых традиций исполнения русских народных, патриотических и песен военных лет. Сцена и песня уже неотъемлемая часть жизни коллектива. Это кусочек счастья, дающий нам возможность интересно проводить время, самоутверждаться, сознавать, что мы еще что-то можем и наше творчество нужно людям. И это действительно так.
Нас награждают грамотами, благодарственными письмами, дипломами, ценными подарками.
В 1993 году заносят в Книгу Почета городского музея боевой и трудовой славы. Меняются художественные руководители: Рамазанов Т. К., Круглев А. Н., Кобзев В. И., Кистенев Е. Н., переизбираются старосты: Казакова А. Д., Шевкопляс Т. Г., Ридевская М. М. На смену одним аккомпаниаторам приходят другие: Фролова Н. Н., Ханина Т. Л., Кобзев В. И. И только с завидной постоянностью на высоком профессиональном уровне, с неиссякаемым задором, вдохновенно и торжественно продолжает петь наш замечательный хор.
Украшением его всегда были и остаются солисты. Одна из них Тамара Васильевна Колпакова, в хоре ветеранов с 1989 года. С художественной самодеятельностью связана вся ее жизнь. Она пела во всероссийском хоровом обществе. Наставницей ее была Зара Долуханова, а голос - лирическое сопрано - ставил брат И. О. Дунаевского Борис Осипович. Тамара Васильевна закончила факультет теории и музграмоты всероссийского заочного университета искусств. Поет она потрясающе, берет необыкновенно высокие ноты.
Зал замирает, слушая ее сильный, красивый голос. В пении она очаровательна и неподражаема.
Это дочь полка, 10-летней девочкой приняла она присягу в 226 отряде 3-й ударной армии. Вместе с мужчинами несла нелегкую солдатскую службу и победила. Награждена орденом Отечественной войны 2-й степени. “Самое запоминающееся событие в моей жизни, - говорит ветеран, - вручение медали “За Победу над Германией”. Полковник перед строем поднял меня на руках, а я сияющая и счастливая отрапортовала: “Служу Советскому Союзу!” Так и продолжает служить искусству и, уверен, никогда не изменит песне эта талантливая певица хора ветеранов.
А хор уже основательно утверждается в области. Ему аплодируют: Катуар, Марфино, Одинцово, Крюково, Дмитров, Ступино и др. Он становится частым гостем дворцов культуры Долгопрудного, Мытищ. На каких бы подмостках ни появлялся этот фантастический коллектив, ему сопутствовал успех, радушный прием, всеобщее признание заслуг.
Заслуги каждой из них перед отечеством неоценимы. Шла война. 18-20-летние девчонки вместе со своими сверстниками-ребятами уходили на фронт.
Их нежным рукам были послушны не только вата и бинты, шприцы и скальпели, но и сложная аппаратура связи, техника. В них просыпалась титаническая сила, и они, вопреки чисто женским возможностям, громадным усилием воли вытаскивали с поля боя тяжело раненных воинов.
Лечили искалеченных бойцов. Лечили не только заботливыми руками, отзывчивым сердцем, но и хорошей песней. Всмотритесь, пожалуйста, в их лица.
Афанасьева Анна Васильевна - рядовая, служила матросом на катере минно-торпедной дивизии на Северном флоте, шофером автомашин по заправке самолетов горючим.
Булатова Мария Васильевна - младший сержант, телефонистка артиллерийской части, награждена медалью “За отвагу”.
Варламова Наталья Георгиевна - старший сержант, командир отделения взвода, контужена. Награждена медалью “За отвагу”.
Горкавенко Мария Андреевна - рядовая, санитар санвзвода, тяжело ранена, награждена медалью “За отвагу”.
Дробышева Мария Захаровна - рядовая, разведчик в артполку.
Жарова Анна Ивановна - рядовая, санитар медсанбата. Имеет ранения.
Казакова Анна Дмитриевна - старшина медслужбы, санинструктор батареи, ранена, награждена медалями “За боевые заслуги”, “За отвагу”.
Кашинцева Анастасия Ивановна - сержант медслужбы, санинструктор роты, контужена, награждена медалями “За боевые заслуги”, “За отвагу”.
Кочнева Александра Даниловна - младший сержант медслужбы, медсестра эвакогоспиталя.
Кузнецова Нина Петровна - сержант медслужбы, санинструктор роты, медсестра эвакогоспиталя, ранена, донор, награждена медалью “За отвагу”.
Мещерякова Александра Васильевна - старшина медслужбы, медсестра, фельдшер части.
Радан Матильда Иосифовна - партизанка, связная в партизанском отряде на Украине.
Щербакова Любовь Григорьевна - рядовая, санитарка в эвакогоспитале. Суморина Ольга Алексеевна - рядовая, телефонистка артиллерии, награждена орденом Победы 2-й степени и серебряной медалью,
Вместе с ними в тылу суровые годы войны делили и девчонки - участники трудового фронта: Елизавета Георгиевна Кузнецова, Зинаида Алексеевна Кирсанова, Анна Петровна Картошкина, Нина Тимофеевна Лермонтова, Валентина Николаевна Матынкина, Лидия Петровна Назарова, Екатерина Михайловна Стрельцова, Тамара Гавриловна Шевкопляс, Валентина Егоровна Бормотова, Валентина Ивановна Калмыкова, Надежда Федоровна Сорокина, Людмила Владимировна Андреева, Лидия Ивановна Бородина.
Это героические женщины. И те из них, кто еще в строю, продолжают ревностно служить Его Величеству Искусству.
Самая озорная из них, самая разбитная - Валентина Бормотова. Бог наделил ее приятным голосом. Она совершенно свободно держится на сцене, так и кажется, будто чертенок вселился в ее душу, а глаза искрятся, сияют, горят каким-то фантастическим светом, зажигая публику.
Был случай. Она опаздывала на концерт. Конферансье объявляет ее номер, а Валя только что влетела в зал. Мгновенно бросает сумочку, поднимается на сцену, и в этот момент у нее слетает туфля. Попытка быстро надеть обувку не увенчалась успехом. Она, не раздумывая, берет ее в руку и с босой ногой, с прибаутками, улыбаясь подбегает к микрофону. Хохот гомерический. На одном из фестивалей в Ступино затягивалось начало выступлений. Участники нервничали, волновались, сгорали от напряжения. И вдруг Валентина Егоровна энергично выходит на сцену и начинает занимать артистов шутками да песнями. Минут 40 развлекала зал. Хлопали ей неудержимо. Она не только всех уморила, но и сняла предстартовую скованность каждого выступающего. Просто чудо, а не женщина.
И вот такими самородками пополнялся коллектив. Его зауважали. С ним стали считаться. Теперь уже на каждом концерте хор - желанный гость города. Администрация всячески помогает и опекает бывших фронтовиков, устраивает им вечера отдыха со столиками, чествует именинников, юбиляров. На выездные концерты предоставляют просторные автобусы. Одним словом, стала проявлять заботу и внимание.
А хор рос. Гастролировал. В него влились способные певцы: В. С. Ларина, А. А. Гуськова. Разучивались новые песни, ставились монтажи, расширялся репертуар. На фоне выступлений прекрасно проявила себя солистка хора Валентина Матынкина, Ее красивое и очень теплое сопрано захватывает зрителей сразу же с первых нот. Чистота звучания, необычная манера донесения мелодии песни завораживает зал. Она словно колокольчик заливается на сцене, и, когда слушаешь, затаив дыхание эту солистку, поражаешься неповторимости ее удивительного голоса.
Как-то незаметно в творческих поисках, в репетициях, смотрах, конкурсах и выездных выступлениях летело время. Первое десятилетие своего существования встречал в 1994 году Лобненский хор ветеранов. Юбилей застал в его рядах 30 исполнителей, среди них 14 участников Великой Отечественной войны, 8 - трудового фронта. Более 70 концертов было дано за эти годы. Бесспорно, вклад хора в дело пропаганды русской народной песни, нравственного воспитания молодежи - большой. Заслуги его огромны. Об этом неоднократно писали газеты. Окрыленный своими успехами коллектив совершенствовался и оттачивал мастерство. Ряды его пополнились еще одной солисткой - Марией Ридевской - оригинальной, грациозной певицей с высоким голосом, незаурядными способностями. Зрители полюбили ее. Она умеет неожиданно и красиво вплести свое пение в многоголосие хора, оттеняя основные особенности песни композитора. В 1996 году руководителем хора стал Владимир Васильевич Коростелев.
Он обратил внимание на особенность исполнения Марии Михайловны, использовал ее данные в совокупности с другими солистами при взятии высоких нот в заключительных аккордах произведений. И финал превосходил все ожидания.
Надо отдать должное таланту Владимира Васильевича - лауреату международного конкурса, члену Союза композиторов России, прекрасному педагогу.
В короткое время он сумел подготовить литературно-музыкальную композицию на тему песен о войне. Требовал, репетировал, добивался, и результат налицо. В 1997 году хор был удостоен звания “Народного коллектива”. Заслуга руководителя в этом великая. Это только благодаря его усилиям, опыту, планомерной подготовке, личным качествам вожака были достигнуты такие высоты. Выступая теперь уже в ином качестве, хор встречает свое 15-летие. Он покорил Московскую область, Москву, его показывают по Центральному телевидению, о нем с восторгом отзывается пресса, в честь его слагают стихи. Бывший мэр города С. В. Кривошеин одевает коллектив в новые наряды. Юбилей отмечается в КДЦ “Чайка” пышно и с размахом. “Огонек” (Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера) радует, ласкает слух:

На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.

И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.

Парня встретила славная
Фронтовая семья.
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья.


Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты мой огонек!..

Хор торжествует. Только беспристрастное время накладывает свою печать. Уходят ветераны. Сегодня их 22 человека. Осталось всего 7 участников Великой Отечественной войны, 12 - трудового фронта. Им тяжело подниматься и спускаться со сцены, работать и выстаивать время концерта. Некоторые выходят на подмостки с палочкой, но женщины полны оптимизма, поют и не сдаются. Их беззаветной любви к песне, их неиссякаемой силе воли можно только восхищаться и завидовать. Это “последние из Могикан”.
Смотрите и слушайте их.
Перед вами уходящая гордость поколения - достояние республики.